Потребитель заранее не знает, что лучше, но всегда надеется на лучшее. (В.В. Киянский)

А. И. Туманов




1. Кому нужна существующая система сертификации СМК?

Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно прочитать статью Э. Н. Гончарова в № 11 журнала "Стандарты и качество" за 2004 г. Приходится только присоединиться к фразе из этой статьи: "Я с большим пессимизмом смотрю на сложившееся состояние". И еще несколько слов об особенностях нашей национальной сертификации. Утверждают, что она очень важна в условиях рыночной экономики. А как быть предприятиям оборонного комплекса? Помилуйте, в каких это рыночных отношениях они участвуют? У них один заказчик - Министерство обороны. И этот заказчик ни на какой рынок оные предприятия не пустит, поступая, как собака на сене: заказывает, скажем, один самолет в год (может, я слегка утрирую) и потом мучительно решает нерешаемую задачу распределения этого самолета между десятками полков. Кстати, закон о лицензировании устанавливает двухмесячный срок лицензирующему органу на выдачу заключения. Но это только цветочки. Ягодки созревают, когда оборонному предприятию приходится согласовывать выдачу лицензии с пресловутым заказчиком - это 3-4 инстанции в разных районах Москвы и области, в которых служат старшие офицеры (ниже майора я не встречал). И это, несмотря на наличие института военной приемки.

Существует мнение, что природа не терпит пустоты. Действительно, возникла незаполненная ниша органов по сертификации, и они стали расти, как грибы после дождя. Вот уж, где существует настоящая конкуренция! Я знаю одну организацию, которая захотела иметь три сертификата: в системе ГОСТ Р, международный и военный (руководство, видимо, исходило из принципа - чем больше, тем лучше). Организация получила эти сертификаты и теперь ей некогда заниматься улучшением СМК: успеть бы отбиться от трех аудитов в год. Да, еще приходится платить за одну систему трижды.


2.  Как избежать формализма и бумаготворчества?

В не столь далекие времена существовала в стране хорошая по замыслу система качества КС УКП. Где она теперь? И пусть основными причинами ее смерти были существовавшие в то время принципы управления экономикой, одним из гвоздей в крышку ее гроба был формальный к ней подход. Однако, как и прежде, мы никак не хотим отказаться от милых сердцу формализма и бумаготворчества. В журнале "Стандарты и качество" (2003 г., № 2) в разделе, рассказывающем об опыте лучших российских предприятий, начальник управления качеством "Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения им. Ю. А. Гагарина" Гулай Л. Н. сообщает (видимо, в качестве достижения): "...разработаны новые стандарты предприятия - их число возросло со 135 до 240" (?!). Еще можно было бы добавить - в результате упорного, титанического труда. Опять, чем больше - тем лучше! Уже чего проще: стандартов должно быть не 135, не 240, а столько, сколько необходимо конкретной организации для нормального функционирования СМК. И потом, почему обязательно стандарты предприятия (СТП)? В ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (пункт 4.2.1 в) говорится о документированных процедурах. Мы же с упорством, достойным лучшего применения, в СМК впихиваем СТП, зачастую забывая, что оформление этих СТП попадет под действие ГОСТ Р 1.5-2002, который, вроде бы, гармонизирован с западными нормативными документами в целях вступления России в ВТО (нумерация приложений не цифровая, а буквенная и т. д.).


3.  А учит кто?

Недостатка в научно-методической литературе, мягко говоря, мы не испытываем. Пишут все, кому не лень, но иногда волосы дыбом встают от прочитанного. Достаточно сослаться на аналитический материал В. А. Качалова по учебникам и учебным пособиям, опубликованный в одном из номеров журнала "Стандарты и качество". Воистину вспоминается чье-то утверждение, что человечество по-крупному делится на тех, кто умеет работать и работает, и тех, кто не умеет работать, но учит, как надо это делать. Тут не хочу быть законченным брюзгой и нытиком. Есть немало прекрасных зарубежных и отечественных материалов. В качестве положительного примера можно назвать выпуски "Все о качестве", хотя и в них не все материалы достойны высокой оценки.


4. Кто нужен: психолог, психиатр или психотерапевт?

Много говорят о необходимости определения миссии, целей и политики предприятия в области качества и доведения их до всего персонала предприятия. Видимо, это нужно. Причем желательно для фирмы в целом иметь глобальные цели, и на несколько лет. Но мне кажется, в России выработался устойчивый негатив по отношению к лозунгам. Как утверждал незабвенный Н. С. Хрущев: "...нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме". Как убедить работников, что цели реальны и их выполнение зависит от действий всего коллектива? Ведь не будем же все мы ждать 3-5 лет достижения этих заветных целей. И потом, как доказать, что эти цели жизненно необходимы, а не пустые лозунги и призывы, от которых рекомендует отказаться Э. Деминг в своем десятом постулате? Изобретено и изобретается множество всяких схем - плохих, хороших, изящных. Но грош им цена, если до ума и сердца каждого не дойдет насущная необходимость достижения качества (труда, продукции, жизни и т. д.)

Как вам нравится утверждение одного из руководителей довольно высокого ранга: "...Жили мы без этих стандартов и дальше без них обойдемся"? Кто сможет внушить этому руководителю мысль философа И. А. Ильина, что "...возродится она (Россия) и расцветет лишь после того, как русские люди поймут, что спасение надо искать в качестве..."?


5. И по Сенкевичу: <Камо грядеши>

Прекрасная мысль содержится в стандарте ИСО 9000:2000 - принципы менеджмента качества. Множество конференций, симпозиумов и т. д. проводятся со специалистами службы качества. А где же лидерство руководителя? Во-первых, я не встречал популярной литературы для руководителей организаций. А ведь для них нужно, перефразируя А. М. Горького, писать, как для обычных сотрудников, только еще лучше. Ибо на семинары их не затащить и на аркане. А все встречи сотрудников служб качества без руководства напоминают мне совещание импотентов, собирающихся изнасиловать женщину. Вспомните, с кем проводил семинары в Японии Э. Деминг?

Глубокоуважаемый Ю. П. Адлер зачастую начинает свои выступления с тезиса о том, что надо отказаться от зарплаты, сделать открытым бюджет и каждому сотруднику платить долю от прибыли. Прекрасная мысль! Но осуществится ли она при жизни нынешнего и нескольких последующих поколений?

И последнее: комментируя одну из статей в журнале "Стандарты и качество", президент Всероссийской организации качества Г. П. Воронин признает, что в России до сих пор отсутствует концепция национальной политики в области качества, и ВОК "начинает новый этап борьбы за признание этого документа". Интересно - с кем?

Я не хотел бы, чтобы мои мысли показались кому-то нытьем, и был бы очень признателен, если будут высказаны любые соображения по затронутым вопросам.


Литература:

  1. ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

  2. ГОСТ Р 1.5-2002.

  3. Гончаров Э. Н.  Особенности российской национальной сертификации // Стандарты и качество, 2004, № 11. - с. 26-29.

  4. Нив Г. Р. Пространство доктора Деминга / Кн. 2 - М.: РИА "Стандарты и качество", 2003.

  5. Гличев А. В. Основы управления качеством продукции. - М.: РИА "Стандарты и качество",  1998.





Также на сайте:
Самооценка
Элен Олдфилд

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте