Научив хотя бы посредственного современного директора фабрики применять организационные принципы, мы даем ему возможность добиться такой производительности, что он далеко оставит за собой величайших производственных гениев, работающих по старой схеме (Г. Эмерсон)

Революция качества и принцип 80/20

R.Koch

 

1951: правило Юрана «о немногом, действительно важном, и экономический подъем в Японии»

Первопроходцем практического применения Принципа 80/20 был родившийся в 1904 году в Румынии американский инженер Иосиф Мозес Юран, великий гуру качества; этот человек стоял у истоков революции качества 1950-1990 годов. Юран сделал принцип Парето (или, как он иногда его называл, «принцип немногого, имеющего решающее значение») синонимом изыскания путей повышения качества продукции.

В 1924 году Юран поступил в качестве инженера по организации производства на работу в компанию «Вестерн электрик», производственное подразделение корпорации «Белл телефон систем». Впоследствии он стал одним из первых в мире консультантов по качеству.

Ему пришла в голову великолепная идея использовать Принцип 80/20, наряду с другими статистическими методами, для того чтобы искоренить выпуск бракованной продукции, повысить надежность и полезность промышленных и потребительских товаров. В книге «Руководство по контролю за качеством», первое издание которой вышло в 1951 году, Юран щедро превозносил достоинства Принципа 80/20:

Экономист Парето обнаружил, что материальные ценности имеют неоднородное распределение [такое же наблюдал Юран в отношении бракованной продукции]. Мы можем обратиться к ряду других областей - распределению преступлений среди преступников, распределению аварий по технологическим процессам, имеющим повышенную опасность, и т.д. Принцип неравномерного распределения Парето применим к распределению материальных ценностей и распределению потерь качества.

Крупные японские промышленники не заинтересовались теориями Юрана. В 1953 году его пригласили с лекциями в Японию, и здесь он нашел аудиторию, готовую воспринимать новые идеи. Юран остался в Японии и начал работать с несколькими японскими корпорациями, занимаясь вопросами повышения качества потребительских товаров, их ценности для покупателя. И лишь после 1970 года, когда японская угроза американской промышленности стала совершенно очевидной, Запад стал воспринимать Юрана всерьез, и тот вернулся в США, для того чтобы сделать для американской промышленности ; то, что он сделал для японской. Фундаментом этой глобальной революции качества был Принцип 80/20.

Первая волна распространения Принципа 80/20: революция качества

Революция качества, происходившая в 1950-1990-х годах, преобразила потребительскую ценность и качество как потребительских товаров известных марок, так и другой промышленной продукции. Движение за качество имело своей целью достижение неизменно высокого качества за счет наименьших затрат - посредством применения статистических и поведенческих технологий. В идеале, который сейчас почти достигнут в производстве многих изделий, уровень брака продукции должен быть равным нулю. Нет никаких сомнений в том, что движение за качество с 1950 года стало самым значительным генератором высоких жизненных стандартов по всему миру.

У движения за качество интригующая история. Два его великих пророка, Йозеф Юран (родился в 1904 году) и В. Эдварде Деминг (родился в 1900 году), были американцами (хотя Юран родился в Румынии). Первый был специалистом по электротехнике, второй - по статистике. Они разрабатывали свои методики независимо друг от друга в период после второй мировой войны, но оба так и не смогли заинтересовать ни одну крупную американскую корпорацию своим устремлением к экстраординарному качеству. В 1951 году Юран опубликовал свою библию движения за качество - книгу «Руководство по контролю за качеством», которая была встречена очень прохладно. По-настоящему проблемы качества заинтересовали только японцев, и в начале 1950-х годов как Юран, так и Деминг переехали в Японию. Их работа превратила японскую экономику, знаменитую в то время производством дешевых имитаций европейских и американских товаров, в эталон высокого качества и продуктивности.

И лишь когда японские товары, например мотоциклы и фотокопировальная техника, начали завоевывать американский рынок, большинство американских и европейских корпораций стали всерьез воспринимать движение за качество. Начиная с 1970 и особенно после 1980 года Юран, Деминг и их ученики занялись трансформацией западных стандартов качества, что привело к значительному повышению уровня и стабильности качества, снижению брака и сильному падению производственных затрат.

Принцип 80/20 был одним из ключевых принципов движения за качество. Йозеф Юран называл его «принципом Парето» или «правилом немного действительно важного» и проповедовал его с большим энтузиазмом. В первом издании «Справочника по контролю за качеством» Юран высказал мнение, что «потери» (то есть произведенная продукция, которую забраковали из-за низкого качества) возникают не из-за многих причин:

Наоборот, потери всегда, распределяются таким неблагоприятным образом, что небольшой процент качественных характеристик всегда дает большой процент брака.

В примечании Юран прокомментировал это так:

Экономист Парето обнаружил, что материальные ценности имеют неоднородное распределение. Мы можем обратиться к ряду других областей - распределению преступлений среди преступников, распределению аварий по технологическим процессам, имеющим повышенную опасность, и т, д. Принцип неравномерного распределения Парето применим к распределению материальных ценностей и распределению потерь качества.

Юран стал применять Принцип 80/20 в выборочном статистическом контроле качества. Идея была такой - определить проблемы, вызывающие ухудшение качества, и выделить среди них наиболее важные - те 20% дефектов, которые вызывают 80% проблем с качеством. И Юран, и Деминг, поощряя диагностику немногих дефектов, являющихся причинами большинства проблем, часто пользовались выражением «80/20».

Как только «немногие действительно важные» причины несоответствия продукции стандартам качества выявлены, все усилия должны быть направлены на устранение именно этих причин, без попыток решать одновременно весь спектр проблем, связанных с качеством.

В своем развитии движение за качество сместило акцент с «контроля» качества на осознание всеми производителями того, что качество должно закладываться в продукцию уже на стадии разработки. По мере превращения контроля за качеством во всеохватывающую систему управления качеством на всех этапах производственного цикла, а также по мере внедрения все усложняющегося компьютерного контроля, роль методик, основанных на Принципе 80/20, все более возрастала, поэтому сегодня практически все специалисты по контролю за качеством хорошо знакомы с Принципом 80/20. Последние работы многих авторов помогут мне показать, где и как Принцип 80/20 используется сегодня.

В недавней статье, появившейся в «Нешнл продактивити ревью», Рональд Дж. Рикардо спрашивает:

С какими недостатками вашей продукции не могут смириться наиболее важные для вас клиенты? Как и в отношении других проблем, стоящих перед контролем за качеством, здесь справедлив закон Парето: если вы исправите 20% критически, важных с точки зрения клиента проблем качества продукции, вы реабилитируете 80% ваших поступлений с продаж.

Другой автор пишет по поводу производственного цикла корпорации:

О каждой стадии вашего бизнес-цикла вы должны знать, увеличивает ли она ценность конечного продукта и необходима ли она для поддержки других стадий цикла. Если ни то, ни другое - это убытки. Откажитесь от этой стадии. Перефразируем правило 80/20: вы можете избавиться от 80% убытков, потратив на это лишь 20% тех средств, которые вы затратили бы, чтобы избавиться от 100% потерь. Пользуйтесь этой быстрой выгодой прямо сейчас.

«Форд электронике» использовала Принцип 80/20 в своей программе повышения качества, которая была удостоена премии Шинго:

В непрерывном синхронном производственном цикле стали использовать правило 80/20 (80% ценности содержится в 20% объема), постоянно проводился анализ рентабельности. Трудоемкий и избыточный цикл был заменен «анализом времени производственного цикла» по каждой группе наименований продукции, что позволило сократить время, затрачиваемое на цикл производства продукта на 95%.

Новое программное обеспечение утилизирует Принцип 80/20 с целью улучшения качества:

С помощью АВС DataAnalyzer данные вводятся в электронную таблицу, где вы выбираете нужный показатель и затем можете увидеть его представленным в виде диаграмм шести типов: гистограмм, контрольных карт, схем прогона, диаграмм разброса, круговых диаграмм и диаграмм Парето.

Диаграммы Парето основываются на правиле 80/20, и с их помощью можно наглядно увидеть, например, что из 1000 нареканий, поступающих от клиентуры, примерно 800 можно исправить, устранив всего 20% вызывающих их причин.

Принцип 80/20 все чаще используется в разработке и усовершенствовании продукции. Например, обзор использования Пентагоном тотального контроля качества показывает, что:

Решения, принятые на ранних стадиях разработки, помогают избавиться от большинства последующих эксплуатационных затрат. Это описывается правилом 80/20 - 80% затрат за срок службы оборудования обычно проистекают из примерно 20% времени разработки.

О влиянии революции качества на удовлетворение запросов покупателя и ценность выпускаемой продукции, а также на конкурентоспособность отдельных фирм и вообще на весь мир вспоминают редко, но оно воистину громадно. Принцип 80/20, без всяких сомнений, был одним из «немногих действительно важных» составляющих революции качества. Однако скрытое влияние Принципа 80/20 не закончилось революцией качества. Он также играл ключевую роль во второй волне революции, которая вместе с первой сформировала сегодняшнее мировое потребительское сообщество.





Также на сайте:
Развитие методологии создания системы менеджмента качества вуза
Шаг 5. Развитие системы

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте