Нельзя доверять той силе мнений, которая состоит только в многочисленности их последователей. (Ж. Гюйо)

Практические подходы к разработке и внедрению систем управления качеством в связи с введением новой версии стандарта ISO 9001:2000

Литвяк Иван Владимирович, Менеджер отела обеспечения качества СЖС Украина

Внедрение системы управления качеством в соответствии с требованиями стандартов серии ISO 9000 основывается на применении восьми принципов управления качеством:

Принцип 1. Направленность на потребителя

Принцип 2. Лидерство

Принцип 3. Вовлечение людей

Принцип 4. Процессуальный подход

Принцип 5. Системный подход к управлению

Принцип 6. Постоянное улучшение

Принцип 7. Фактический подход к принятию решений

Принцип 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Концепции Управления Качеством

Система Управления Качеством достаточно проста в основных своих концепциях. Они заключаются в следующем:
Определение внешних требований к качеству, специфицированных в лицензиях, нормативных и законодательных документах, специальных требованиях потребителя и в выбранных стандартах систем управления;
Обеспечение уверенности в том, что все входящие требования адресованы в системе управления на соответствующих уровнях;
Обеспечение обучения всего персонала требованиям системы;
Определение методов измерения выполнения требований системы;
Получение результата или доказательств того, что требования системы выполнены;
Измерение, наблюдение и составление отчета о соответствии;
Постоянное наблюдение за изменениями входных требований и обеспечение отражения этих изменений в специфических требованиях системы;
Проверка и оценка системных процессов и их корректировка при необходимости;
Обеспечение культуры и процесса постоянного улучшения системы.

Существуют различные пути разработки и внедрения системы управления качеством.

Каждая организация является уникальной, не существует даже двух организаций, имеющих одинаковую культуру, одинаковые процессы, возможности, а также одинаковые проблемы. В связи с этим каждая компания будет иметь свою уникальную систему и интерпретацию ISO 9000.

Существуют два пути внедрения программы по разработке.

Первый - использовать внутренние ресурсы предприятия и второй - привлечь к работе консультантов по управлению качеством. Имейте в виду, что даже если вы решили использовать консультанта, вам по прежнему придется уделить

значительное время для работы с консультантом. Это время необходимо выделить, для того чтобы СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ была эффективной. Также должна быть обеспечена возможность персонала работать в новой системе.

Прежде чем приступить к процессу внедрения, вы должны осторожно взвесить преимущества и недостатки любых альтернатив.

Если вы решили использовать внутренние ресурсы, тогда работник организации, которому поручено и который ответственный за внедрение СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ должен понимать деятельность своей организации, а также глубоко понимать основные принципы менеджмента. Работник должен пройти обучение по требованиям стандарта ISO 9001:2000. Советы по выбору и работе с консультантами будут приведены позже.

Цели внедрения

Цели и задачи по внедрению обычно основываются на нуждах организации для:
Улучшения выполнения работы и увеличения прибыли
Эффективного управление риском
Обеспечения качества продукта и услуг, представляемых заказчику
Обеспечения основы для развития возможностей улучшения
Если требуется, для приобретения международных знаков отличия (ISO 9001)

Внедрение формальной системы управления происходит наиболее успешно, если рассматривать его как специфический проект, возглавляемый Менеджером проекта, который должен быть ключевой фигурой в структуре менеджмента организации и должен назначаться в начале проекта.

Разработка Структуры Системы

Первая задача - разработать начальную структуру СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ, указывая различные процессы используемые для поставки продукта или услуг заказчику (независимо внутреннему или внешнему). Основываясь на структуре системы управления, проектная группа определяет требуемую документацию, во-первых, для определенных процессов и, затем для поддерживающих эти процессы процедур.

Разработка Документации Системы

Для обеспечения постоянной поддержки документированных процедур должен быть назначен ответственный за контроль всей документации системы.

Наиболее простой способ разработки процессов и процедур, заключается в проведении серии встреч протяженностью в пол дня под наблюдением ответственного за контроль документации системы и при участии персонала, занятого в выполнении разрабатываемых процессов и процедур. Такие встречи должны носить характер "Мозгового штурма" (название общепринятой техники), результатом которых станет проект определения процесса и/или процедур и необходимой компетенции.

Проекты процессов и процедур затем распространяются среди заинтересованных сторон и подразделений. Им предлагается предоставить свои комментарии в течение предусмотренного срока времени и/или посетить заключительную встречу, на которой процесс или процедура утверждается для издания.

Степень, до которой вы будете детализировать свои инструктирующие документы зависит от следующего:
Что требуется для ограничения степени риска организации
Степень ясности, которая определяется организацией
Размер и тип организации
Сложность процессов
Требуемый уровень компетенции, необходимый для поддержания процессов

Отдел Качества

Мало вероятно, что вам придется назначать Менеджера по качеству и аудиторов, которые будут заниматься только вопросом обеспечения качества. Вы можете возложить эти обязанности на своих работников в дополнение к их повседневным обязательствам. Это поможет избежать дополнительных денежных затрат на систему, а также исключит вероятность того, что система станет собственностью Отдела Качества.

Обучение требованиям системы

Вы можете обеспечить обучение требованиям системы через серию ознакомительных или тренировочных занятий для сотрудников, которые не были вовлечены в написание процедур и для тех, кто будет с ними работать. Новые работники также должны быть ознакомлены и обучены требованиям СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ.

Свидетельство Выполнения

Первоначально вы должны проработать с новой документацией системы от трех до шести месяцев. В течение этого времени вы получите определенные свидетельства выполнения процессов. После этого вы можете предпринять первую серию внутренних аудитов.

Внутренние Аудиты

Выбор и обучение внутренних аудиторов являются важными аспектами процесса внедрения. Очень важно, чтобы вы очень внимательно отнеслись к процессу подбора внутренних аудиторов. Рекомендуется выбирать для обучения людей, представляющих различные виды деятельности организации, нежели создавать специальный отдел по внутренним аудитам. Это поможет обеспечить хорошее понимание системы управления внутри предприятия и избежать впечатления о внутреннем аудите как о надзирательном процессе, а также даст возможность для поставщика проводить аудиты своих заказчиков и наоборот.

Кроме того, если это возможно, желательно, чтобы аудиторы не выбирались из управленческого персонала. Такой подход обеспечит восприятие внутренних аудитов как оценку системы, а не персонала предприятия. Обучение внутреннему аудиту должно быть сфокусировано на том, что внутренний аудит должен приносить дополнительную пользу организации, а не направлен на поиск ошибок и виновных в проверяемых подразделениях.

Улучшение работы и обучение

Перед сертификационным аудитом вам необходимо иметь внедренную систему постоянного улучшения и обучения. Улучшение работы может базироваться на регулярных встречах групп, занятых в улучшении работы. На практике должны быть утверждены такие группы, должны проводится их регулярные встречи и протоколы встреч должны вестись до проведения сертификационного аудита.

Оценка Успеха Процесса Внедрения

Важно, чтобы группа внедрения и люди, вовлеченные в разработку оценивали процесс внедрения на предопределенных этапах во время и по окончании процесса. Оценка производится по заранее намеченным критериям и ключевым показателям эффективности СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ перечисленным ниже:


Высшее руководство демонстрирует приверженность идеям качества и управляет соответствующими процессами


СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ построена вокруг производственных процессов, а не только на основе требований стандарта ISO 9001


Персонал знает, где можно найти необходимую документацию и как ею пользоваться


Прослеживаемость процессов и четкость инструкций, т.е. документация СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ читабельная, четкая, понятная. Документация легко контролируется уполномоченным представителем


Организация практикует культуру постоянного улучшения работы


Представители руководства по качеству - ключевые работники организации в отношении качества


Внутренний аудит видится в свете улучшения СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ и является частью процесса постоянного улучшения СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

Выбор и Работа с Консультантом

Управление качеством - работа, которая требует постоянного внимания и преданности идеям качества. Такое внимание может быть обеспечено организацией изнутри, однако привлечение Консультанта, специализирующегося в вопросах по качеству может быть полезным. Разработка системы управления должна преследовать цель удовлетворения потребности предприятия и его заказчиков, а не требований Сертификационного Органа. Относитесь к СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ как к упражнению по улучшению работы. Определение стратегии, целей по качеству должно производиться предприятием, поэтому предпочтительно выбирать консультанта, который имеет опыт работы в вашей отрасли. Однако, не менее важно, чтобы консультант имел опыт работы по

консультированию. Убедитесь, что консультант обладает достаточными ресурсами, чтобы закончить разработку вашей системы вовремя.

Работа с Консультантом

Если Вы выбрали Консультанта и уверены в своем выборе, считайте его частью управленческого персонала организации. Вы должны привлекать его к переговорам при выборе Сертификационного Органа и к переговорам с ключевыми клиентами.

Сертификация

Вы должны уделить особое внимание выбору Сертификационного Органа.

При этом вы должны учитывать, что существуют как аккредитованные, так и не аккредитованные Органы по Сертификации. Аккредитованные

При выборе Органа по Сертификации:
Составьте список аккредитованных Органов по Сертификации
Обратитесь как минимум к трем из них, опишите свою деятельность и выясните, аккредитованы ли они в вашей области деятельности и в каком Органе по Аккредитации
Составьте и разошлите вопросник
Сделайте выбор

Опубликовано в https://www.usq.com.ua





Также на сайте:
Процессный подход в менеджменте производства и в управлении качеством продукции
Процессный подход - это что-то новое или мы уже давно этим пользуемся?

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте