Моя задача - доказать, что у компании и ее сотрудников интересы общие. Мы не противники. Мы - партнеры. (Сэр Гектор Лэнг, United Biscuits.)

Качество как национальная идеяОсвоение систем качества - путь на мировой рынок

Геннадий Воронин
Известно, что лидирующего положения в мировой экономике, в социальном и культурном развитии достигают лишь те страны, которые способны обеспечивать качество продукции и услуг, создающее их производителям конкурентные преимущества, а потребителям- комфортные условия жизни. Именно поэтому в ведущих странах мира проблема качества находится в центре экономических интересов и государства, и граждан, что позволяет этим странам, обеспечивая высокое качество и конкурентоспособность продукции и услуг, обретать роль лидеров во многих секторах мирового рынка. Именно качество, возведенное в ранг национальной идеи, позволило ряду стран, оказавшихся в состоянии экономической депрессии, успешно выйти из кризиса.

Па качества должна стать приоритетной и для российской экономики, которая, несмотря на определенное оживление, все еще находится в тяжелом кризисном положении. Ведь очевидно, что основной причиной этого является недостаточная конкурентоспособность многих видов отечественной продукции, обусловленная их низким качеством.

В последние годы в России был предпринят ряд шагов по преодолению этой ситуации. Прежде всего была создана законодательная база в областях деятельности, непосредственно связанных с контролем безопасности и обеспечением качества продукции и услуг, а также с защитой потребительского рынка. Однако недостаточность предпринятых мер очевидна. Назрела необходимость выработки целенаправленной и эффективной национальной политики в области качества.

Как известно, Концепция национальной политики России в области качества, разработанная специалистами Госстандарта России, ряда ведомств, организаций и предприятий, была представлена Правительству Российской Федерации, и сейчас ведется ее доработка.

Одним из важных направлений национальной политики в области качества , предусмотренных этой Концепцией , является широкое внедрение на предприятиях эффективных систем качества и прогрессивных методов менеджмента качества. В связи с этим на первый план выходит политика в образовательной сфере, в областях развития консультационной деятельности, систем качества и их сертификации, а также политика поддержки (с помощью государственных заказов) предприятий, внедряющих и сертифицирующих системы качества.

Таким образом, политика в области развития систем качества и их сертификации, а также поддержки этой деятельности представлена в Концепции как важная функция государства.

В Концепции, в частности, отмечается, что наличие сертификатов на системы качества, подтверждающих их соответствие требованиям стандартов ИСО серии 9000,QS-9000 и других аналогичных стандартов, является существенным фактором конкурентоспособности, а в ряде случаев - обязательным условием при заключении контрактов или допуске предприятий к тендерам. И потому необходимо развивать деятельность по сертификации систем качества, обеспечивая высокий профессионализм ее участников и доверие к ее результатам, активно добиваться признания отечественных сертификатов за рубежом. При этом подчеркивается, что государство должно содействовать вхождению российских организаций и органов по сертификации в международные и региональные союзные соглашения, а также аккредитации российских органов по сертификации и испытательных лабораторий за рубежом.

В нашей стране деятельность по развитию систем качества и методов менеджмента качества имеет глубокие корни. Специалисты старшего поколения помнят аттестацию промышленной продукции по трем категориям, которая в течении двух пятилеток была основой планирования и стимулирования работ по увеличению выпуска продукции с государственным Заказчиком качества.

Системный подход к решению проблемы качества зародился в нашей стране в 50-е годы, когда бала создана и получила широкое распространение Саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП). Затем создавались и осваивались все большим числом предприятий такие системы управления качеством, как Горьковская система качества, надежности и ресурса с первых изделий (КАНАРСПИ), Львовская система бездефектного труда (СБТ), Ярославская система научной организации работ по увеличению моторесурсов (НОРМ) и Рыбинская система научной организации труда, производства и управления (НОТПУ).

В результате обобщения и развития опыта, накопленного при создании и использовании этих систем, в начале 70-х годов была создана Львовская комплексная система управления качеством продукции (КС УКП) . Именно в КС УКП были впервые использованы стандарты предприятия (СТП) как организационная основа управления качеством. Они применяются и сейчас при создании и функционировании современных систем качества, базирующихся на стандартах ИСО серии 9000. В нашей стране имеется и такой опыт: в конце 70-х рядом машиностроительных предприятий совместно со специалистами Госстандарта были успешно апробированы государственные стандарты на процессы управления предприятием. Эти разработки, как и КС УКП, в определенной степени предвосхитили появление международных стандартов на менеджмент качества и принципов TQM.

Тем не менее известно, что отечественные новации не обеспечили должных результатов, поскольку предприятия не были экономически заинтересованы в повышении качества. Сегодня в условиях формирования рыночной экономики, когда конкурентное качество продукции - обязательное условие выживания и благополучия любого предприятия, отечественный опыт становится востребованным. Поэтому в Концепции предусмотрено широкое использование накопленного в стране опыта в области системного управления качеством труда и продукции.

Во многих странах, лидирующих на мировом рынке, предприятиям и фирмам, ведущим работу по внедрению систем качества и подготовке их к сертификации, а также пользующихся услугами консалтинговых организаций, оказывается государственная поддержка. Вот только два, но весьма убедительных примера.

Наиболее продуктивный подход к рассматриваемой проблеме, получившей международное признание, демонстрирует Великобритания. Страна располагает еще довоенным опытом сертификации с соответствующей нормативной базой, а также организационным и материальным обеспечением. В 1979г. Британская организация по стандартизации (BSI) выпустила стандарт - BS 5750 "Система качества". Он получил одобрение Министерства торговли и промышленности (МТП) и лег в основу национальной компании за качество, поддержанной правительством Маргарет Тетчер.

МТП учредило Регистр компании Великобритании, системы качества которых были сертифицированы (третьей стороной) на соответствие BS 5750. Впоследствии, как известно, этот стандарт был принят за основу первой версии стандартов ИСО серии 9000.

В 1988г. по инициативе МТП была принята национальная программа, предусматривающая комплексное содействие британскому бизнесу путем консультаций, руководства и практических услуг, необходимых для всестороннего повышения его конкурентоспособности. Эта программа, нацеленная на все типы компаний, делала особый акцент на производственные и сервисные компании с персоналом менее 500 человек.
Программой предусматривались при региональных отделениях МТП безвозмездные услуги компании по анализу их хозяйственной деятельности консультационной службы по вопросам предпринимательской деятельности. Компания, обратившаяся за консультацией, должна была выплатить только две трети стоимости специализированной консультации, если необходимость ее получения вытекала из результатов анализа (или половину стоимости для компаний, действующих в местности, на которую распространяется особое положение об оказании дополнительного содействия). Включение компаний, прошедших оценку системы качества, в сформированный МПТ Регистр, проводится бесплатно.

В США предприятиям, добивающимся выдающихся успехов благодаря применению современных методов менеджмента качества и победивших в конкурсе на соискание премии Малкольма Болдриджа, оказывается поддержка в форме присуждения этой премии.

Премия Малкольма Болдриджа была учреждена в соответствии с Национальным законом о повышении качества (National Quality Improvement Act), принятым в США в 1987г. Был создан Фонд Болдриджа, который, будучи неприбыльной организацией, получил более 15 млн долл. Для финансирования учреждений , связанных с процессом присуждения премий, - их вручает лауреатам президент США.

На основании модели данной премии проводятся аналогичные конкурсы в 43 штатах США.

В начале 90-х годов критерии премии подвергались изменениям, в результате чего стали учитывать не только качество продукции и управление им, но и совершенствование работы всей компании.

1993г. положил начало политике, получившей название "Технология для экономического роста Америки: новый курс на создание экономической мощи". Были приняты новаторские программы : "Передовые технологии" (поддержка рисковых, дорогостоящих и медленно окупающихся проектов) и "Партнерство в расширении производства", в рамках которых осуществлялось техническое содействие модернизации деятельности в условиях мировой конкуренции 380 тыс. средних и малых фирм США.

В том же году Конгресс США принял Закон о торговле и конкурентоспособности, с введением которого начался современный этап, характеризующийся дальнейшим укреплением партнерства между федеральными, местными и частными структурами по повышению. Конкурентоспособности США на мировом рынке.

Поддержка предприятий и фирм, внедряющих, сертифицирующих системы качества и ведущих интенсивную работу по повышению конкурентоспособности продукции, осуществляется и в других странах, где подобное направление деятельности является элементом национальной политики в области качества.

Большая работа ведется и на уровне экономических регионов, в частности в Европейском Союзе. Так, в 2000г. Европейская организация по качеству подготовила и опубликовала документ под названием "Европейское видение качества". В нем изложен концептуальный подход к выделению ключевых элементов, определяющих европейское качество. Среди них названо "качество организации" и указаны пути и направления того, как организация должна создавать свою внутреннюю культуру качества и поддерживать ее, чтобы качество продукции как результат ее деятельности было высоким всегда и постоянно улучшалось. Для этого, собственно, и внедряется система качества и проводится самооценка организации на соответствие критериям премий по качеству.

Опыт ведущих стран, бесспорно, необходимо изучать и адаптировать к условиям российской экономики. При этом с учетом национального опыта следует разрабатывать и собственные пути решения проблемы.

Одним из важных шагов в активизации работ в области качества стал выход в 1998г. постановления Российской Федерации "О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг".

В нем в частности говорится:
"Считать важнейшей задачей федеральных органов исполнительной власти осуществление поддержки субъектов хозяйственной деятельности, внедряющих системы качества на основе ГОСТ Р ИСО серии 9000 в целях повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и предоставляемых услуг.

Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывать поддержку субъектам хозяйственной деятельности".

В соответствии с постановлением при размещении государственных заказов для федеральных нужд принимается во внимание наличие у предприятия системы качества, сертифицированной по стандартам ИСО серии 9000. В результате с помощью размещения выгодных заказов государство заинтересовывает промышленность в создании и использовании таких действенных инструментов улучшения качества продукции , как современные системы качества.

В целях стимулирования работы по повышению качества продукции и услуг в России в 1996г. были учреждены премии Правительства Российской Федерации в области качества. В результате уже четырех конкурсов на соискание этих премий 36 предприятий стали лауреатами, а 33 - дипломантами. Интерес к конкурсу растет, и поэтому отраслевая принадлежность и география его участников расширяется. Помимо крупных промышленных предприятий свои силы в этом соревновании пробуют организации сферы услуг, здравоохранения, образования и представители малого бизнеса.

После получения наград победители конкурса продолжают использовать самооценку по критериям премии с целью совершенствования своей деятельности, а некоторые из них - с целью подготовки к участию в конкурсе на соискание Европейской премии по качеству.

Опыт предприятий, ставших лауреатами и дипломантами премии Правительства Российской Федерации в области качества, свидетельствуют, что внедрение систем управления качеством позволило им улучшить результаты своей деятельности в целом. Для этих предприятий характерно улучшение взаимоотношений руководителей с персоналом, повышение производительности труда, рост удовлетворенности потребителей производимой продукции, увеличение ее доли на рынке, улучшение финансовых показателей работы.

По данным опроса лауреатов 1997г., присуждение премии позволило к примеру, ОАО "Белокалитвенское металлургическое производственное объединение" (Ростовская область) увеличить число потребителей выпускаемой продукции. Свою долю на региональном и российском рынках увеличило ОАО "Пермтрансжелезобетон" (Пермская область).

Благодаря своим достижениям в области качества ЗАО "Вологодский подшипниковый завод" увеличило объем производства и продаж подшипников на 5,6%, а с учетом другой продукции - на 7,9%. Предприятие вошло в число постоянных поставщиков корпорации "John Deere", автомобильных заводов DAEWOO.

ОАО "Машиностроительный завод" Минатома России (г.Электросталь Московской области) поставляет свою продукцию на каждый десятый ядерный реактор в мире. За последние годы завод расширил свои традиционные внешние рынки сбыта, заключив контракт с Китаем, начал поставлять совместно с концерном "Сименс" свою продукцию на шесть западноевропейских атомных электростанций. Доля экспорта в общем объеме производства ядерного топлива составляет 50%. 

Самооценка, проведенная ГП "Воронежский механический завод", дала информацию, необходимую для выявления и устранения слабых мест в производстве и в системе качества. Это позволило предприятию в 1998г. стать лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области качества. В результате внедрения на заводе системы качества и ее совершенствования потери от выпуска некачественной продукции снизились в 3 раза. За период с 1994 по 1998гг. Среднегодовой прирост объемов производства составил 13%. Товарный знак завода известен во многих странах СНГ, в Германии, Австрии, Швейцарии и США.

Для ОАО "Альметьевский насосный завод" (Республика Татарстан) звание лаереата премии Правительства Российской Федерации в области качества способствовало выходу на внешний рынок. Так, предприятие выиграло тендер на поставку производимого им оборудования в Индию, расширяется экспорт продукции на Ближний Восток и в Северную Африку. Заказы от нефтяников стран СНГ на рынке по погруженным двигателям составляют 62%, а по насосам - 50%. Устранение недостатков, выявленных в результате самооценки по критериям премии , позволило организации перейти от системы качества к системе управления предприятием, а также сособствовало улучшению внутреннего климата в коллективе.

Лауреат конкурса 1999г. ОАО "Западно-Сибирский металлургический комбинат", который много лет занимался вопросами качества, используя метод самооценки, стал в России лидером по основным видам строительного проката, в том числе по арматуре (более 44% от общего производства в стране). При этом экспорт его товарного проката составляет 76%.

Два года назад был выпущен специальный номер журнала "Стандарты и Качество", посвященный изучению рынка услуг по консалтингу и сертификации систем качества. В нем выступили ведущие специалисты Госстандарта России , органов по сертификации систем качества и консалтинговых организаций, которые сделали глубокий анализ российского рынка данного вида услуг. В журнале был приведен список организаций, занимающихся разработкой и внедрением систем качества на отечественных предприятиях, и дана информация об их услугах, а также приведены данные о расположении в центре и регионах страны органов по сертификации систем качества и консалтинговых фирм. Были опубликованы также информация об организациях, получивших сертификаты в соответствующих органах по сертификации систем качества (ОС СК), список экспертов по сертификации систем качества в Системе ГОСТ Р и ряде других систем. Словом, была представлена широкая панорама деятельности на российском рынке в области консалтинга и сертификации систем качества.

Прошло два года. Что изменилось за это время?
Проблема в целом обострилась. И это связано прежде всего с введением в действие стандартов ИСО серии 9000 версии 2000г.

Как известно, новая версия стандартов по сравнению с предыдущей претерпела большие изменения. В значительной мере они связаны с достижениями в области менеджмента качества. Так, в стандартах новой версии предусмотрено использование принципов TQM и того нового, что заложено в моделях национальных и международных премий по качеству.

В них более четко сформулированы требования к достижению удовлетворенности потребителей, введен принцип процессного подхода к деятельности организации. Они базируются на восьми универсальных принципах менеджмента качества и распространяют подходы, используемые при управлении качеством, на стороны деятельности организации. Эти изменения, естественно, вызывают значительные трудности как у предприятий, уже сертифицировавших свои системы качества по стандартам ИСО серии 9000 версии 1994г. и готовящихся к их ресертификации по новой версии стандартов, так и у тех предприятий, которые только приступают к работе по созданию систем качества и подготовке их к сертификации. Поэтому роль консалтинговых организаций значительно возрастает: без их помощи предприятиям будет трудно достаточно быстро и успешно перейти к новым требованиям и самостоятельно облегчить разработку более современных систем качества. При самостоятельной работе они могут наделать ошибок, затянуть время разработки, неоправданно растратить время и средства. И именно консалтинговые организации должны стать первыми помощниками предприятий в грамотной организации работы и проведении ее с наименьшими затратами.

Как уже говорилось, в Концепции национальной политики России в области качества вопросы создания и поддержки государством рынка консалтинговых и сертификационных услуг отнесены к числу важнейших в стратегии повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции.

По проблеме развития консультационной деятельности в Концепции, в частности сказано:
"Для оказания помощи предприятиям во внедрении систем качества и в целях повышения эффективности этих систем необходимо развивать сеть квалифицированных консультационных организаций.

Государство и регионы должны создать режим наибольшего благоприятствования деятельности этих организаций. При формировании их сети следует использовать организации Госстандарта России, высшей школы, а также региональные отделения Академии проблем качества.

В целях стимулирования работ по внедрению систем качества на малых предприятиях государство и регионы должны изыскивать средства для компенсации части расходов этих предприятий на консультационные услуги в этой области".

Работа по внедрению систем качества и их сертификации в последнее время значительно активизировалась, заметно выросло число предприятий, ведущих эту работу или приступающих к ней. Они, естественно, нуждаются в помощи компетентных специалистов. А спрос, как известно, рождает предложение: число консультационных центров постоянно растет. Вместе с тем рядом с серьезными организациями, способными оказать своим заказчикам квалифицированную помощь, множатся фирмы , рассчитывающие лишь на прибыль, которую дает столь востребованный сейчас консалтинг. Поэтому хотелось бы посоветовать предприятиям: при разработке и подготовке систем качества к сертификации (ресертификации) избегать обращения к некомпетентным консультациям и учебным центрам. Для этого предприятиям необходимо предварительно провести маркетинговые исследования и выбрать для методической помощи наиболее компетентные и авторитетные организации.

Успешное внедрение и эффективное использование систем качества требует высокого профессионализма специалистов, знания работниками и руководителями всех уровней методов менеджмента качества, принципов системного управления качеством, основанных на передовом отечественном и зарубежном опыте и международных стандартах, а также владения метод проектирования, внедрения и проектирования этих систем. Поэтому Концепцией предусмотрено формирование системы образования и подготовки кадров по управлению качеством. Обучение по вопросам качества предстоит ввести в школах, средних и высших учебных заведениях. Особое внимание следует уделять подготовке специалистов по организации и обеспечению производства качественной продукции, обучению работников всех отраслей и всех уровней основам менеджмента качества, а также подготовке и изданию специальной литературы и журналов.

Что касается органов по сертификации систем качества, то в связи с введением в действие новой версии стандартов ИСО серии 9000 обязательной для них стала переподготовка экспертов. Большую работу по переподготовке ведет ВНИИС совместно с Регистром персонала, которые, начиная с 2000г. проводят циклы учебных семинаров по тематике стандартов ИСО серии 9000 версии 2000г. Переподготовку экспертов по сертификации систем качества проводит и Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная) Госстандарта России.

Все органы по сертификации систем качества, аккредитованные в Системе ГОСТ Р, до 31 декабря 2002г. должны пройти инспекционный контроль в целях проверки их готовности к сертификации по новой версии стандартов ИСО серии 9000. Но при этом было бы непростительным повторять ошибку прошлых лет - погоню за количеством экспертов и органов по сертификации с нарушением при этом требований Руководства ИСО/МЭК 62, ведущую к дискредитации Системы ГОСТ Р.

Наша страна располагает всем необходимым для возрождения своей экономики и интеграции в мировую хозяйственную систему в качестве равноправного партнера. Но для реализации этого необходимо обеспечить успешное решение проблемы качества, необходимое повышение которого обеспечит конкурентоспособность нашей продукции на мировом рынке. Плодотворная работа в этом направлении позволит России с достоинством выйти из экономического кризиса и повысить жизненный уровень населения.

Геннадий Петрович ВОРОНИН
Доктор экономических наук,
Профессор, председатель Госстандарта России





Также на сайте:
Стратегии менеджмента. Качество VS качество
В. П. Воробьев

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте