Прежде чем приступить к внедрению кайзен, организация должна абсолютно четко уяснить, для чего она это делает и как узнает, что добилась успеха. (Майкл Коленсо)

ОПЫТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ДЕРЕВООБРАБОТКИ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ ИСО СЕРИИ 9000

В.А.Бардонов, к.т.н.  

     Одним из главных показателей функционирования промышленного предприятия является годовой объем продукции на одного работника. Естественно, стоимость годового объема продукции во многом зависит от качества, выпускаемой продукции.
     Как следует из официальных источников производительность труда на передовых предприятиях промышленно развитых стран превышает 200 тыс.долл. на работника в год /1/.
     Для передовых российских предприятиях, вошедших в список 200 ведущих предприятий России этот показатель изменяется в пределах от 4 тыс. до 44 тыс.долл. на человека в год /2/.
     Оценивать уровень развития российских предприятий предлагается по шкале от нулевого до четвертого уровня, который соответствует показателям средних предприятий промышленно развитых стран /1/. Передовые предприятия этих стран соответствуют шестому уровню развития. Пример распределения российских предприятий по уровню развития показан на рисунке.

     Анализ качества продукции и оценка выработки на одного работника десяти передовых российских предприятий древесностружечных, древесноволокнистых плит и фанеры показывает, что производительность одного работника составляет в пределах от 10 до 25 тыс.долл., т.е. соответствует первому или второму уровню развития. Таким образом, производительность труда на предприятиях древесных плит и фанеры в 8-20 раз ниже аналогичного показателя предприятий зарубежных стран.
     Основным направлением повышения производительности труда и обеспечения конкурентоспособности продукции предприятия промышленно развитых стран считают:

  • внедрение систем менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000 (по состоянию на 01.01.2002 года более 550 тыс. фирм европейских государств имеют сертифицированные системы качества по международным стандартам ИСО 9001-ИСО 9003 в версии 1994 года, более 1000 российских предприятий также получили сертификаты на системы качества по указанным стандартам, из них только 15 предприятий лесопромышленного комплекса);

  • внедрение систем экологического менеджмента на основе международных стандартов ИСО серии 14000 (более 20 тыс. фирм 55 стран мира имеют сертификаты соответствия на системы охраны окружающей среды);

  • внедрение автоматизированных систем управления технологическими процессами (в 70-х годах ВНИИдревом были проведены НИР по созданию АСУТП на предприятиях по производству древесноволокнистых плит, но массового применения результаты исследований не нашли);

  • внедрение автоматизированных систем проектирования (создана и функционирует САПР в ЗАО "Плитспичпром", созданы автоматизированные рабочие места конструкторов на ряде плитных предприятий, но широкого применения САПР в подотрасли не получили);

  • внедрение автоматизированных систем управления предприятием (на ряде предприятий отрасли ООО "Жешартский ФК", ЗАО "Пермский ФК", ОАО "Юг" и др. действует информационная компьютеризированная система "Галактика", которая управляет лишь некоторыми направлениями деятельности предприятия, или система управления ОАО "Дятьково-ДОЗ", основанная на процессном подходе, позволяющая управлять большинством бизнес-процессов предприятия /3/;

  • внедрение системы CALS - технологий на основе международных стандартов ИСО 10303, ИСО 15531 - как класса информационных технологий, направленного на обеспечение безбумажной (электронной) информационной поддержки жизненного цикла продукции (элементы CALS - технологий в виде диаграмм IDEFO - информационного моделирования и управления процессами менеджмента и процессами жизненного цикла продукции) применяются ВНИИдревом при разработке и внедрении систем менеджмента качества по требованиям международного стандарта ИСО 9001 в версии 2000 года на ОАО "Юг", ЗАО "Пермский фанерный комбинат", ЗАО "Экспериментальный завод ДСП", г. Сергиев Посад).

         Самый высокий уровень управления предприятием, по мнению специалистов в этой области, достигается внедрением CALS - технологий, которым должно предшествовать внедрение и освоение всех выше перечисленных систем.
         Из краткого анализа следует, что российские предприятия по производству древесных плит и фанеры по уровню управления и технологическому оснащению существенно отстают от аналогичных предприятий промышленно развитых стран. По некоторым оценкам /4/ отставание по управленческому уровню значительно сильнее, чем по технологическому оснащению и составляет 50 - 60 лет.
         Мировой опыт внедрения стандартов ИСО серии 9000 свидетельствуют о том, что внедрение системы обеспечения качества должно предшествовать применению других систем, так как эта система является фундаментом определения и управления процессами на всех стадиях жизнедеятельности продукции.
         Учитывая это в течение 1999 - 2001гг. ряд предприятий отрасли, а это - ОАО "Фанплит" (Кострома), ООО "Сыктывкарский фанерный завод", ООО "Княжпогостский завод ДВП", ОАО "Московский экспериментальный завод ДСП и деталей", ООО "Жешартский фанерный комбинат", ООО "Сенеж-Препараты" разработали при консалтинге со стороны ВНИИдрев и сертифицировали в Центре "Лессертика" свои системы обеспечения качества на соответствие международным стандартам ИСО 9001: 1994 или ИСО 9002:1994.
         В 2002 году такими предприятиями, как ОАО "Пермский фанерный комбинат", ОАО "Юг", ОАО "Фанплит", ООО "АО РЕАХИМ" при консалтинге со стороны ЗАО "ВНИИДРЕВ" были разработаны, внедрены и сертифицированы в Центре "Лессертика" системы менеджмента качества в соответствии с международным стандартом ИСО 9001 в версии 2000 года (ГОСТ Р ИСО 9001-2001).
         Характерным является то, что все названные предприятия получили эффект от внедрения системы качества, который выразился в следующем:

    ОАО "Фанплит"

        • система по МС ИСО 9001:1994 базируется на 44 нормативных и методических документах, регламентирующих следующие стадии жизненного цикла продукции: маркетинг и изучение рынка; проектирование и разработка новых видов продукции или продукции с улучшенными свойствами; планирование и управление технологическими процессами; организация закупок сырья и материалов; организация производства продукции; проведение технического контроля; организация упаковки и транспортирования продукции. Система обеспечения качества сертифицирована на международном уровне в Органе по сертификации TUV - CERT (Германия). Внедрение системы позволило предприятию закрепиться на внешнем рынке и получить прирост объемов ламинированных ДСП в 2001 - 2002 гг. - 35 тыс.м2 и фанеры клееной - 47 тыс.м3.

    ООО "Сыктывкарский фанерный завод"

        • система по МС ИСО 9001:1994 базируется на 34 нормативных и методических документах, регламентирующих все стадии жизненного цикла продукции и сертифицирована на международном уровне в Органе по сертификации DET NORSKE VERITAS (Финляндия). Внедрение системы позволило за 9 месяцев 2001 г. получить прирост высших сортов фанеры на 10,4% , ДСП первого сорта на 2,6 %, экономический эффект составил 1,67 руб. на 1 руб. вложенных затрат.

    ОАО "Московский экспериментальный завод ДСП и Д"

        • система по МС ИСО 9001:1994 базируется на 36 нормативных и методических документах, регламентирующих все стадии жизненного цикла продукции, и позволит получить в 2001 - 2002 гг. прирост объемов производства ДСП в размере 9 тыс.м 3, ламинированных ДСП - 1,3 млн.м2.

    ООО "Княжпогостский завод ДВП"

        • система по МС ИСО 9002:1994 базируется на 35 нормативных и методических документах, регламентирующих все стадии жизненного цикла продукции, кроме стадии проектирования и разработки новой продукции, и обеспечила получение прироста объемов производства ДВП в 2000 - 2001 гг. в размере 7 млн.м2.

    ООО "Жешартский фанерный комбинат"

        • система по МС ИСО 9002:1994 базируется на 40 нормативных и методических документах, регламентирующих все стадии жизненного цикла продукции, кроме стадии проектирования и разработки новой продукции, и обеспечила получение прироста объемов ДСП в 2001г. на 30% к уровню 2000г. и закрепится на внешнем рынке по экспорту фанеры.

    ООО "Сенеж-Препараты"

        • система по МС ИСО 9001:1994 базируется на Руководстве по качеству и 13 стандартах предприятия, регламентирующих все стадии жизненного цикла продукции и обеспечит в 2002 г. прирост объемов производства защитных средств для древесины на 25% и позволит внедрить новый препарат с образованием защитной пленки, конкурентоспособный на внешнем рынке.

    ЗАО "Пермский фанерный комбинат"

        • в системе менеджмента качества по МС ИСО 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001:2001) определено более двадцати процессов, которые распределены на три категории: процессы менеджмента; бизнес-процессы; опорные (поддерживающие) процессы. В результате внедрения СМК повысилась стабильность показателей качества выпускаемой продукции, что позволяет предприятию расширить е. экспорт. Комбинат приступил к подготовке СМК к сертификации на международном уровне.

    ООО "АО РЕАХИМ"

        • система базируется на пяти процессах, направленных на эффективную организацию оптовой и розничной торговли химическими реактивами и другой продукцией химической промышленности.

    ОАО "Юг"

        • система базируется на двадцати процессах, определенных в полном соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001:2001). В результате внедрения СМК расширен ассортимент выпускаемой продукции, улучшено качество, выявлены зарубежные потребители ДВП и мебели.

         Предприятия, которые внедрили и сертифицировали систему обеспечения качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000 в версии 1994 года должны в срок до 15 декабря 2003 года провести работы по введению дополнительных требований предусмотренных новыми международными стандартами ИСО серии 9000 в версии 2000 года и аналогичными российскими стандартами, например, ГОСТ Р ИСО 9001:2001. ВНИИдревом накоплен определённый опыт в проведении консультационных услуг предприятиям при совершенствовании систем менеджмента качества с использованием восьми принципов TQM (всеобщего менеджмента качества) и методологии постоянного улучшения, предусмотренной международным стандартом ИСО 9001:2000 (ГОСТР Р ИСО 9001:2001) "Система менеджмента качества. Требования".
         В целях оказания научно-методической и технической помощи предприятиям во внедрении новой версии МС ИСО серии 9000 в марте 2003 года ВНИИДРЕВ проводит консультационный семинар для специалистов предприятий по производству древесных плит, фанеры, спичек, мебели. На семинаре планируется рассмотреть опыт внедрения МС ИСО серии 9000 в версии 2000 года, определить процессы системы менеджмента качества для различных видов предприятий, согласовать подходы к построению бизнес-моделей предприятий с использованием диаграмм IDEFO - информационного моделирования и управления и реализации бизнес-процессов, направленных на повышение конкурентоспособности продукции и эффективное функционирование системы менеджмента качества. Особое внимание на семинаре будет уделено рассмотрению опыта разработки, внедрения и сертификации СМК по новой версии, а также подготовке аудиторов для внутренних проверок действия системы качества на деревообрабатывающих предприятиях с учётом требований международных стандартов ИСО 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000:2001), ИСО 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001:2001), ИСО 9004:2000 (ГОСТ Р ИСО 9004:2001) к системам менеджмента качества.  

    ССЫЛКИ

    1. Круглов М.Г. Концепция формирования на российских предприятиях корпоративных систем всё более высокого уровня. Ж. Стандарты и качество, 2000. - с. 54-58.

    2. "Эксперт-2000": ежегодный рейтинг крупнейших компаний России. Ж. Эксперт, 1999. - № 36.

    3. Азаров А.Н. Управляем качеством. Ж. Стандарты и качество, 2001, - № 10. - с. 96-97.

    4. Круглов М.Г. и др. Компьютерное интегрированное производство в России. Ж. САПР и графика. - 1999. - № 1. - с. 27-31.

    Подготовлено по матеpиалам https://lessert.by.ru/





    Также на сайте:
    Парадигмы качества
    О роли людей в системах качества

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте