"С нами такого случиться не может" - это фраза номер один в списке знаменитых последних слов. (Дэвид Кросби)
1905г.: Система Ф.У. Тейлора
Благодаря этой системе вошли в производственную практику понятия верхнего и нижнего пределов качества, после допуска, технические средства измерения допуска в виде проходных и непроходных калибров.
В связи с необходимостью осуществления измерений качества деталей появилась новая специальность - инспектор качества, или, как принято говорить в России, технический контролер. Эта система позволила разделить продукцию на качественную и дефектную. Кроме того она дала возможность построить замкнутый механизм управления качеством, используя экономические и административные санкции в отношении рабочих, допускающих брак.
1924г.: статистические методы управления качеством
Представляют собой управление качеством производственных процессов. Получение дефектных изделий является следствием:
В 1924г. в американской фирме Bell Telephone Laboratories была создана группа под руководством д-ра Р.Л. Джонса, которая заложила основы статистического управления качеством. Это были разработки контрольных карт, выполненные Вальтером Шухартом, первые понятия и таблицы выборочного контроля качества, разработанные Х. Доджем и Х. Ромингом.
1950-е гг.: тотальное управление качеством (TQC)
Дальнейшее развитие принципов управления качеством привело к пониманию, что качество - задача каждого работника на предприятии, а не только инспектора или инженера по качеству. Однако, чтобы сделать качество задачей каждого, необходимы были определенные системы по распределению задач, ответственности и полномочий в части обеспечения качества. На этом этапе начали развиваться системные, комплексные принципы управления качеством, получившие название всеобщего управления качеством (Total Quality Control). Эти принципы объединили и скоординировали работу всех подразделений предприятий, начиная с отделов маркетинга и производственных отделов и заканчивая работой по контролю качества при приемке продукции от поставщиков.
1980-е гг.: тотальный менеджмент качества(TQM)
Развитие и становление принципов всеобщего управления качеством (TQC) привело к необходимости использования их при стратегическом планировании всей деятельности организации, включая и внешнее окружение - поставщиков продукции и материалов и потребителей.
Таким образом, методы оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству, стали затрагивать и долговременные задачи развития организации, решаемые с помощью комплексного подхода к руководству организацией, получившего название тотального менеджмента качества (Total Quality Management-TQM).
Этот подход, направленный на достижение долгосрочного успеха организации, объединяет аспекты общего управления, определяющие политику в области качества, стратегию и тактику достижения поставленных целей по качеству и ответственность персонала по выполнению задач стратегического планирования.
1990-е гг.: принципы универсального управления качеством
Основные принципы управления качеством носят универсальный характер - применяются как для продукции, так и для обслуживания, что позволило создать серию международных стандартов на системы качества, одинаково успешно применяемыми промышленными предприятиями и организациями обслуживания. Главная проблема при этом - проблема трактовки понятия продукта при обслуживании,- была решена с помощью расширения понятия продукта, включающего: овеществленный продукт или готовую продукцию; интеллектуальный продукт; продукт переработки; услугу.
Смысл универсальности стандартов двоякий: - с одной стороны, они достаточно универсальны для предприятий различных отраслей, форм и специализаций; с другой стороны - они универсальны для различных стран с различным государственным устройством и вероисповеданием.
Проблема обеспечения качества возникла не сегодня. Она так же стара, как сам человек. Во все времена, начиная с древнейших, осознание неоходимости обеспечения качества было высоким в тех случаях, когда надо было гарантировать надежность и безопасность сооружений (храмов, плотин, мостов), транспортных средств. Мощным импульсом для работ по обеспечению качеством в современных условиях стали требования военной промышленности, а затем требования, предъявляемые к космической технике и атомным электростанциям, и, наконец, требования, обусловленные необходимостью охраны окружающей среды.
Как свидетельствует мировой опыт, обеспечение качества всегда было и остается одной из самых сложных задач, с которыми приходится сталкиваться при производстве продукции. Одним из наиболее эффективных путей решения этой задачи является применение международных стандартов ИСО серии 9000.
Системный подход к вопросам качества был характерен для нашего предприятия всегда. В 80-ые годы на фабрике действовала Комплексная Система Управления Качеством Продукции (КС УКП) и, наконец, сейчас на предприятии действует Система качества (СК), соответствующая требованиям международного стандарта ( МС ) ИСО 9001:94.
Существует множество причин, побудивших внедрить на нашем предприятии СК, но стоит отметить главные из них:
Для получения информации о разработке, внедрении и сертификации Системы качества наше руководство обратилось в Российский Морской Регистр Судоходства, г. Санкт-Петербург, что стало началом нашей совместной работы. В сентябре 1999 года Балтийской Инспекцией Регистра Судоходства была проведена предварительная оценка и анализ СК на предприятии на соответствие требованиям МС ИСО 9001-94. В ходе проведения работ экспертная комиссия установила:
Несоответствия, выявленные в процессе проверки, были представлены в Сводном перечне несоответствий.
Проведя предварительную оценку СК, представители Регистра пришли к заключению:
Так в сентябре 1999 года руководством предприятия было принято решение о начале разработки СК. Огромную роль в разработке сыграла твердая позиция нашего Генерального директора, который оказывал моральную и материальную поддержку в организации работ по подготовке предприятия к сертификации. Он учел все рекомендации представителей Регистра Судоходства, на основании этого на предприятии была создана служба качества, служба маркетинга, оснащенные современными электронно-вычислительными машинами. Разработкой Системы качества занимался весь персонал предприятия.
Спустя год, в декабре 2000 года наше предприятие успешно прошло сертификационную проверку на соответствие требованиям МС ИСО 9001:94, по результатам которой и было принято решение о выдачи открытому акционерному обществу сертификата соответствия на Систему качества в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:94 и ГОСТ Р 9001:96.
В октябре 2003 года ОАО "Искож" сертифицировала систему менеджмента качества на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000 в системе Российского морского регистра судоходства и национального стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в системе Госстандарта РФ.
Основными отличиями систем менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001-2001 от системы качества по ГОСТ Р ИСО 9001-96 являются следующие:
В ходе разработки и подготовки СМК к сертификации в ОАО "Искож" были разработаны документы: Политика и Цели в области качества, Руководство по качеству, Стандарты предприятия (всего 29), положения о подразделениях, производственно-технические инструкции, протоколы заседаний комиссий по качеству, акты технологических проверок, содержащие результаты оперативного анализа качества продукции и меры по устранению недостатков.
Система менеджмента качества предусматривает краткосрочное и долгосрочное планирование работ по повышению качества продукции. Такие планы имеют разные формы и назначения. В их числе программа обеспечения надежности выпускаемой продукции, годовые планы по качеству, графики внутренних проверок СК и многое другое.
Сертификация системы менеджмента качества рассматривается, как первый шаг на пути максимального удовлетворения потребителей. Понять запросы потребителей, интерпретировать в технические требования продукции и в дальнейшем воплотить эти требования в продукцию высокого качества - это возможность быть конкурентоспособными на рынке сбыта продукции.
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"