Если делать обыкновенные вещи необыкновенно качественно, то успех неминуем. (Генри Джон Хайнц)

Внедрение стандарта QS-9000

В.А. Смирнов, И.А. Чистяков, А.К. Румянцев

     Акционерное общество "Автоагрегат" (Кинешма) уже несколько лет поставляет компоненты тормозных систем ведущим автомобильным фирмам Европы. Непременным условием этих поставок было наличие сертификата соответствия системы качества требованиям стандарта QS-9000. В октябре 2000 г. завод получил сертификат германского органа по сертификации Рейн-Вестфальского общества TUV (RW TUV).
     План совершенствования системы качества по требованиям QS-9000 был утвержден в сентябре 1998 г. Были приобретены подлинники последних версий стандарта QS-9000 и использовались переводы этого стандарта. Предварительный аудит системы качества RW TЬV провело в мае 2000 г., по результатам были разработаны корректирующие мероприятия по устранению выявленных недостатков. В октябре 2000 г. в АО "Автоагрегат" прошел сертификационный аудит системы качества, по результатам которого и был получен сертификат соответствия требованиям QS-9000 в области изготовления элементов тормозных систем легковых автомобилей.
     Учитывая важность и необходимость создания стандартов в автомобильной промышленности России, хотим поделиться свои опытом. Надеемся, что он будет полезен и для других компаний.
     Во-первых, необходимо убедить всех, что речь должна идти о качестве работы каждого сотрудника и каждого подразделения завода. Это является определяющим по отношению к качеству конкретных изделий. Современное производство - сложнейший механизм, и качество изделий можно обеспечить только при качественной работе всех звеньев этого механизма. Отсюда сам по себе напрашивается вывод - система качества трансформируется в систему управления организацией.
     Во-вторых, необходимо (на что в первую очередь обращают внимание аудиторы) тщательное соблюдение всех требований, что невозможно без тщательного документирования всех процедур. Документация должна быть очень аккуратно оформлена, понятна, достаточна, конкретна, все необходимые действия должны быть максимально учтены. Невозможно человеку удержать в памяти все, что он должен делать, и пока единственно возможный путь - как можно подробнее записывать на бумаге и держать эти записи на рабочем месте. Это очень важный организационный момент.
     В-третьих, доказательство выполнения. Здесь надо отметить сбор, обработку и анализ информации. Она должна быть объективной, достоверной, подтверждаемой (подписи, даты, идентификация), тщательно (командный метод) рассмотренной и взаимосвязанной со всеми фактами. Обязательно надо постараться найти взаимозависимость, провести подробный анализ, разработать мероприятия по совершенствованию и обеспечить действенный контроль.
     Принцип непрерывного совершенствования на заводе увязан с тщательным анализом, разработкой и контролем намеченных мероприятий. В настоящее время он реализуется в отношении качества готовых изделий, документации и процедур управления. Ежегодно каждое подразделение разрабатывает планы совершенствования и цели для каждого подразделения и в целом по заводу.
     Большое значение для успешного функционирования системы имеет командный метод работы, описанный в стандарте QS-9000 (APQP). На заводе работает несколько команд (разработка программ "Качество", анализ характера и последствий отказов (FMEA), планирование корректирующих воздействий). Командный метод дает большой выигрыш во времени, а главное - в качестве выполнения той или иной работы. Так, Руководство по качеству было пересмотрено, согласовано и утверждено всего за месяц без отрыва членов команды от основной деятельности.
     Оценивая проведенную работу, нельзя не остановиться на вопросах статистического управления процессами. Мы считаем, что методы, описанные в Руководстве SPC стандарта QS-9000, не учитывали появившиеся возможности вычислительной техники. Более того, без применения ее (вычислительной техники) невозможно реализовать принципы принятия решений на основе объективных данных: это огромный кропотливый труд, включающий сбор, хранение и обработку больших объемов данных. Человеку выполнить подобную работу чрезвычайно сложно. Выход может быть только один - создание системы контроля качества, включающей компьютеризацию рабочих мест. Специалисты завода приступили к такой работе.
     Для функционирования системы качества непременным условием является обучение производственного персонала: управлению технологическими процессами с использованием статистических методов; ведению документации, которая отражает состояние процесса; принятию мер реагирования в случаях выхода процесса из стабильного состояния.
     Важнейшим условием является обеспечение информированности персонала о результатах работы на каждом рабочем месте (мониторинг результатов анализа качества продукции, сведения о проведении плановых ремонтов оборудования, состояние оснастки, четко и ясно описанные контрольные операции, образцы внешнего вида изделия и т. д.).
     Сертификация системы качества производства поршней дисковых тормозов показала, что на крупных машиностроительных заводах возможна сертификация отдельных производств. Логическое продолжение этого - подготовка других производств и объединение их в общезаводскую систему качества, соответствующую лучшим мировым достижениям.

Подготовлено по материалам РИА "Стандарты и Качество"





Также на сайте:
Реальная Автоматизация Реальных Предприятий. Возможна ли она?
Реинжиниринг: бизнесс-процессы или зоны ответственности ?

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте