Сегодня мир движется в таком темпе, что контроль означает торможение. Контроль - это гири на ваших ногах. (Джек Уэлч)

Как управлять управлением?


Никуленкова Т.

В условиях перехода к рыночной экономике происходит смена концепции управления, что ведет к изменению целей и задач предприятия, законодательных условий и внешней среды - на смену централизованному приходит стратегическое управление.
Новый механизм управления требует новых подходов, один из них - контроллинг, который находится на стыке теории принятия решений, математического моделирования, теории систем, информационного и организационного моделирования. Контроллинг также называют системой управления прибылью. Различают оперативный и стратегический контроллинг.

Стратегический контроллинг охватывает отношения организации с ее внешним окружением и касается временных горизонтов. Оперативный контроллинг касается внутренних дел компании и краткосрочных задач. Бывает также контроллинг финансирования, персонала, затрат, снабжения.

Контроллинг - это автоматизированная система управления управлением, из чего следует, что контроллинг основывается на трех компонентах: экономической системе, информационной системе и управлении. Всем хорошо знакома ситуация, когда руководитель ставит подчиненным важную, сложную и долгосрочную задачу. Через какое-то время он ожидает получить искомый результат, но либо совсем не получает результата, либо получает, но совсем не тот. Как же избежать подобной ситуации? Каждому руководителю, планирующему, организующему и контролирующему работу подразделения или компании, должно быть понятно, что одним из условий эффективного управления является постоянное получение обратной связи о процессе и результатах деятельности. С самого начала следует простроить систему постоянного контроля, отслеживания процесса выполнения его задания и анализа промежуточных результатов. У руководителя любой фирмы есть определенная система управления, согласно которой принимаются решения, реализуется продукт, а в результате достигаются или не достигаются цели.

Контроллинг - организация работы этой системы. Есть множество теорий о том, что же такое контроллинг, но любому руководителю фирмы, проекта или направления важно знать на практике, как наиболее эффективно отслеживать выполнение задачи, что происходит с проектом или же с работой всей организации в целом, и в случае необходимости как изменять результат. В процессе контроллинга существуют три важные ступени.

Первая - определение критериев: стандарты, показатели выполнения работы. Как правило, критерии определяются согласно имеющейся миссии компании. В самом начале работы необходимо выработать показатели, по которым в финале будет видно, достигнут ли результат, а также определить "точки контроля", ведь если контролировать весь процесс непрерывно, то система контроля обойдется организации дороже, чем сама деятельность (затраты времени, денег, работы людей).

Вторая ступень - процесс сравнения достигнутых результатов и установленных стандартов. Главное в контроллинге - адекватная обратная связь. Информация должна быть полной, точной и, главное, своевременной. Кроме того, информация должна быть предоставлена именно тому человеку или отделу, который в ней заинтересован и который контролирует процесс. Понятно, что без мощных интегрированных информационных систем управления решить такую задачу невозможно. В контроллинге очень важна возможность влиять на ход процесса: в случае заметных отклонений достигнутых результатов от стандартов необходима адекватная реакция руководства.

Менеджер должен:
* зафиксировать отклонение;
* оценить, насколько оно значимо;
* получить всю возможную информацию по вопросу.

И здесь в действие вступает третья ступень контроллинга - "Принцип исключения": выбор действий со стороны руководителя. Он может ничего не предпринимать, если случившееся отклонение - результат факторов, не связанных с механизмом управления фирмой или отделом, или же оно является однократным случайным сбоем. Он может начать устранение отклонений, если они появились в результате проблем в структуре компании.
Контроллинг определяет необходимость внести изменения - руководитель их инициирует.
Третий путь поведения руководителя - пересмотреть стандарты. Если рабочие перевыполняют норму регулярно на 200%, это говорит о том, что стандарт был установлен неправильно. Но если же никто из персонала не способен выполнить норму - это говорит о том же.
Руководителям сегодня необходимо не просто учитывать, но эффективно управлять. Поэтому, из за необходимости изменения учетной информации для целей управления на смену "нормативному или налоговому" учету вполне естественно приходит учет управленческий, который в действительности существовал всегда даже в российской коммерческой практике как "черный" учет. Таким образом, система контроллинга это не что-то принципиально новое, а просто новое сочетание методов и принципов управления, которое позволяет в другой плоскости посмотреть на проблему долгосрочного существования предприятия в условиях рынка. В условиях финансовой нестабильности, острой конкуренции и снижения доходности операций применение контроллинга в виде целостной системы является реальным конкурентным преимуществом.

Подготовлено по материалам Журнал депонированных рукописей





Также на сайте:
Разработка предложений
Наступившая эра нового менеджмента требует иного представления о команде

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте