Научитесь отделять более важное от менее важного. Многие люди не делают успехов просто потому, что придают слишком большое значение незначительным вещам. (Джим Рон)

Инновационный метод как инструмент разработки и внедрения на предприятии системы менеджмента качества

(Из опыта подготовки ОАО "Ярославский шинный завод" к сертификации системы качества на соответствие с международным стандартам ISO)

Участие консультантов по управлению, владеющих инновационным методом (ИМ), в работах по подготовке ОАО "ЯШЗ" к сертификации на соответствие системы менеджмента качества (СМК) международным стандартам ISO 9001 стало возможным благодаря осознанию руководителями предприятия двух существенных принципов:

  • СМК не может быть привнесена извне в готовом виде и должна быть "выращена" силами руководителей и специалистов предприятия, опирающихся на помощь консультантов.
  • разработка и, главное, внедрение СМК на предприятии невозможны без превращения этого процесса в зону ответственности всего персонала и в первую очередь - персонала управления.

При этом Заказчик и консультанты были убеждены, что внедрение на предприятии СМК в соответствии с международными стандартами - наиболее реальный путь выживания завода, обеспечивающий возможность сохранения и развития рынка выпускаемой продукции.

Собственно работа консультантов по управлению заключалась в подготовке и проведении двух инновационных семинаров с руководителями и специалистами различных уровней. Инновационный семинар может быть определен как коллективный поиск инновационных решений сложных нестандартных проблем с одновременным принятием на себя ответственности за их реализацию всеми участниками этой работы.

Первый (диагностический) инновационный семинар с линейными руководителями и специалистами был посвящен аудиту существующей на предприятии системы управления и ее соответствия принципам менеджмента качества, разработке предложений относительно новой политики качества и формированию управленческой команды под задачу разработки и внедрения СМК. Второй инновационный семинар с высшим руководством предприятия решал задачи формирования алгоритма управления качеством в условиях дефицита ресурсов, прогнозирования проблем внедрения СМК и разработки мер по их решению.

Работа на семинарах строилась в соответствии с пятью основополагающими правилами ИМ.

Первое правило: Занимайтесь своими затруднениями и проблемами. Согласно этому правилу, лишь отношение персонала управления к запуску СМК предприятия как к решению проблемы качества своей собственной деятельности приводит к положительным результатам.

Второе правило: Решайте затруднения вместе с другими людьми. Поскольку производство - коллективный процесс, необходим коллективный субъект решения проблемы качества. Такими субъектами - последовательно - становятся 1) команда, ответственная за разработку и внедрение СМК; 2) кружки качества; 3) весь персонал предприятия.

Третье правило: Концентрируйтесь на содержании затруднений. Реализацию этого правила можно увидеть в последовательном восхождении персонала предприятия к пониманию того, что обеспечение приоритетности качества - реальный и, возможно, единственный путь сохранения и развития предприятия.

Четвертое правило: Прорывайтесь к действительному содержанию затруднений. Следование этому правилу подразумевает изменение контекста, в котором рассматривается проблема качества, изменение взгляда на реальность, в которой мы действуем. Проблема качества в контексте социалистического производства практически не имела решения. Этого контекста уже не существует, а в сознании многих работников крупных предприятий рубеж 1991 года еще не перейден.

Пятое правило: Вырабатывайте новое видение себя, своих возможностей, мира в целом. Осознание нового контекста, в котором может быть решена проблема качества, и самоопределение работников в этой новой реальности, формирующиеся в ходе инновационных семинаров, являются необходимыми условиями для внедрения и развития СМК предприятия.

Использование инновационного метода значительно повышает вероятность успеха при внедрении и дальнейшем развитии на предприятии системы качества, ориентированной на идеологию TQM.


В. В. Антропов - директор Центра поддержки инвестиций Ярославского института повышения квалификации руководящих работников и специалистов химической и нефтехимической промышленности.

Опубликовано на https://yaripk.yaroslavl.ru/





Также на сайте:
Интегрированные системы менеджмента. что это такое?
Квалификационные требования

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте