Дело не в том, прав потребитель или неправ, а в том, как вы реагируете на его проблему и решаете ее. (Джеффри Гитомер)

Культура непрерывного улучшения в школе


Учебная среда меняется. Гигантские перемены постоянно происходят в сфере технологий. Общество тоже меняется. Все мы в большей степени становимся глобальным обществом. Вот почему школы должны приспосабливаться к изменениям в обществе, если они собираются продолжать играть значимую роль в подготовке молодых людей к нормальной жизни в современном мире.
Для того чтобы быть эффективным, школьное обучение (образование) должно чутко реагировать на происходящие в обществе изменения и первым откликаться на его запросы. Необходимо, чтобы школы помогали не только раскрывать особенности личности, но и способствовали полноценному интегрированию в общество этой личности и ее нацеленности на совершенствование общества.
Основная роль школы сегодня - не только дать знания, умения и навыки, но и подготовить учащихся к новым условиям жизни. Ребенок должен научиться анализировать знания, применять их, у него должно развиться стремление быть полноценным членом того общества, в котором он живет. Он должен научиться быть активным и иметь правильное представление о жизни, роли труда и прочных знаний.
В связи с этим продолжают постоянно возрастать требования к школам и педагогам. Родители, школьники и общество в целом хотят, чтобы образование было качественным, а качественное преподавание и обучение достигается только тогда, когда школьники, учителя и директора школ работают вместе, используя философию и методы улучшения качества для того, чтобы непрерывно улучшать систему образования.


     Начиная с 1997 г. Австралийский департамент образования, занятости и обучения совместно с Австралийским советом по качеству начал реализацию проекта по применению философии и практики менеджмента качества в некоторых государственных школах провинции Виктория с целью продвижения культуры непрерывного улучшения. В проекте приняло участие 28 школ. В течение первого года акцент был сделан на руководство учебными заведениями, а в течение второго года внимание переключилось на процессы обучения и преподавания в классах. Во всем мире существуют отдельные школы и учителя и даже целые системы образования, использующие философию менеджмента качества, но данный проект - первый, в котором была предпринята попытка ввести качество по всей системе как во всем учебном заведении, так и на уровне классов.
     При реализации проекта на уровне классов, видение было сформулировано следующим образом:
  • школьники и учителя получают удовольствие от обучения;
  • школьники остаются учениками на всю жизнь, совершенствуя привычки и методы, полученные в школе;
  • школьники и учителя будут вместе постоянно анализировать и стремиться улучшать окружающую действительность;
  • большая вовлеченность в школьную жизнь самих школьников, их родителей и других людей, связанных со школьной системой.
         Эти пункты были разработаны таким образом, чтобы показать ключевые особенности будущей школьной среды, если принципы качества будут применены к современным классам.
         Для реализации данного видения школьным командам была представлена профессиональная программа развития, основанная на принципах современного менеджмента качества. Вот эти принципы.
         1. Качество определяется потребителем.
         2. Для того чтобы улучшить результат, необходимо улучшить процесс и взаимосвязи.
         3. Люди работают в системе. Роль руководителя состоит в том, чтобы работать на систему и постоянно улучшать ее с их помощью.
         4. Все системы и процессы подвержены изменчивости (вариабельности).
         5. Постоянное улучшение опирается на непрерывное обучение.
         6. Самое важное богатство - это люди, их креативность (творческий подход) и знания.
         7. Решения и действия должны основываться на фактах и данных.
         8. Руководители определяют направления и создают для этого соответствующую окружающую среду.
         9. Улучшения должны проводиться планомерно, а не стихийно.


         Познакомившись с этими принципами, школьные команды исследовали свои классы, рассматривая их как систему, и для установления сильных мест и любых возможностей для улучшения использовали структуру "Наилучшая практика обучения", приведенную ниже. Эта структура определяет (идентифицирует) основные аспекты обучения в классе таким образом, что учителя могут использовать ее для создания структурированной, последовательной стратегии в области улучшений.
         Такие категории (элементы) этой структуры, как "Роль учителя" и "Ориентированность на школьника" как бы направляют (приводят в движение) все остальные компоненты структуры и поэтому их называют "движущими силами" (схема).


         Такие категории, как "Планирование", "Ведение учета и измерение процессов", "Роль школьника" и "Поддержка" способствуют (делают возможным) непрерывному улучшению процесса обучения и поэтому их называют "содействующими силами".
         Основная часть структуры - категория "Процессы обучения". Здесь основной упор делается на то, как организовать работу, чтобы достичь требуемых результатов и добиться улучшений в обучении.
         Категория "Измерение успеха" - это те результаты, которые достиг класс.
         Приоритеты были расставлены таким образом, чтобы воспользоваться возможностью для улучшения результатов работы класса, и цикл действий PDSA (Plan - планирование, Do - осуществление, Study - изучение, Act - действие) был применен для достижения этих улучшений (рисунок). Инструменты менеджмента качества были использованы как часть цикла улучшений. Записи школьников, школьная политика и процессы, а также ресурсы учителей были задокументированы для того, чтобы регистрировать ход процесса улучшений.
         Рассмотрим на конкретном примере, как философия качества внедряется в жизнь в одном из классов школы, участвующей в проекте.
         Если посетить одно из собраний класса, то увидим, что 26 восьми- и девятилетних школьников сидят на полу, причем один сидит перед ними и ведет собрание. Их учительница, миссис О'Хехир, находится поблизости. Она хорошо знакома с темой дискуссии и время от времени вступает в беседу как равный участник. И хотя в основном она является наблюдателем, учительница не ненужный человек здесь: все это время она работает в соответствии с принципами современного менеджмента качества - руководить, участвовать, направлять, выслушивать, наставлять, помогать, устанавливать цели и стремиться к непрерывному совершенствованию.


         С точки зрения менеджмента качества, школа - это система с набором процессов и взаимоотношений. Набор ценностей для всей школы был определен на основании классных собраний, собраний всего персонала школы и собраний школьного совета. Каждый класс рассматривается как подсистема, чьи ценности могут слегка отличаться от школьных ценностей, и поэтому класс обсуждает школьные ценности и составляет свой поднабор, который затем вывешивается на видном месте в классе. Однако эти ценности не просто список, вывешенный на стену: учащиеся могут описать образ действий для каждого конкретного случая.
         Школьники всегда скажут вам, что никто в классе не является "проблемой". Когда существует трудность, то весь класс участвует в ее разрешении, так как это возможность для улучшения.
         Школьники также знают, что их ждет впереди. Они понимают собственные цели, различные требования и используют диаграмму выполнения задач для регистрации продвижения вперед. Если они сталкиваются с трудностями, то ищут кого-нибудь, кто уже выполнил конкретную задачу, и просят его о помощи.
         Посмотрев на диаграмму выполнения задач, учитель видит те участки (области), которые учащиеся избегают, и может определить тех, кому нужна дополнительная поддержка и помощь.
         В качестве дополнения к диаграмме выполнения задач используются "личные папки" школьников, т. е. их персональные планы, учитывающие требования на неделю. Это помогает ученикам более ответственно относиться к своему обучению.
         Форма "Автостоянка" (используется для сбора информации от группы о том, что идет хорошо, что нужно улучшить, на какие вопросы люди хотят получить ответы и какие вопросы поднимаются) - очень популярный на Западе инструмент менеджмента качества, используемый как в мире бизнеса, так и в школах.


         Форма "Автостоянка" учеников рассматриваемого нами класса аналогична той, которая вывешена в учительской. Вот как они это объясняют: "Если у вас проблема, какой-то вопрос, требующий решения, вопрос для обсуждения или вы хотите поделиться тем, что идет хорошо, особенно если это является улучшением, то вы пишите об этом на самоклеющемся отрывном листке и приклеиваете его на соответствующий квадрат формы. Когда проходит собрание класса, то все листки, прикрепленные в одном из квадратов, снимаются, и сообщения, которые в них содержатся, пишутся на доске. Тот, кто составил записку, объясняет, что она означает. Это может быть что-то, требующее улучшения, например: "Я не вижу доску с того места, где сижу". Мы все обсуждаем создавшуюся проблему и ищем решение. Один из нас записывает все решения, принятые во время собрания. Записка уничтожается только тогда, когда обсуждение по ней закончено:"
         Класс также разработал свою тактику, использующуюся для идентификации целей, работ по их достижению, сбора данных и отчета о результатах, и назвал ее "Мишень". Работает этот механизм следующим образом: "Каждый семестр составляется таблица, куда вписываются имена всех учеников и их цели на семестр. Каждый ученик выбирает что-нибудь, в чем он не особенно силен; что-то, над чем можно поработать во время занятий в классе, например, компьютер, математика, интернет или английский язык. Раз или более в неделю ученики получают дополнительное время заняться своей "мишенью". Попрактиковаться можно и дома. Помимо этого мы беседуем с нашими товарищами и с учительницей. Товарищи дают много дельных советов, а миссис О'Хехир помогает нам искать пути, следуя которым мы сможем учиться лучше. Анализируя проделанную работу, мы можем быстро увидеть, в каком месте произошло улучшение. Изучив таблицу, мы знаем о целях других, а это означает, что мы сможем им помочь, если хорошо знаем конкретный предмет, или же сможем вместе работать, если наши цели совпадают:"
         Благодаря тому что процессы были задокументированы, жизнь в классе намного улучшилась. Комментарий учеников класса по этому вопросу следующий: "Мы позаимствовали идею у другого класса: они составили книгу процессов для своего нового учителя. Мы работали попарно, фиксируя все шаги для каждого процесса. Пары делились результатами своей работы со всем классом для того, чтобы быть уверенными, что ничего не упущено. Затем описания процессов вывешивались на видное место, чтобы все смогли их увидеть и знать, что делать, и в каком порядке:".
         Все данные, собранные учительницей и ее учениками, показывают достигнутый прогресс и определяют те области, над которыми еще нужно поработать. Например, школьники делают свои собственные записи о достигнутых улучшениях. Другие результаты заносятся в диаграмму, которая иллюстрирует показатели всего класса. Все эти данные собираются в течение некоторого времени, а затем используются для того, чтобы выяснить, имеют ли место улучшения.
         Еще одной яркой иллюстрацией того, что философия качества глубоко укоренилась в умах учеников данного класса, может служить тот факт, что за день до того, как миссис О'Хехир уходила в отпуск по болезни, подразумевавший пребывание в госпитале, дети провели собрание, чтобы обсудить, что каждый может сделать в данной ситуации. Они использовали мозговой штурм для составления списка идей, которые все без исключения были приняты без возражений. Школьники не только предлагали идеи, но и решали, как их осуществить. Когда один предложил принести миссис О'Хехир цветы, другой рассказал о местном рынке, где цветы продают прямо с грузовиков и их можно приобрести всего за несколько долларов. Третий школьник выдвинул идею о том, чтобы каждый принес 50 центов на покупку цветов. Затем дети выбрали ответственного за сбор денег и обсудили, где их можно хранить. Но самое удивительное то, что никто не прерывал высказывание другого и не смеялся даже над бредовыми идеями.
         Одну из учительниц, которую руководство школы решило поставить в качестве временной замены миссис О'Хехир, попросили провести один день с классом. Когда ее спросили о том, было ли что-то особенного в этом классе, что выделяло его среди других, она сразу же описала то, как ученики берут на себя ответственность за свои действия, демонстрируют зрелость при принятии решений, уважают других, ставят перед собой цели и прослеживают движение к ним. Она была приятно удивлена и с удовольствием взялась за предложенную ей работу.
         Отклик на проект "Качество в школе" был очень позитивным. В независимом отчете отмечается, что полученные результаты указывают на высокую общую поддержку проекта в вопросах, касающихся ориентированности на потребителя, планирования, школьных процессов и использования данных в качестве основы для принятия решений. Директора всех школ, участвующих в проекте признают, что проект оказал заметное влияние на их школы. Они также выражают удовлетворение от активной поддержки проекта со стороны их заместителей, координаторов и учителей.
         Итак, проект удался, но все-таки давайте посмотрим, какие же преимущества для школьников и учителей дает применение философии качества.
         Во-первых, это удовольствие от обучения. Иными словами, это более высокий уровень энтузиазма у школьников и соответственно их большая вовлеченность в процесс обучения; пробудившаяся страсть к учебе у школьников и учителей; возникшее у многих учителей ощущение новизны в отношении их роли и вовлеченности в процесс преподавания.
         Во-вторых, это абсолютно новые подходы к процессу обучения и преподавания, т. е. трансформация роли учителей, - вместо надзирателей (контролеров) они становятся наставниками своих учеников; перерастание отношений между школьниками и учителями в более партнерские; ослабление противостояния между школьниками и учителями и усиление взаимодействия между ними. Более того, в классе появляется атмосфера большего уважения и искренности (правдивости).
         В-третьих, это изменившиеся ожидания, т. е. изменив подход к процессу обучения, учителя не могут себе представить возврат к прежнему контролю сверху; ожидания школьников о порядке вещей также изменились - они предполагают свою полную вовлеченность в принятие решений. Школьники рассматривают класс как систему, где существует определенный порядок и логическое обоснование того, что нужно делать и что именно влияет на организацию учебного дня. Кроме того, школьники убеждены в том, что лицо, не имеющее отношения к их классу (например, учитель, заменяющий заболевшего преподавателя), должно принять установленный классный порядок, а не навязывать свой собственный.
         И, в-четвертых, школьники берут ответственность на себя, т. е. они все более активнее участвуют в принятии решений, касающихся обучения и того, как его проводить наиболее эффективно. Более того, они становятся намного требовательнее к себе.
         Таким образом, применение принципов и методов непрерывного улучшения будет способствовать непрерывному улучшению эффективности работы школы и процессов обучения, а также тому, что школьники в будущем станут полноценными членами общества и будут стараться совершенствоваться всю свою жизнь.

         Обзор по материалам сайта www.aqc.org.au подготовил И.Ю. Цыганов
  • Опубликовано в РИА "Стандарты и Качество"





    Также на сайте:
    Менеджмент организации XXI века.
    Система Тейлора

    О проекте

    quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

    Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

    Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

    Добавить в "Избранное"

    Реклама на сайте