Принцип разумной приблизительности - Цена совершенства делает его нецелесообразным, приблизительность обходится дешевле. (К. К. Цзе)

Новый взгляд на стандарты


Н.В. Каретникова
"МЕТАЛЛСЕРТИФИКАТ" МИСиС

Любой производитель заинтересован в продвижении своего продукта на рынок. При этом производитель сталкивается с несколькими основными проблемами.

Во-первых - с необходимостью обеспечения того качества продукта, которое позволит выгодно его реализовать (т.е. достижение качества, предъявляемого потребителем).

Во-вторых - с необходимостью произвести такой продукт, который будет безопасен не только для приобретателя, но и для окружающих (например, обеспечение безопасности окружающей среды как при использовании продукта, так и при его утилизации).

В-третьих - с необходимостью предусмотреть возможность реализации продукта не только на национальном, но и на региональном, международном рынках сбыта.

Для достижения положительно результата производителю необходимо руководствоваться положениями как правовых (техническое законодательство на национальном, региональном, международном уровне), так и нормативных (стандарты, правила, нормы и т.п.) документов.

Эффективное применение в своих интересах положений правовых и нормативных документов возможно только при использовании всеобъемлющей информации в интересующей области. Не случайно бытует такая поговорка: "Кто владеет информацией, тот владеет ситуацией".

Если обратиться к опыту ведущих мировых компаний в области оборудования для мобильной связи, то можно проследить, как информированность в требованиях стандартов на мобильные системы связи и взаимодействие при формировании европейского законодательства в этой области позволили европейским компаниям "не пустить" на европейский рынок американских конкурентов.

По данным компании Strategy Analytics в первом квартале 2002 года 65 % абонентов мобильной связи в мире использовали телефоны стандарта GSM. 22 года назад ничто не предвещало GSM подобного успеха. В начале 80-х годов "сотовая карта" Европы представляла собой лоскутное одеяло - каждая страна использовала свой стандарт. Европейские компании мобильной связи в своем большинстве были основаны государственными монополиями. Национальных монополистов совершенно не интересовали проблемы соседних стран. Подобная картина наблюдалась и в США, где наиболее популярным был стандарт AMPS, разработанный и внедренный американским монополистом дальней связи компанией AT&T.

Между тем в Европе набирали силу идеи интеграции. Европейские границы становились прозрачнее, а жители Старого Света все подвижнее. В условиях "лоскутного одеяла" роуминг представлял собой неразрешимую проблему. В 1982 году крупнейшие государственные операторы сотовой связи Дании, Великобритании, Италии, Финляндии и др. объединились с разработчиками из компаний-производителей оборудования для беспроводной связи (Nokia, Ericsson, Alcatel и др.) для выработки единого стандарта сотовой связи для Европы. Была создана рабочая группа под эгидой Европейского совета администраций почтовой связи и телекоммуникаций (CEPT). Рабочая группа получила наименование Groupe Speciale Mobile - "специальная группа по мобильной связи". Так появилась аббревиатура GSM. Позднее GSM стала расшифровываться иначе: Global System for Mobile Communications - "глобальная система для мобильных коммуникаций".

Под давлением ведущих операторов мобильной связи Германии, Италии, Франции в 1991 году Европейская комиссия обязала все страны Западной Европы для беспроводной связи использовать стандарт GSM.

Исчезновение границ для мобильной связи на законодательном уровне и создание единого стандарта открыло огромный рынок и поощряло крупные инвестиции в области сотовой связи.

Одной из первых на инициативу Еврокомиссии откликнулась финская Nokia, за ней последовала шведская Ericsson и др. Единый стандарт дал европейцам серьезное преимущество перед американскими конкурентами. Средства на исследовательские работы в области беспроводной связи направлялись в единое русло, европейские компании смогли стать законодателями мод в сотовой связи.

С 1995 года США открыли свои границы для нового стандарта: он получил одобрение комиссии по телекоммуникациям США (US FCC).

Этот небольшой пример показывает, что объединение усилий по разработке новых стандартов и выработка технического законодательства для применения этих стандартов приводит к успеху и производителей, и потребителей.

Что же такое техническое законодательство? Техническое законодательство - это свод правовых норм, устанавливающих отношения в области технического регулирования.

Понятие технического регулирования новое для российского законодательства. Оно определено в Федеральном законе от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Согласно статье 2 ФЗ "О техническом регулировании":

техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области

  1. установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции и процессам ее жизненного цикла;

  2. установления и применения на добровольной основе требований к продукции и процессам ее жизненного цикла, выполнения работ или оказанию услуг;

  3. оценки соответствия.

Каковы же объекты технического регулирования?

Это продукция (в том числе здания, строения, сооружения) и процессы ее жизненного цикла (процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации), а также услуги и работы.

img1


Потребительские свойства продукции регулируются рынком, а требования безопасности регулируются государством.

img2


Что же является основными инструментами технического регулирования, это - технические регламенты, стандарты, процедуры подтверждения соответствия, аккредитация, государственный контроль и надзор.

img3


Минимально необходимые обязательные требования безопасности к объектам технического регулирования с учетом тяжести причиненного вреда устанавливаются государством в документах, принимаемым по процедурам принятия федерального закона. Эти документы называются - технические регламенты.

Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (ст. 2 ФЗ "О техническом регулировании").

Требования, регулируемые рынком, являются добровольными для применения и устанавливаются в стандартах.

Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, выполнения работ или услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения (ст. 2 ФЗ "О техническом регулировании").

Но произвести качественный и безопасный товар это только часть дела продвижения товара на рынок. Еще необходимо доказать, что он таковым является - качественным и безопасным. На это нацелена процедура - подтверждение соответствия.

Подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (ст. 2 ФЗ "О техническом регулировании").

Для подтверждения соответствия основной доказательной базой являются требования стандартов.

Стандарт - основной документ, соблюдение требований которого является условием соблюдения требований технического регламента!

Опубликовано в журнале "Цветная металлургия", № 1, 2005.






Также на сайте:
Kачество и стандартизация в условиях рынка
Роль стандартизации в создании информационных систем

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте