У бизнеса есть только две основные функции: маркетинг и инновации. Маркетинг и инновации создают результаты. Все остальное - затраты. (Питер Друкер)

Использование результатов контроля в методиках системы качества

Романов И.А., Шурыгин В.А., Малюгин Ю.К.


Подготовка системы качества предприятия к сертификации связана с решением ряда вопросов методического характера. В модели системы обеспечения качества, соответствующей требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 -96, целесообразно выделить задачи, для решения которых необходимы данные о фактическом уровне дефектности продукции на различных стадиях производства. Можно кратко охарактеризовать некоторые обязательные процедуры системы качества, непосредственно связанные с использованием указанного показателя,
В первую очередь это периодический анализ системы качества со стороны руководства, который носит комплексный характер, но включает и проверку качества продукции при входном, операционном и приемочном контроле. На каждой из стадий производства существенное значение имеет характер изменения уровня дефектности во времени, так как в этом случае руководство предприятия получает информацию, используемую для оценки эффективности системы.

В ходе анализа контракта уровень дефектности может рассматриваться как одно из нормативных требований, установленных потребителем. В этом случае при оценке способности выполнить контракт предприятие-поставщик должно опираться на данные о фактическом уровне дефектности выпускаемой им продукции. Можно предположить, что для рассматриваемой ситуации наиболее актуальны данные об уровне дефектности выходных параметров продукции, определяющих ее работоспособность или безопасность применения. Указанные параметры оцениваются, как правило, при приемочном контроле или периодических испытаниях.

При обеспечении качества закупок и работе с субподрядчиками показатели качества их продукции играют весьма существенную роль. В частности, их использование необходимо для оценки и выбора самих субподрядчиков, определения требований к закупаемой продукции и оформления соответствующей документации, а также для рационального планирования входного контроля. Кроме того, в требованиях к системе качества непосредственно указывается на необходимость регистрации данных о качестве продукции субподрядчиков.

При управлении процессами производства в ряде случаев используются методы статистического регулирования с помощью контрольных карт. Формальный расчет границ регулирования, не использующий данные об уровне дефектности "регулируемого" параметра продукции, может в процессе применения контрольной карты привести к неоправданно большим затратам на подналадки процесса. Рациональный подход к задаче заключается в проведении предварительного статистического исследования процесса (или конкретной операции), которое путем оценки коэффициента точности процесса и уровня дефектности продукции может указать на необходимость проведения дополнительной технологической отработки.

В ходе проведения контроля и испытаний уровень дефектности продукции, как правило, оценивается периодически с целью систематизации результатов контроля и анализа "динамики качества" на различных производственных участках. Эта процедура хотя и носит необязательный характер, но позволяет гибко управлять системой контроля для рационального использования ресурсов, а в конечном итоге - для снижения затрат на контроль. Это особенно важно в условиях сокращения штатов контролеров и повышения роли экономических факторов. Следует подчеркнуть, что при выборочном контроле уровень дефектности в обязательном порядке используется в ходе выбора допустимых планов контроля, а при контроле по количественному признаку (например, по ГОСТ 20736-75) он может использоваться непосредственно как оценочная характеристика контролируемой партии. Можно дополнить, что с учетом положений ГОСТ Р 50779.30-95 нормативный уровень несоответствий NQL является основой для разработки систем планов выборочного контроля и становится предметом договорных (а иногда и арбитражных) отношений между поставщиком, потребителем и третьей стороной. Этот же показатель определяет уровень качества продукции, гарантируемый поставщиком в технических условиях.

В процессе разработки и реализации корректирующих и предупреждающих процедур системы качества значение уровня дефектности конкретной продукции может использоваться как аргумент, подтверждающий необходимость их разработки, либо как доказательство эффективности их выполнения.

Применение оценок уровня дефектности при статистическом регулировании технологических процессов и статистическом приемочном контроле, рассмотренное выше, может быть целиком отнесено к задаче определения потребностей предприятия в статистических методах и реализации процедур их применения.

Проведенный анализ позволяет заключить, что такой стандартизованный показатель, как уровень дефектности продукции, может и должен широко применяться на различных стадиях производства в методиках системы качества как в ходе подготовки последней к сертификации, так и при ее совершенствовании.

Практика аудитов систем качества, проведенных с участием авторов, показала, что предприятия, относящиеся к различным отраслям промышленности, недостаточно эффективно решают рассмотренные выше задачи. Такая ситуация в первую очередь объясняется недостатками государственных стандартов на виды продукции, которые, как правило, не содержат нормативных требований к уровню дефектности. С другой стороны, поставщики не уделяют должного внимания этому показателю, предпочитая ему более "знакомый" процент сдачи с первого предъявления, который не может рассматриваться как показатель качества продукции.

Но, в определенной степени, недостаточно активная позиция поставщиков объясняется значительной трудоемкостью комплексного решения задачи в масштабах всего предприятия. Это особенно справедливо, если речь идет о большой номенклатуре продукции или ее сложной структуре.

Для практического решения задачи консалтинговой фирмой "Партнер СК" разработана компьютерная база данных "История качества", предназначенная для использования заводскими службами качества. База данных обеспечивает ввод и хранение результатов контроля, выполняет математическую обработку данных и подготовку отчетов по запросам пользователя. Оцениваемым показателем качества является уровень дефектности в форме числа дефектов на 100 единиц продукции.

Характеристики базы данных позволяют применительно к продукции различного назначения и сложности использовать ее на персональных компьютерах класса 486DX4 (минимальные характеристики: 100 МГц, ОЗУ 8 Мбайт, видеоадаптер 640 х 480 х 16).

При этом, по выбору пользователя, используется системное программное обеспечение Windows З.ХХ + MS Access 2.0 или Windows'95 + MS Access 7.0 (русские версии).

Набор предусмотренных сервисных функций позволяет:

- осуществить контролируемый доступ к операциям с данными с помощью системы паролей и определения полномочий операторов;

- создать иерархически упорядоченную структуру объектов контроля, используя внутренние коды или систему идентификации, принятую на предприятии;

- сформировать списки проверяемых дефектов для каждого объекта контроля;

- обеспечить учет данных по установленным причинам выявленных дефектов;

- распределить объекты по различным видам контроля и испытаний (в терминологии пользователя);

- выполнить за выбранный период поступления данных подготовку и выдачу на печать отчетов в форме сводок, графиков и диаграмм с результатами оценок уровня дефектности;

- резервировать и вывести из базы устаревшие данные с возможностью их последующего импорта;

- отредактировать введенные наименования при изменении технической документации.

Программа позволяет сформировать запрос таким образом, чтобы пользователь мог сравнить уровень дефектности с нормативом, исследовать изменение дефектности во времени, проводить ее структурный анализ с помощью диаграмм Парето, выявляя на каждом отрезке времени наиболее дефектные объекты или наиболее значимые виды дефектов. Форма и структура твердых копий формата А4 ориентированы на их использование в периодических отчетах по качеству.

Можно надеяться, что применение компьютерной базы данных окажет помощь предприятиям-изготовителям в повышении эффективности систем качества.

Обзор подготовлен по материалам https://www4.mte.ru/





Также на сайте:
Заключение
Вопросник аудитора

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте