Человек, которого лишают возможности принимать важные решения, начинает считать важными те решения, которые ему принимать разрешается. (С.Н. Паркинсон)

Роль менеджера качества в разработке системы экологического менеджмента

С.Ф. Кириллова


Должен ли участвовать менеджер качества в разработке системы экологического менеджмента (СЭМ), соответствующей требованиям МС ИСО серии 14000, или можно обойтись без него, поручив эту работу экологам? - на этот вопрос попыталась ответить автор статьи, в прошлом начальник отдела системы качества (ОСК) ОАО "Волжский Оргсинтез". Численность работающих на предприятии - около 3 тыс. человек.


     В 1999 г. генеральный директор ОАО "Волжский Оргсинтез" М.К. Старовойтов, приняв решение о внедрении системы менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями МС ИСО серии 9000, сформировал ОСК, состоящий из четырех человек, подчинив его своему первому заместителю - директору по экономике и финансам.
     Еще на этапе внедрения СМК генеральный директор поручил начать подготовку к разработке СЭМ ОСК, а не экологической службе или санитарной лаборатории, как на некоторых предприятиях. Он считал, что разработка таких систем, как СМК, СЭМ, системы охраны труда и других систем является задачей именно ОСК, а экологи, работники отдела промышленной безопасности и других отделов должны заниматься своей непосредственной работой, иначе и система будет внедряться дольше, и работа будет выполнена хуже. Поэтому к разработке СМК мы привлекли разные структурные подразделения предприятия: экологическую и газоспасательную службы, санитарную лабораторию и др. В данных структурных подразделениях уполномоченные по СМК впоследствии становились уполномоченными по СЭМ. При разработке СМК этими службами были составлены методологические инструкции (МИ), такие как:
     o организация работ по экологической безопасности;
  • организация работ по пожарной безопасности;
  • порядок аттестации рабочих мест;
  • обеспечение качества ремонтно-строительных работ и другие, которые впоследствии вошли в СЭМ.
         Чем было вызвано решение генерального директора о внедрении СЭМ?
         Во-первых, он считал, что создание СЭМ - это не дань моде, это веление времени. В экологической политике записано: управление окружающей средой гарантирует, что деятельность компании находится в гармонии с окружающей средой и способствует ее сохранению для будущих поколений.
         Во-вторых, внедряя СЭМ, генеральный директор понимал, что это:
  • создаст имидж предприятию благодаря признанию обществом деятельности предприятия в области охраны окружающей среды;
  • повысит уровень правовой безопасности благодаря соблюдению всех законов, правил, норм в области охраны окружающей среды;
  • сэкономит энергоресурсы благодаря рациональному их использованию;
  • уменьшит риск в управлении процессами, благодаря мероприятиям, снижающим степень опасности при аварийных ситуациях.
         Теперь рассмотрим, в какой степени при раз- работке и внедрении СЭМ сотрудники ОСК руководствовались требованиями отдельных подразделов1 МС ИСО 14001.      Экологическая политика составлялась в ОСК совместно с экологами, т. е. в ОСК была известна процедура составления, а экологам - процедура заполнения. Экологическая политика должна соответствовать характеру и масштабу воздействия на окружающую среду - это обязательное требование МС ИСО 14001, т. е. экологи определяли, какие воздействия экологических аспектов учитывать при написании политики. Экологическая политика включала обязательства в отношении соответствия надлежащему природоохранному законодательству, постоянного улучшения СЭМ, предотвращения загрязнения окружающей среды (уменьшение выбросов, сбросов, твердых отходов) за счет внедрения новейших технологий, выпуска новых продуктов. Так, на заводе был разработан новый продукт N-метиланилин, который используется в качестве присадки к бензинам для увеличения октанового числа вместо тетраэтилсвинца. Применение бензина с такой присадкой значительно улучшило атмосферный воздух во всей Волгоградской области.
         Кроме того, в экологическую политику включены следующие позиции:
  • управление энергоресурсами за счет внедрения энергосберегающих технологий, учета энергоресурсов. Для мотивации работников завода было разработано Положение о премировании за экономию энергоресурсов. Во всех цехах, по инициативе отдела главного энергетика, были вывешены таблички с указанием стоимости капли воды, 1 кВт/ч электроэнергии и т. д.;
  • управление расходованием сырьевых ресурсов, их рациональный выбор, транспортировка и хранение (что предусматривало внедрение ресурсосберегающих технологий), анализ применяемого нового сырья с точки зрения его воздействия на окружающую среду. Было разработано Положение о премировании за экономию сырья и материалов;
  • сокращение отходов, их переработка, вторичное использование, транспортировка и удаление. Был установлен единый порядок сбора, временного хранения, утилизации, захоронения и учета отходов производства и потребления.
         Работники предприятия были проинформированы сотрудниками ОСК о политике через:
  • собрания трудового коллектива;
  • информационные стенды;
  • заводские радио и газету.
         Общественные организации, государственные структуры, контролирующие и инспектирующие органы, население были проинформированы о Политике в области охраны окружающей среды через письма, СМИ.
         Ответственный за выполнение - ОСК.      Экологами была проведена большая работа по идентификации экологических аспектов (выбросы в атмосферу, сбросы в воду, твердые отходы, шум и др.), разработке методики оценки значимости их воздействия на окружающую среду по А-, В-, С-методам.
         К категории А относятся существенные проблемы: сверхнормативное воздействие на окружающую среду, высокая степень экологической опасности, большие экологические издержки.
         К категории В - несущественные проблемы: незначительные превышения установленных нормативов воздействия, невысокая степень экологической опасности, незначительные экономические издержки.
         К категории С - штатные проблемы: воздействие на окружающую среду в пределах установленных нормативов.
         В качестве критериев были установлены:
  • правовые (соблюдение требований природоохранного законодательства);
  • экологические (оказывают ли экологические аспекты негативное влияние на состояние окружающей среды близлежащих населенных пунктов);
  • нормативные (превышают ли выбросы, сбросы установленные нормы);
  • экономические (превышают ли платежи за выбросы, сбросы установленные нормы).
         Из 1238 идентифицированных экологических аспектов к категории С были отнесены 1176 (95%), к категории В - 62 (5%). Экологические аспекты, отнесенные к категории А, вообще отсутствовали.
         Для перевода 62 аспектов из категории В в категорию С экологами совместно с технологами цехов были установлены и документально оформлены стратегические экологические цели и плановые экологические задачи, а с их учетом разработаны соответственно экологическая программа (на пять лет) и план мероприятий на конкретный календарный год.
         Участие менеджеров качества в этой работе - помощь в написании процедур.
         Ответственный за выполнение - экологическая служба.      Несмотря на наличие МИ на управление нормативными документами (ГОСТ, ОСТ) было принято решение о разработке МИ "Порядок управления законодательно-правовыми и нормативными документами в области охраны окружающей среды".
         Экологами был сформирован фонд законодательно-правовых и нормативных документов (ЗПиНД) в области охраны окружающей среды, были проведены их регистрация и обеспечение ими соответствующих структурных подразделений предприятия. По этим документам были обучены уполномоченные по СЭМ, далее уполномоченные обучали работников структурных подразделений, в чьи функции входило их исполнение. Контроль за соблюдением ЗПиНД осуществляли экологическая служба и внутренние аудиторы. О соблюдении ЗПиНД при анализе СЭМ со стороны высшего руководства докладывал начальник экологической службы.
         Участие менеджеров качества в этой работе - помощь в написании методологической инструкции.
         Ответственный за выполнение - экологическая служба.      Общее руководство по разработке и внедрению СЭМ осуществлял генеральный директор предприятия.
         Для координации, контроля и оценивания работ по внедрению СЭМ и принятия решений стратегического характера на предприятии был создан Координационный совет по экологии при генеральном директоре, в состав которого вошли директора завода, главные специалисты, начальник ОСК, руководитель экологической службы. Положение о Координационном совете разрабатывал менеджер качества ОСК.
         Высшее руководство назначило приказом специального представителя в лице технического директора, который осуществлял оперативное руководство работами по внедрению СЭМ и связь с внешними консультантами. Положение о представителе разрабатывал менеджер качества ОСК.
         Для участия в разработке, внедрении, корректировке документации СЭМ и контроля за внедрением и функционированием СЭМ приказом генерального директора по согласованию с представителем от высшего руководства в каждом структурном подразделении предприятия (включенном в структуру СЭМ) назначался уполномоченный по СЭМ. Положение об уполномоченном по СЭМ в структурном подразделении предприятия, список уполномоченных от руководителей структурных подразделений и приказ о назначении уполномоченных готовил менеджер качества ОСК.
         Задачи, ответственность и полномочия работников предприятия в области СЭМ были определены в Положениях о структурном подразделении предприятия и должностных инструкциях. Положения и должностные инструкции согласовывались с ОСК и экологической службой.
         Ответственный за выполнение - ОСК.      В действующую МИ СМК "Подготовка кадров" начальником бюро подготовки кадров совместно с менеджером качества ОСК были внесены изменения, касающиеся всех программ обучения, в частности, понимания и знания работниками требований МС ИСО серии 14000, экологической политики, экологических аспектов деятельности предприятия и их воздействия на окружающую среду, стратегических целей и плановых заданий, ЗПиНД в области охраны окружающей среды. Особое внимание в Программах было уделено вопросам, как влияет деятельность персонала на окружающую среду и какова будет польза от изменения их отношения к проблемам охраны окружающей среды.
         Обучение в рамках разработки и внедрения СЭМ проводилось на предприятии поэтапно, в первую очередь, обучали руководителей высшего, среднего звеньев. Уполномоченных по СЭМ обучали консультанты ЗАО "ТКБ "Интерсертифика", далее уполномоченные по СЭМ в своих подразделениях передавали знания инженерно-техническим работникам, которые, в свою очередь, обучали рабочих. Учебный материал по СЭМ готовил менеджер качества ОСК.
         Кроме полученных знаний в области охраны окружающей среды требуется еще и осознание каждым работником ответственности за ее сохранение. Иными словами, недостаточно просто рассказать сотруднику, как поступать нельзя: если он этого не осознает, то будет продолжать себя вести, как раньше. Для оказания помощи в работе с персоналом по этому вопросу была подключена профсоюзная организация. В Федеральном законе "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" записано, что ": профсоюзы осуществляют контроль охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных лиц по охране труда:"
         Поэтому сотрудники ОСК провели следующую работу:
  • обучили профактив требованиям МС ИСО серии 14000;
  • рекомендовали председателю профкома включать в повестку дня заседаний доклады уполномоченных по охране труда, вопросам работы цехов, экономии сырья, энергоресурсов, загрязнению окружающей среды, культуре производства и др.
         Профактиву поручили в структурных подразделениях проводить разъяснительную работу по осознанию работниками своей причастности к охране окружающей среды.
         ОСК совместно с профкомом был организован конкурс "За лучшую работу структурного подразделения предприятия в области охраны окружающей среды".
         Ответственные за выполенение - бюро подготовки кадров, ОСК.      Одним их требований СЭМ является четкое отслеживание как внутренних, так и внешних информационных связей (коммуникаций).
         Внутренние информационные связи реализуются через вертикальные каналы движения организационно-распорядительной документации, такой как:
  • приказы, распоряжения, Политика в области охраны окружающей среды, стратегические цели и плановые задания;
  • информация о результатах функционирования СЭМ (протоколы анализа функционирования СЭМ со стороны высшего руководства и мероприятия по совершенствованию СЭМ, которые доводились сотрудниками ОСК через уполномоченных по СЭМ до работников структурных подразделений);
  • ежеквартальные информационные бюллетени о состоянии охраны труда, окружающей природной среды, промышленной безопасности предприятия, составляемые отделом промышленной безопасности;
  • информация о новых законодательных актах в области охраны окружающей среды;
  • информация о передовом опыте организаций в области охраны окружающей среды, СЭМ.
         Горизонтальные информационные связи между структурными подразделениями предприятия и должностными лицами осуществлялись на основе процедур и положений о подразделениях. ОСК совместно с планово-бюджетным отделом внесли изменения в раздел Положений о структурном подразделении предприятия "Взаимоотношения с другими структурными подразделениями".
         Внутреннее информирование работников осуществлялось менеджерами качества через заводские газету и радио, информационные стенды, проводимые на предприятии заводские (цеховые) дни экологии (техники безопасности).
         В ОСК составлялся график выступлений руководителей и специалистов по СЭМ в СМИ.
         Для выявления "узких мест" в работе по охране окружающей среды менеджером качества ОСК была составлена анкета и проведен опрос работников предприятия.
         Анкеты были проанализированы уполномоченными по СЭМ, и по выявленным "узким местам" разработаны корректирующие мероприятия.
         Информирование внешних сторон (государственные структуры, контролирующие и инспектирующие организации, акционеры, общественные организации типа "Зеленые", население, СМИ) осуществлялось сотрудниками ОСК посредством:
  • доведения до внешних сторон первоначальной информации о решении предприятия разработать, внедрить и подготовить к сертификации СЭМ в соответствии с требованиями МС ИСО 14001;
  • сообщений в СМИ о Политике в области охраны окружающей среды, стратегических целях, экологических программах, ходе разработки и внедрении СЭМ;
  • ежегодного графика работы с общественностью (составлялся совместно с менеджером по связям с общественностью), которая заключалась в организации проведения социологического опроса населения по оценке экологической деятельности предприятия и организации проведения встреч с представителями общественных организаций региона, студентами вузов, школьников, распространения опыта работы предприятия в области охраны окружающей среды через СМИ.
         Ответственный за выполнение - ОСК.      Всего в структуру СЭМ вошло 28 методологических инструкций, из них более 50% было разработано в ОСК или с участием его сотрудников.
         В ОСК также разработано Руководство по СЭМ.
         Ответственный за выполнение - ОСК.      Для реализации своей экологической политики, достижения стратегических целей и выполнения плановых заданий предприятие определило следующие виды деятельности.
         1. Закупка сырья, оборудования. ОСК совместно с отделом реализации внес дополнение в процедуру "Анализ контракта", в котором предусматривалось обеспечение предприятия паспортами безопасности, необходимыми для составления аварийных карточек при транспортировке опасных грузов автомобильным транспортом.
         Основное внимание при закупке оборудования уделялось его пригодности с точки зрения экологических требований.
         При оценке и выборе поставщиков в качестве критерия устанавливалось наличие системы экологического менеджмента на предприятии.
         2. Разработка новой или модернизация продукции, замена сырья, упаковки. ОСК совместно с научно-исследовательским центром были внесены изменения в МИ "Порядок разработки и освоения новых и усовершенствования действующих технологических процессов производства" с точки зрения оценки воздействия на окружающую среду новой или модернизированной продукции, нового сырья, новой упаковки.
         3. Сбор, временное хранение, утилизация, захоронение и учет отходов производства и потребления. Это один из основных видов деятельности, каким занималась экологическая служба при разработке СЭМ. Экологической службой были проведены следующие мероприятия:
  • разработана соответствующая МИ;
  • составлен перечень всех имеющихся на заводе отходов производства и потребления, образующихся в результате производственной деятельности, с указанием наименования отходов, процесса, в результате которого образуются отходы, их количество, состав, агрегатное состояние, место утилизации и захоронения;
  • назначены ответственные за обращение с отходами в каждом структурном подразделении предприятия;
  • в каждом цехе составлены схемы расположения площадок для сбора и временного хранения отходов;
  • произведена идентификация контейнеров с отходами;
  • установлен единый порядок отчетности по отходам.
         4. Обращение с сырьем, материалами и их хранение. ОСК совместно с ОТК были внесены изменения в МИ "Входной контроль сырья и материалов" в части проверки ОТК соблюдения условий их хранения в соответствии с нормативной документацией (вид упаковки, маркировка тары, высота штабеля, наличие поддонов, соблюдение температурно-влажностного режима, хранение в закрытых, сухих помещениях и т. д.).
         5. Ремонтно-строительные работы. При проведении на предприятии ремонтно-строительных работ в договоры вносились обязательства соблюдения строителями требований природоохранного законодательства: применять гигиенически чистые материалы и производить утилизацию строительных отходов.
         Ответственный за выполнение - экологическая служба.      Для предотвращения экологических последствий и потенциальных аварийных ситуаций, с целью поддержания процессов производства в управляемых условиях на предприятии постоянно ведутся работы по проверке соблюдения технологической дисциплины в процессе производства, обеспечению работоспособности механического и энергетического оборудования, обеспечению экологической, пожарной и газовой безопасности.
         Еще при внедрении СМК на эти виды работ соответствующими службами были разработаны методологические инструкции.
         С целью определения возможных сценариев развития аварий и аварийных ситуаций и действий производственного персонала, гражданской обороны, аварийной газоспасательной службой в цехах предприятия, работниками производственно-технического отдела (ПТО) и технологами цехов были разработаны планы локализации аварийных ситуаций и планы ликвидации аварий.
         Для проверки готовности производственного персонала, аварийной газоспасательной службы и других служб к авариям и аварийным ситуациям в цехах проводились учебные тревоги и учебно-тренировочные занятия.
         Ответственный за выполнение - ПТО.      На предприятии осуществляются различные виды контроля:
  • входной контроль поступающего сырья и материалов;
  • контроль качества продукции в процессе производства;
  • контроль норм технологического режима в точках процесса, указанных в технологическом регламенте;
  • приемочный контроль готовой продукции.
         Для поддержания метрологического обеспечения производства на современном уровне на предприятии проводятся метрологический контроль и надзор, аттестация методик выполнения измерений, метрологическая экспертиза технической документации, анализ состояния измерений и разрабатываются мероприятия по совершенствованию метрологического обеспечения. Данные процедуры были описаны в соответствующих МИ СМК.
         Аналитический контроль воздействия предприятия на окружающую среду и соответствия качества атмосферного воздуха санитарно-защитной зоны, природных вод и почвы санитарно-гигиеническим нормативам проводятся аккредитованной санитарной лабораторией. Она также проводит аттестацию рабочих мест по условиям труда.
         Контроль за соблюдением графиков аналитического контроля, выполняемых санитарной лабораторией, проводила экологическая служба.
         Экологической службой также осуществлялась работа по рассмотрению заявлений и сообщений от организаций и населения о нарушениях окружающей среды. Все поступившие сообщения регистрировались на предприятии. Экологическая служба определяла причастность предприятия к факту нарушения экологической безопасности, изложенному в поступившем сообщении или заявлении. Она также информировала заявителя о подтверждении (опровержении) указанных в заявлении или сообщении фактов экологических нарушений и о принятых мерах.
         Ответственные за выполнение - санитарная лаборатория, экологическая служба.      Порядок разработки, документированного оформления, выполнения корректирующих и предупреждающих действий и контроля эффективности этих действий с целью устранения причин существующих и потенциальных несоответствий был подробно описан в МИ, разработанной в ПТО еще при построении СМК, т. е. уже тогда учитывались выявленные внешними и внутренними контролирующими организациями и службами несоответствия в части охраны окружающей среды.
         Ответственный за выполнение - ПТО.      Порядок идентификации, ведения и размещения зарегистрированных данных об окружающей среде с целью подтверждения соответствия установленным требованиям и эффективности действия СЭМ определен в МИ, разработанной ОСК.
         Ответственный за выполнение - ОСК.      В ОСК была разработана МИ "Порядок проведения внутреннего аудита СЭМ".
         В ОСК на период разработки и внедрения СЭМ графики проведения внутренних аудитов СЭМ и СМК составлялись раздельно (в дальнейшем при функционировании двух систем планировалось совмещение графиков по СМК и СЭМ).
         В программу аудитов включалось выполнение экологической политики, стратегических целей и плановых заданий, мероприятий по их выполнению, соблюдение структурными подразделениями законодательных актов в области охраны окружающей среды, выполнение корректирующих мероприятий по результатам предыдущих аудитов.
         Ответственный за выполнение - ОСК.      Анализ функционирования СЭМ со стороны руководства проводится на заседании Координационного совета по экологии.
         Анализ обычно осуществляется на основании следующих источников:
  • отчета о проведении внутренних аудитов;
  • данных о выполнении корректирующих действий по результатам предыдущего аудита СЭМ;
  • сведений о выполнении мероприятий по реализации Политики в области охраны окружающей среды, снижению воздействия на окружающую среду и достижению стратегических целей и плановых заданий;
  • данных оперативного контроля за выбросами и сбросами загрязняющих веществ;
  • данных оперативного контроля за размещением отходов;
  • данных о поступлении заявлений и претензий от населения и общественных организаций;
  • данных о результатах проверок внешними контролирующими или инспектирующими органами;
  • анализа экологических аспектов производства новых продуктов и модернизации существующих технологических процессов;
  • данных из экономической отчетности предприятия;
  • отчета о подготовке кадров в области охраны окружающей среды;
  • отчета о результатах опроса общественного мнения.
         Представленные сведения анализируются ОСК и передаются специальному представителю по экологии от высшего руководства для разработки отчета по анализу функционирования СЭМ на предприятии и разработки мероприятий по совершенствованию системы.
         Ответственный за выполнение - ОСК.

         Таким образом, на ОСК ложится ответственность более чем за 50% элементов СЭМ.
         СЭМ, построенная в соответствии с требованиями МС ИСО 14001:1996, имеет структуру, идентичную структуре СМК, которая соответствует требованиям МС ИСО 9001:2000. Поэтому все вопросы по построению СЭМ можно условно разделить на две группы: специфические и имеющие общую базу со стандартом ИСО 9001:2000. К последней относятся:
  • системное видение;
  • знание технологии разработки политики и развертывания целей;
  • умение документально описать процедуры;
  • знание методик измерений;
  • навыки проведения внутренних аудитов;
  • методология проведения оценки функционирования системы со стороны высшего руководства.
         Поэтому рекомендуем предприятиям, внедрившим систему менеджмента качества, поручать разработку системы экологического менеджмента работникам отдела системы качества.
  • Опубликовано в РИА "Стандарты и Качество"





    Также на сайте:
    Процессное описание статистического анализа
    Переход на стандарты ИСО серии 9000 версии 2000 года с использованием методов всеобщего менеджмента качества (TQM)

    О проекте

    quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

    Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

    Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

    Добавить в "Избранное"

    Реклама на сайте