Если вы не отыщете проблемы, то будьте уверены, проблемы отыщут вас.

Интегрированные системы менеджмента предприятия на базе стандартов исо серии 9000 и 14000

В.В. Окрепилов

генеральный директор ФГУ «Тест - С.-Петербург

Г.Н. Иванова

зам. генерального директора ФГУ «Тест - С.-Петербург

Е.Л. Казмировский

ведущий инженер ФГУ «Тест - С.-Петербург

Девиз Европейской недели качества 2002 года: «Качество на рабочем месте: сделай так, чтобы это было».

Стало уже традиционным во время проведения Недели рассказывать о достижениях и преимуществах производств, технологий, методов управления предприятий и организаций постоянно и целенаправленно работающих над проблемой качества.

Как правило, лозунг этого мероприятия отражает направление работ в области качества наиболее актуальное именно для настоящего момента и ближайшего будущего. И в этом смысле лозунг Европейской недели качества-2002 в полной мере отвечает такому условию. Ведь какова главная задача, стоящая сейчас перед многими странами? Стать полноценным участником мирового торгового сообщества с одинаковыми для всех условиями и равными правами!

К достижению этой цель сегодня стремятся многие, в том числе и Россия. Действительность такова, что нам выгоднее жить вместе и вместе решать общие проблемы, будь то производство, социальная сфера, экология, безопасность. Но необходимым условием вхождения в глобальный рынок является конкурентоспособность товаров и услуг, производимых в отдельных странах. Актуальна эта проблема и для российских предприятий.

Решая ее, мы ориентируемся на некий эталон, общепризнанный опыт, демонстрируемый лидерами мирового сообщества. Для нас, да и для большинства стран таким образцом, своего рода отсчетом является европейский опыт, зарекомендовавший себя в решении вопросов конкурентоспособности, а значит и качества продукции и услуг.

Мы приводим наше законодательство и нормативные документы в соответствие с европейскими, мы принимаем в качестве высших критериев при оценке качества продукции и услуг принципы, заложенные в Европейскую модель всеобщего управления качеством, мы учимся управлять по-европейски. Ну, а результат ощущаем у себя, на предприятиях. Все, кто взял на вооружение европейский опыт развития, имеют убедительные успехи.

 

Для нас сегодня наиболее актуальным является внедрение на предприятиях систем менеджмента качества (СМК) - и это как раз один из весьма характерных примеров обращения к успешному европейскому и мировому опыту. Стандарты ИСО серии 9000 называют, и небезосновательно, «шагом к практической реализации философии Всеобщего управления качеством», принятым в Европе. Работа именно в этом направлении дает предприятиям реальную возможность комплексно, на высоком современном уровне решать вопросы повышения качества, причем не только применительно к настоящему моменту, но и с перспективой на будущее. Если, еще три -четыре года назад, мы говорили о необходимости такой работы для отдельных предприятий (которые, кстати, сами столкнулись с данной проблемой), то сегодня можно говорить об объективных предпосылках для повсеместного внедрения СМК. Это и стабилизация в экономике, и развитие международных контактов, и полноценная правовая и нормативная база, в основе которой новая, 2000 года версия международных стандартов ИСО 9000, принятых, в том числе и в России и еще многое другое. Но главное - это предстоящее вступление во Всемирную торговую организацию. Вряд ли кого-то из руководителей наших предприятий прельстит роль «бедного родственника» в этом сообществе, да и малопочетная роль «аутсайдера», которую отводят России на фоне остальных, я думаю, никого не вдохновляет.

В последнее время все чаще упоминается словосочетание интегрированные системы. Во многих публикациях даются очень у прощенные схематичные понятия об интегрированных системах менеджмента. Однако дальше интеграции системы менеджмента качества и системы экологического менеджмента речь обычно не ведется. Иногда упоминается система управления безопасностью.

К тому же, многие российские предприятия получили сертификаты под давлением либо западных партнеров, либо для успешной торговли на европейских или американских рынках. Эти же условия заставляют их работать над получением сертификатов и по ИСО 14000. Таким образом, возникает необходимость каким-то образом выстраивать две системы менеджмента.

По данным ИСО Россия занимает 44 место по количеству сертификатов, выданных на системы качества. Число их едва превышает полторы тысячи. Систем экологического менеджмента по ИСО 14001 на сегодня сертифицировано лишь несколько десятков. Эти незначительные показатели показывают, что серьезного внимания к широкому внедрению международных стандартов на системы менеджмента качества и окружающей среды уделяется недостаточное внимание.

Каковы же причины такого положения? Одна из них - непонимание и нежелание высшего руководства заниматься системным управлением. На многих предприятиях, сертифицировавших СМК, эта работа была направлена лишь на получение сертификата. Об использовании эффективного инструмента - системы менеджмента качества (СМК) - для повышения управляемости фирмы, получения экономического эффекта и устойчивого положения на рынке зачастую не шло и речи.

Так как при внедрении систем менеджмента качества лишь единицы предприятий ощутили реальный экономический и управленческий эффект, руководители большинства фирм крайне скептически относятся к построению и внедрению систем экологического менеджмента (СЭМ), считая это дело пустой тратой средств, увеличению количества документов и созданию еще одной неэффективной структуры.

В то же время на большинстве предприятий, внедривших системы качества и ощутивших реально управленческий и экономический эффект от системного управления, стали всерьез присматриваться к построению систем в других сферах деятельности.

Вместе с тем, во всем мире сегодня основным направлением совершенствования управления предприятий является создание и внедрение интегрированных систем менеджмента на основе международных стандартов ИСО 9000, 14000, SA 8000, OHSAS 18000, IDEF и др. В этих документах собран мировой опыт системного управления качеством, экологией, персоналом, охраной труда и промышленной безопасностью, информационным обеспечением систем.

Те из руководителей, кто первыми поняли пользу и необходимость освоения и внедрения системного подхода к управлению предприятием, получают неоспоримые преимущества.

Именно системы увязывают в единое целое взаимодействующие и взаимосвязанные процессы, составляющие суть деятельности предприятий, направляют работу подразделений на достижение главной цели бизнеса -получение прибыли за счет удовлетворения требований и ожиданий потребителей - и надежной конкурентоспособности продукции и фирмы. При этом обеспечивается эффективное управление экологическими аспектами и качеством, персоналом и ресурсами, финансами и информацией, процессами и сроками, рисками и безопасностью на основе новых информационных технологий.

Базовые основы системного менеджмента, вобравшие в себя мировой опыт, по-прежнему остаются в ИСО 9000. Новая версия стандартов этой серии 2000-го года еще больше сблизила принципы системного менеджмента качества и менеджмент бизнеса.

Так, МС ИСО 9000:2000 "Основные положения и словарь" очень тесно увязывает основные понятия в области менеджмента и менеджмента качества. В п.2.11 однозначно говорится о том, что СМК - это часть системы менеджмента организации направленная на достижение результатов в соответствии с целями в области качества. Цели в области качества дополняют другие цели организации, связанные с развитием, финансированием, рентабельностью, окружающей средой, охраной труда и безопасностью. Различные части системы организации могут быть интегрированы вместе с СМК в единую систему менеджмента, используя общие элементы. Интеграция создает основу для планирования и выделения ресурсов, определения общих целей и оценки общей эффективности организации. Внутренний аудит может быть использован не только для оценки соответствия требованиям ИСО 9000 и ИСО 14000, но и для оценки на соответствие собственным требованиям организации по всем направлениям деятельности.

Если говорить о построении системы менеджмента организации, то требуется разработка Политики организации. Политика в области качества, экологии, безопасности и т.д. должны быть равноправными и согласованными частями общей Политики и Стратегии организации. При этом рекомендуется, чтобы Политика вытекала из осознанной Миссии организации. (Миссия - документ, описывающий цель или смысл существования организации, и отвечающий на вопрос, зачем существует данный бизнес или вид деятельности). Одновременно напрашивается решение, что и Стратегия и Видение (vision - документ, описывающий будущее организации) организации должны быть сформулированы высшим руководством и документированы.

Для реализации Миссии, Политики и Стратегии организации высшее руководство должно разработать Цели по всем направлениям деятельности, направленные на улучшение деятельности. Такая постановка работы по всем направлениям деятельности, в рамках всех систем менеджмента организации, способствует взвешенному, скоординированному определению и управлению ресурсами.

Кроме того, необходима разработка структуры управления и распределение ответственности и полномочий персонала. Распределение ответственности, полномочий и взаимоотношений всех работников организации должно касаться всех аспектов и направлений деятельности.

При разработке и внедрении интегрированных систем менеджмента (ИСМ) встает ряд организационных вопросов. Первый вопрос - КТО должен быть представителем высшего руководства по разработке и внедрению ИСМ? Традиционно вопросами экологии, охраны труда и безопасности занимается на российских предприятиях главный инженер или технический директор. Ему подчиняется отдел охраны окружающей среды (ОООС) и отдел охраны труда и техники безопасности (ООТиТБ). ОООС, как правило, занимается мониторингом экологического состояния, контролем и лабораторными анализами экологических аспектов и взаимодействием с органами контроля.

Однако, главный инженер и специалисты в области экологии и охраны труда, как правило, не имеют достаточного опыта, знаний и квалификации в создании и внедрении систем менеджмента.

Специалисты служб качества, обладающие необходимым опытом в этой сфере деятельности, не желают взваливать на себя еще экологические проблемы и охрану труда, не разобравшись и со своими в области качества. К тому же, эти сферы деятельности требуют достаточно объемных специфических знаний в области законодательства, методов и технологий решения проблем по охране окружающей среды и безопасности.

В результате на предприятиях назначаются два представителя высшего руководства: по качеству - директор по качеству, по экологии и охране труда -главный инженер. В результате возникает ряд противоречий и конфликтов. Главный инженер, отвечая за экологическую и промышленную безопасность предприятия, теперь возглавляет аудит и мониторинг в области экологии и безопасности, осуществляя надзор за деятельностью ему же подчиняющихся инженерных и технологических подразделений.

В итоге выстраиваются три параллельные системы менеджмента, очень слабо интегрированные между собой. Появляется дублирование документов, работ, аудита, учета затрат в процессах.

Главная задача менеджмента состоит в умении координировать деятельность различных служб в достижении главной цели бизнеса. Система менеджмента представляет собой механизм, инструмент управления для реализации миссии, стратегии, политики и достижения целей организации. Система увязывает взаимодействующие и взаимосвязанные процессы в единую сеть. Если все аспекты деятельности управляются по единым принципам, в рамках единой интегрированной системы менеджмента, результативность и эффективность такой деятельности намного выше.

Так вот, чтобы решить эту главную задачу менеджмента, и нужно поставить одного менеджера - по системам управления.

Ключевая роль руководителя - формирование стратегии, политики и целей фирмы, выделение ресурсов и анализ результативности и эффективности бизнеса.

Предназначение менеджера по системам - разработка тактики по реализации стратегии, политики и достижению целей, мониторинг и аудит деятельности, обработка информации и доклад руководителю. Есть за ним еще одна важнейшая функция - быть учителем и консультантом по разработке СМ и применению методов менеджмента для постоянного улучшения деятельности.

Орган по сертификации систем менеджмента «Тест-С.-Петербург» аккредитован:

• Госстандартом России на право проведения сертификации систем менеджмента качества в системе ГОСТ Р - национальной системе сертификации на соответствие требованиям международных стандартов ИСО 9000 (аттестат аккредитации No POCC.RU.0001.13HC09 от 30 мая 2003), стаж работы на рынке услуг с 1993 года;

• Аккредитующим органом Системы обязательной сертификации по экологическим требованиям на право проведения работы по сертификации систем управления окружающей средой на соответствие требованиям международных стандартов ИСО 14000 (аттестат аккредитации No ОС-32.А от 28.05.2003), стаж работы на рынке услуг.

Орган по сертификации систем менеджмента «Тест-С.-Петербург» единственный в России получил право выдавать признаваемые во всем мире сертификаты IQNet, дающие доступ на мировой рынок.

В международной системе сертифицирующих органов IQNet, насчитывающей 35 партнеров из 34 стран мира «Тест - С.-Петербург» получил право выдавать международный сертификат по результатам выполнения работ по сертификации систем менеджмента качества (на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001:2000) и систем экологического менеджмента (на соответствие требованиям стандарта ИСО 14001:1996).

Практику интегрирования систем менеджмента предприятия Тест-С.Петербург пытается использовать в своей деятельности. Однако если важность внедрения систем менеджмента качества в повседневную практику деятельности предприятий уже является очевидной, то внедрение систем экологического менеджмента пока не подкреплено ни экономическими выгодами, ни законодательно.

Но даже в этих непростых условиях Тест-С.-Петербург, его орган по сертификации не оставляет надежду на скорое внедрение стандартов серии 14000 на большинстве предприятий - лидеров, уже внедривших системы качества отвечающие требованиям стандартов серии 9000.

Одним из таких предприятий является Санкт-Петербургская бумажная фабрика Гознака, получившая сертификат на систему качества в 2000 году и сертификат на систему управления окружающей средой в 2001 году. На очереди крупнейший гигант целлюлозно-бумажной промышленности ОАО «Архангельский ЦБК», ЗАО «Невская косметика», ОАО «Светогорск».

Поскольку требования ИСО 14000 во многом пересекаются с ИСО 9000, возможна облегченная сертификация предприятий, которые уже имеют ИС09000. При внедрении новой версии стандартов серии 9000, характеризующейся связями между процессами жизненного цикла продукции и процессами, обеспечивающими выполнение экологических требований, предполагается возможность «двойной» сертификации для уменьшения общей стоимости. В дальнейшем мы надеемся на содействие органов государственной власти и органов местного самоуправления, на территории которых расположены «неблагополучные» с экологической точки зрения предприятия, в решении проблемы внедрения экологического менеджмента и добровольной сертификации систем управления окружающей средой.

 





Также на сайте:
Чем объясняются успехи деятельности кружков качества в Японии
Что такое "Джоггер"?

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте