Управление предприятием, менеджмент - это не диктатура. Высшее руководство компании должно обладать способностью управлять людьми, ведя их за собой. Акио Морита

Мыслим ли TQM в России, или у советских собственная гордость


Михаил Шустер

0. (незаданный вопрос) Что такое качество, TQM и "не TQM?"
Прежде всего, TQM - это одна из управленческих школ, находящихся в борьбе с другими школами (как научными так и произвольно сложившимися вокруг определенного опыта или культуры).
Слово "качество" в этой школе с одной стороны ничего не значит, с другой стороны значит все.
Исторически, некоторые компании выиграли рынок за счет того, что поставили во главу угла качество продукции. Деминг угадал, что наступило время, когда "качество" может оказаться новой успешной маркетинговой стратегией и доказал это с дисциплинированными японцами. Соответствующая тактика была затем стандартизована в Британии и далее везде.
Когда в открытую рыночную нишу "ломанулись" тучные стада серъезных предприятий, она заполнилась и явное преимущество от простой ориентации на качество и стандартных методов его обеспечения было потеряно.
Базируясь на своем процессном подходе, школа эволюционировала в направлении интеграции; в современном виде ИСО 9000:2000 обобщает основные идеи большинства других управленческих школ. Однако, за конкретной методологией следует обращаться к этим школам. Узурпирование заимствованных идеологий было проделано под тем флагом, что категория "качество" носит универсальный характер и применима ко всему. Заложенный уровень качества определяет результат любых действий в любом направлении человеческой деятельности, будь то стратегическое планирование или бухгалтерский учет.
Поскольку термин "интеграция" достаточно сложен для понимания, сложился широкий круг понимания того, что на самом деле является TQM. Обозначу полярные сущности:

1. Философская. TQM - это мировоззрение, позволяющее эффективно использовать весь управленческий инструментарий. ИСО-стандарт - путеводитель по всем возможным управленческим методам.
2. Догматическая. TQM - это жесткий набор определенных требований, обеспечивающих уровень качества "не хуже, чем...", выполнение которых можно проверить и подтвердить

Однозначного определения того, "Что такое TQM" нет и быть не может. Это вещь исключительно субъективная, внешний вид которой зависит только от того, в чьих руках она находится.

2. TQM - национальная идея
Национальная идея не зависит от того, что она содержит. Идея становится национальной только благодаря PR, воле личностей, которые ее пиарят и случаю. В любом случае, TQM - только название брэнда, символизирующего некую разумность в организации бизнеса.

3. Поддержка руководства
Никакие изменения не могут проходить эффективно без поддержки руководства, будь то TQM или что угодно. Поддержка не возникает сама по себе; как правило основной движущей силой изменений становится внешняя угроза. Организации, адекватно отвечающие на такую угрозу, или содержат "поддерживающее руководство" изначально, или это руководство трансформируется до "поддерживающего" путем изменений, в т.ч. кадровых.

4. Аттестация - как Троянский конь
Аттестация - чистый маркетинговый ход и ничего более. Однако, это еще и некий "толчок", способный случайно запустить некоторые механизмы организационных изменений
Процесс аттестации основан на догматическом подходе. Мало того, аудитор не имеет право высказывать "суждения"; его дело - проверка по факту "да-нет". Существуют сотни возможностей абсолютно честного получения сертификата, которые ровным счетом ничего не дают для эффективности предприятия. Скажем, если продемонстрировать правильно оформленные график аудитов, отчеты, корректирующие меры и протоколы совещаний при гендиректоре по вопросам качества, вывод аудитора будет "соответствует". Но ведь главным является КАЧЕСТВО, т.е. эффективность решений, записанных в протоколах совещаний и эффективность выполнения этих решений. В эту область аудитору лезть не рекомендуется.
Как директор по качеству, обеспечивший своей организации получение международного сертификата соответствия ИСО 9000 заявляю, что цель "получение сертификата" является ложной. Но при наличии стремления руководства к эффективности и хотя бы одного агента изменений, эта цель является одновременно и очень правильной, способной вызвать цепную реакцию улучшений, в правильном направлении толкнуть механизмы самоорганизации.
Как консалтер уверен, что "медитация" на положения TQM является отличным средством для формирования системного управленческого мышления. Но медитация должна быть "подперта" пониманием предметных областей и, самое главное, личным опытом проведения изменений.
Как предмет для начального изучения основ управления TQM, на мой взгляд, не годится. Прежде чем интегрировать, нужно хоть сколь-нибудь практическое знание объектов, которые ты собираешься интегрировать.

5. Совместимость с менталитетом
Догматическая TQM со славянским менталитетом несовместима и крайне вредна. Любая ментальность имеет свои преимущества и недостатки; хорошее управление должно опираться и развивать первые; минимизировать и блокировать действие вторых.
Маниакальное ковыряние в бумажках и строгое следование инструкциям противно славянской натуре. Это минус, который содержит в себе огромный плюс. Славянин не требует жесткой регламентации, поскольку его внутренний анархизм основан на большей способности к творчеству, нежели другие этносы. Наше "в рабочем порядке" - суперфишка, разумное использование которой может быть положено в новую парадигму управления, которую никто кроме славян не осилит.
Внедрение несвойственных ментальности методов "задавливает" преимущества и, мне кажется, делается осознанно кукловодами по геополиитическим сценариям. ИСОшное документирование безусловно нужно, но ислючительно в разумных пределах.
Собственно, установить разумные пределы в чем - либо и есть искусство управления.


Подготовлено по материалам Форум CFIN.RU





Также на сайте:
Улучшение через упрощение
Управление документами.Rondo nomenclatore alla-Russa.

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте