Делайте правильно с первого раза.
Стародубцев В.И.
Что дает сертификат соответствия системы качества требованиям стандарта ИСО 9001? Сертификат может быть одним из необходимых условий поставки продукции и получения кредитовЗАО НФ "Электропровод" с 1999 г., рекламируя свою продукцию, информирует потребителей о совершенствовании системы качества на основе стандарта ИСО 9001.
Конечно, более существенным является тот факт, что ЗАО НФ "Электропровод" выполняет свои обязательства перед потребителями, в том числе стремится учитывать требования потребителей к качеству продукции. Это находит свое отражение, например, в насчитывающей сотни марок номенклатуре оптических кабелей (ТУ 16.К12-16-97 "Кабели оптические для местных и междугородных линий связи ВСС России"), разрабатываемых и выпускаемых ЗАО НФ "Электропровод".
Рассмотрим стандарт ИСО 9001 с нескольких точек зрения, а именно - управления организацией, моделирования системы и управления качеством продукции. Требование стандарта ИСО 9001:1994 "разработать и поддерживать систему качества" можно свести к следующему:
Фактически, стандарт ИСО 9001 ориентирует пользователя на внутреннюю информацию, описывает процессы внутри организации. Но внутри - только издержки. Единственно возможный канал прибыли - это платежеспособный потребитель. Для принятия рискованных решений относительно стратегии бизнеса, отказа от старого и введения нового, баланса между краткосрочным и долгосрочным, между немедленной прибылью и долей рынка необходима внешняя информация, уравновешивающая внутреннюю [I].
Вышесказанное позволяет утверждать: организация, решившая учитывать требования стандарта ИСО 9001, являющегося общим и не зависящим от конкретной отрасли промышленности, столкнется с неоднозначностью требований.
Приведем наиболее интересные термины определения стандарта ИСО 8402:1994 "Управление качеством и обеспечение качества. Словарь":
1. Система качества - совокупность организационной структуры, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
2. Объект - то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено.
3. Процесс - совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которая преобразует входящие элементы в выходящие.
4. Процедура - установленный способ осуществления деятельности. Во многих случаях процедуры документируются. Такая процедура обычно включает цели и область деятельности: что должно быть сделано и кем; когда, где и как это должно быть сделано; какие материалы, документы и какое оборудование должны быть использованы; каким образом это должно быть проконтролировано и зарегистрировано.
Такой аппарат явно недостаточен для адекватного описания и документирования деятельности организации (невозможно, например, разработать интегрированную информационную систему, моделировать сложные системы). Здесь необходимо упомянуть, что первое издание стандарта ИСО 9001 в 1987 г. было разработано на основе британского стандарта BS 5750:1979 и отдаленно напоминало структурный подход к описанию систем (например, |2]), который разрабатывался в то время. Известно, что разноплановость и сложность задач моделирования систем привели к возникновению целого ряда направлений, одно из которых - объектно-ориентированный подход (например, [3|).
На мой взгляд, по содержанию модель, предлагаемая стандартом ИСО 9001, соответствует модели систем (таблица) - одной из двух наиболее распространенных парадигм в социологии организации. Вторая - модель участвующих сторон.
Различия между моделью систем и моделью участвующих сторон [4]
Основной предмет анализа | Модель систем | Модель участвующих сторон |
Организация как сущность с определенными функциональными требованиями | Группы, заинтересованные в собственной выгоде | |
Насколько прочной является организация? | Стабильная деятельность, направленная на самосохранение | Нестабильная деятельность, в лучшем случае "сообщество по интересам" |
Что является движущей силой, которой придается особое значение? | Смысл норм и связность | Санкция и вознаграждение |
Каким предполагается имидж человека? | Проявляющим беспокойство об интересах организации | Равнодушный, расчетливый, проявляющий беспокойство о личной выгоде |
Каков анализ в эмоциональном отношении? | Идеалистичный | Циничный, реалистичный |
Так как стандарт ИСО 9001 носит общий характер, то он не сможет, на мой взгляд, добавить что-нибудь существенное к знанию о продукции и навыкам, существующим и развиваемым в организации. Но стандарт ИСО 9001 может подтолкнуть организацию сформировать свою концепцию, если у организации ее нет.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Д р у к е р П. Следующая информационная революция. - Сервер журнала Forbes ASAP 24.08.1998
2. G a n e C. and S a r s о n T. Structured Systems Analysis. - Englewood ClifTs, NJ: Premice-Hall Management 1979
3. В о о с h G. Object-Oriented Analysis and Design with Applications. - Addison-Wesley, 1994
4. L a m m e r s C.J. Organisaties vergelijkenderwijs. - Het Spectrum, Utrecht, 1983.
5. M a s t e n b r о e k W.F.G. Conflict Management 1979 and Organisation Development. - John Wiley & Sons, 1993
Опубликовано в https://subcontract.ru
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"