Тот день, когда Вы полностью возьмете на себя ответственность за собственное будущее и прекратите искать оправдание сомнениям, станет днем начала движения к вершинам. (О. Дж. Симпсон)

Методика выбора органа по сертификации

После доработки  СМК на соответствие требованиям  МС ИСО серии 9000 у большинства организаций возникает закономерный вопрос:

"В какой системе и в каком органе пройти сертификацию на соответствие ИСО 9001?"

Выбор органа по сертификации СМК (ОССК) является важным и ответственным шагом для организации по целому ряду причин в том числе:

  • сертификация обычно является завершающим этапом и оценкой результатов огромной работы, проделанной всем коллективом организации;

  • процедура сертификации устанавливает обычно длительные партнерские отношения между организацией и ОССК на срок не менее чем 3 года (срок действия сертификата);

  • обоснованно выбранный ОССК способствует успешному продвижению продукции предприятия на рынке, повышению имиджа предприятия, способствует успешному развитию и укреплению организации;

  • реализуется естественное желание организации компенсировать свои значительные затраты на подготовку и проведение процедуры сертификации;

  • повышается доверие к организации и удовлетворенность потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон.

Проблема выбора ОССК не стала менее значимой и, можно сказать, деликатной  для организаций, которые в свое время уже получили сертификат на СМК, например, по старой версии 1994 года. Действительно, меняются внешние  и внутренние условия, например, предприятия снимают с производства и осваивают новые виды продукции, осваивают новые рынки сбыта продукции.

В то же время на Российском рынке услуг по сертификации появляются новые участники, меняются законодательные акты и т.д.

В настоящее время на российском рынке действуют десятки отечественных и зарубежных ОССК, разобраться с которыми даже организациям, имеющим определенный опыт деятельности в данной области, не так просто, что делает указанную выше проблему еще более актуальной.

В то же время в большинстве случаев приходится сталкиваться с такой ситуацией,  когда на предприятии отсутствуют четко сформулированные требования к услуге сертификации и цели проведения сертификации СМК. Отсутствует информация об аккредитованных ОССК, работающих в области интересов организации, отсутствуют критерии оценки ОССК и т.д.

Отсюда могут быть допущены  организацией стратегические ошибки:

  • не оптимальный выбор ОССК;

  • необходимость привлекать несколько сертифицирующих организаций для решения своих задач во всей требуемой для предприятия  области;

  • не оптимальные финансовые затраты на подготовку и проведение самой процедуры сертификации и последующих инспекционных (надзорных) проверок, а также затраты предприятия на подготовку и доработку СМК;

  • не учет перспектив развития предприятия, в том числе последующие запросы в части расширения области применения  услуг по сертификации (продукции, окружающей среды, безопасности и т.д.)

  • потери, связанные с не подписанием контрактов и неполучением заказов на конкурсных торгах в связи с низким рейтингом выданного сертификата;

  • проблемы, связанные с самой процедурой проведения сертификации, например, "языковые проблемы", режимные вопросы допуска экспертов  ко всем необходимым участкам производства (характерно для средних и крупных предприятий  с большой номенклатурой производимой продукции, особенно для предприятий оборонного комплекса).

В то же время целый ряд исследований (см., например, "Успешная сертификация на соответствие нормам ИСО серии 9000" Eckhard Kreier р.5.3) позволяют сделать заключение, что более трети организаций свой выбор ОССК основывают исключительно на рекомендациях "личных" или консультантов, а иногда просто глядя на своих соседей по региону. Публикаций на эту тему явно недостаточно, да и степень их проработки с точки зрения практического применения оставляет желать лучшего. Например, по данным уже упомянутой выше работы, практически половина предприятий при выборе ОССК руководствовалось в качестве основного критерия "знанием ОССК отрасли". При этом не указываются (отсутствуют рекомендации) конкретные количественные показатели, которые можно было бы использовать для оценки указанной характеристики ОССК. Предприятия, уже имеющие сертификат(ы), получают от ОССК, их сертифицировавших, запросы на отзыв, в которых предлагаются критерии для оценки удовлетворенности потребителей (организаций) услугами сертификации ОССК.  Указанную информацию ОССК используег для подтверждения  результативности действующей в ОССК системе менеджмента качества. Например,


Вариант №1

"Анализ удовлетворенности организаций от применения полученных сертификатов"


п/п
Применение сертификатов Доля предприятий, получивших положительный эффект, %
1. При заключении контрактов N
2. При заключении контрактов с зарубежными потребителями M
3. При получении государственных заказов P
4. При получении лицензий S




Вариант №2

"Удовлетворенность от внедрения системы качества"



п/п
Показатели удовлетворенности предприятий Доля предприятий, получивших положительный эффект, %
1 Повышение качества продукции N
2. Повышение производительности M
3. Повышение управляемости предприятия P
4. Повышение уровня подготовки и удовлетворенности персонала S
5. Повышение престижа предприятия на:
а) региональном уровне;
б) общероссийском уровне;
в) зарубежном уровне.
C

Видно, что предложенные критерии в значительной степени связаны с качеством продукции организации. В принципе, это не вызывает возражений, однако выделить составляющие, имеющие отношение к выданному сертификату и общей деятельности организации, весьма затруднительно. Какой либо методики в этом случае также не предлагается и, по большей части, объективность сделанных организациями оценок находится на эмоциональном уровне  с присутствием элемента вежливости. Например, как оценить положительный эффект наличия сертификата рассматриваемого ОССК при заключении контракта в приведенном выше варианте   № 1 и уж тем более выделить влияние полученного сертификата на качество поставляемой организацией продукции в варианте № 2. Кроме того, указанные критерии невозможно применить к ОССК, с которыми организация еще не сотрудничала.  

Руководство и специалисты предприятий хотели бы иметь в своем распоряжении простую и понятную рабочую  методику позволяющую принять обоснованное решение с учетом интересов организации.

В настоящей статье предпринята попытка взглянуть на указанную выше проблему глазами  организации (потребителя), обобщить и проанализировать опыт ряда предприятий по оценке и выбору ОССК для сертификации СМК, создать типовой алгоритм указанной процедуры, базирующийся на требованиях стандартов ИСО серии 9000.

Не претендуя на полную универсальность  предложенной ниже методики и критериев выбора ОССК, авторы надеются, что представленные в статье материалы будут способствовать более объективному и последовательному решению проблемы  выбора ОССК, основываясь на фактах с учетом конкретной ситуации, а также целей и задач, которые ставит перед собой предприятие при получении сертификата.

Цели сертификации

Во введении к стандарту ИСО 9001 говорится "для создания СМК требуется стратегическое решение организации". К принятию решения о сертификации СМК на соответствие ИСО 9001 данное утверждение относится еще в большей степени. Организация должна быть убеждена: сертификат необходим. Иначе – потери заказов, убытки, упущенные возможности.

Возьмите рекламный проспект большинства ОССК, и вы обнаружите там раздел "цели сертификации СМК".  

Указанные разделы организация может использовать как подсказку, как типовой набор, чтобы конкретизировать (установить, уточнить)  свои собственные цели. Точно также мы будем относиться и к целям перечисленным ниже.

Все разнообразие целей сертификации, в конечном счете, можно  выразить следующим образом:

  • получение преимуществ по отношению к конкурентам;

  • повышение уровня  доверия к предприятию со стороны потребителей и других заинтересованных сторон;

  • предполагаемое или ожидаемое давление со стороны потребителей, надзорных органов местных органов власти и др.;

  • освоение новых рынков;

  • использование сертификации как элемента постоянного улучшения СМК


Методы выбора и оценки ОССК

Рассмотрим некоторые нормативные аспекты затронутой проблемы. Действительно, обратившись к разделу 7.4 ИСО 9001-2000, мы убедимся, что организация должна установить и обеспечить выполнение требований к закупкам, тип и степень управления по отношению к поставщику, оценивать и выбирать поставщиков на основе их способности поставлять продукцию в соответствии с требованиями организации. При этом необходимо разработать критерии отбора, оценки и повторной оценки поставщиков.

Во многих организациях в отношениях с ОССК по старинке продолжает действовать сложившийся за многие предшествующие годы стереотип отношений "контролирующий орган – подконтрольная организация". Согласно ИСО 9001 услуга сертификации может с полным основанием рассматриваться организацией, как продукция, а ОССК, как поставщик, со всеми вытекающими отсюда требованиями. В данном случае уместны и в значительной степени применимы уже привычные для организации и отработанные технологии (методики) работы с поставщиками материалов и комплектующих (ведение реестра поставщиков и т.д.) Однако необходимо отметить, что если ОССК, следуя требованиям ИСО 9001 (см. п.8.2.1) в обязательном порядке проводит оценку удовлетворенности потребителей (т.е. организаций, пользующихся услугами ОССК), то сами организации редко, как уже указывалось выше, применяют процесс "Закупок" (см. п.7.4) к поставщикам услуг по сертификации. Итак, еще раз обратимся к требованиям ИСО 9001. Применительно к нашей ситуации требования ИСО могут быть сформулированы следующим образом: "Организация должна оценивать и выбирать поставщиков  услуги сертификации на основе их способности предоставлять указанную услугу в соответствии с требованиями организации. Должны быть разработаны критерии отбора, оценки и повторной оценки ОССК, а также тип и степень управления, применяемые по отношению к ОССК и поставляемой услуге сертификации". Как видим,  у организации не только права, но и большие обязательства и ответственность. Ни у кого  не вызывает удивление, когда при очередном аудите, например, в подразделении по подготовке кадров аудитор задает вопрос: "Как Вы (организация) оцениваете качество предоставляемой услуги по обучению?" В равной степени уместен вопрос: "Как Вы оцениваете способность поставщика услуги по сертификации выполнить Ваши (организации) требования?"


Типовые требования организации к ОССК


1  ПРИЗНАНИЕ

Для предприятия важно чтобы ОССК был признаваем и известен на всех необходимых для организации уровнях. Здесь, в первую очередь, можно рассматривать такие критерии как ЛЕГИТИМНОСТЬ, ЗНАНИЕ ОТРАСЛЕВОЙ СПЕЦИФИКИ, МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ, ИЗВЕСТНОСТЬ  ОССК.

1.1 Легитимность (аккредитация) определяется:

  • широтой спектра аккредитаций ОССК как в Российских, так и международных системах сертификации;

  • аккредитацией ОССК в конкретном регионе, стране.

1.2 Знание отраслевой специфики определяется:

  • желанием (требованием) заказчика;

  • долей на отраслевом рынке сертификационных услуг;

  • сотрудничеством (признанием) с  отраслевыми структурами и надзорными органами и властями;

  • наличием установленных форм допуска к документации и объектам.

1.3 Многофункциональность определяется:

  • возможностью проведения совместной, комплексной сертификации, наличием необходимых соглашений о совместных сертификациях с российскими и международными ОССК и соответствующих аккредитаций  по следующим направлениям:  СМК – продукция – экология – безопасность.

1.4 Известность определяется:

  • продолжительностью работы на рынке;

  • долей на рынке сертификационных услуг.


2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Эффективность определяется:

  • экономичностью процесса сертификации (стоимостью услуги, которая включает в себя сертификацию, консалтинг, надзорные аудиты, командировочные расходы);

  • наличием рыночного инструментария и управления (страхование, кредитование, конкурсы, возможность реструктуризации).

3. РЕКОМЕНДАЦИИ, в т.ч. рекомендации консультантов и личные отзывы смежных организаций


Рассмотрим указанные критерии и определяющие их показатели подробнее.

1.1 Легитимность (аккредитация)

1.1.1 Чем большее количество аккредитаций имеет ОССК, тем большей "сферой  признания" обладает выданный ОССК сертификат. Тем полнее удовлетворяются требования организации как сегодняшние, так и на перспективу. Т.е. ОССК не потребуется дополнительная аккредитация в случае освоения организацией нового вида продукции, а организации обращаться дополнительно в другой ОССК, что потребует для обеих сторон дополнительных затрат. С другой стороны, это говорит о качестве предоставляемых ОССК услуг, так как существующая в ОССК внутренняя СМК является предметом  ежегодной проверки со стороны каждого органа национальной аккредитации. Одновременно это является подтверждением того, что сертификат такого ОССК имеет одинаково высокий рейтинг независимо от места проведения аудита, будь то Россия, США, Европа, Юго-Восточная Азия или Австралия.

Таким образом, общее количество аккредитаций ОССК в национальных органах аккредитации в различных станах может рассматриваться в качестве одного из показателей оценки ОССК. Обозначим его А1.

1.1.2 Иногда для организации определяющим является аккредитация ОССК в конкретной стране или регионе.

Широкая область аккредитации ОССК представляет возможность организации  получить сертификат, которому отдается предпочтение в стране или регионе, на которые ориентирована выпускаемая организацией продукция (на которые направлены экономические интересы организации), или которые входят в сегмент рынка, осваеваемый или освоенный организацией, что, естественно, дает определенные преимущества перед конкурентами.

Для этого используем показатель А2.


1.2 Знание отраслевой специфики.


1.2.1 Желание (требование) заказчика

В целом ряде отраслей отмечены случаи, когда корпоративный заказчик при размещении заказа высказывает свое предпочтение и выдвигает требование о наличии сертификата определенного ОССК (системы), пользующегося доверием.

Наличие сформулированного требования заказчика по поставкам сертифицированной услуги обозначим как З1.

1.2.2 Доля на отраслевом рынке сертификационных услуг

В общем случае компетентность ОССК для сертификации СМК в интересующей организацию области подтверждается все той же областью аккредитации и, согласно действующим положениям. При  отсутствии  аккредитации ОССК в интересующей организацию области  заявка просто не будет принята.

О более глубоком профессиональном знании отраслевой специфики деятельности организации и соответственно о признании  среди родственных (отраслевых) организаций может свидетельствовать количество выданных рассматриваемым органом сертификатов родственным и смежным организациям.

Обозначим данный показатель З2.

1.2.3 Сотрудничество с отраслевыми структурами и надзорными органами.

Преодоление межотраслевых барьеров не менее, а иногда и более сложная задача, чем признание сертификатов. В то же время необходимо отметить, что для целого ряда российских предприятий характерно производство продукции для различных отраслей народного хозяйства, причем в различных сочетаниях. Например, промышленность, включая разведку, обустройство, добычу газа, гражданское строительство, торговлю и т.д.  Данное обстоятельство предполагает соответствующую комплексность услуги со стороны ОССК и, следовательно, аккредитацию ОССК во всех интересующих предприятие отраслях. Необходимо отметить, что данная проблема не для  всех российских ОССК решена в полной мере (например, в сфере производства спец. техники) и создает большие неудобства для работы предприятий, приводящие иногда к нежелательной для организации смене не только ОССК, но и системы сертификации. Сотрудничество ОССК с национальными надзорными органами и ведомствами позволяет предприятию заказчику оптимальным образом решить вопросы  сертификации СМК для получения государственного заказа, сертификации продукции, получения разрешительных документов в различных надзорных органах. Наличие у ОССК  прямых правительственных контрактов на независимые инспекции, тесные контакты и соглашения с Госстандартом, Госкомэкологии, Госгортехнадзором, Национальным комитетом по экобезопасности, оборонными ведомствами и д.р. также свидетельствует о высоком рейтинге и признании ОССК и выданных органом сертификатов.  Наличие у ОССК  упомянутых выше соглашений может рассматриваться как положительный показатель.

Обозначим его как З3.

1.2.4  Наличие установленных форм допуска

Необходимо выделить отдельно наличие у ОССК разрешительных документов и соглашений со структурами органов безопасности и наличие в ОССК аудиторов (экспертов), имеющих формы допуска  установленного образца. Авторам известны случаи, когда данный параметр становился определяющим при выборе ОССК, и солидные сертифицирующие органы потеряли выгодного заказчика. Но даже в тех случаях, когда аудиторы могут быть допущены на предприятие, организация, производящая одновременно и "закрытую" продукцию обязана выполнить целый ряд необходимых мероприятий. Учитывая, что зачастую "закрытая" продукция производится на тех же площадях и том же оборудовании, решение указанной проблемы представляет для организации определенные трудности и затраты, и может рассматриваться организацией как солидный плюс (минус) при выборе ОССК.

Обозначим этот показатель  как З4.

1.3 Многофункциональность

Многофункциональность определяется возможностью проведения совместной, комплексной сертификации, наличием необходимых соглашений о совместных сертификациях с российскими и международными ОССК и соответствующих аккредитаций  по следующим направлениям:

  • СМК+продукция;

  • СМК+экология;

  • СМК+безопасность.

  • получение комплексной услуги: сертификация-обучение-консалтинг.

Зачастую организация заинтересована в получении сертификата не только на СМК, но и на продукцию (услугу), а также в подтверждении соответствия экологическим стандартам ИСО серии 14000, требованиям безопасности и т.д. Возможность проведения аудитов и получение необходимых сертификатов по всем указанным выше областям в одном сертифицирующем органе является для организации привлекательной и экономически целесообразной.

Обозначим возможность получить в ОССК сертификат одновременно на СМК и  на:

  • продукцию (услугу) (показатель M1);

  • соответствие экологическим стандартам ИСО серии 14000 (показатель M2);

  • соответствие требованиям безопасности (показатель  M3).


Комплексная сертификация в различных системах

Необходимо отметить, что перечень ОССК, имеющих аккредитацию одновременно в российских и зарубежных системах, ограничен. Поэтому, возможность проведения комплексного аудита одновременно в нескольких системах в органе имеющем международное признание может рассматриваться как существенное преимущество ОССК.

Обозначим этот показатель как М4.  

Сертификация-обучение –консалтинг

Представление услуг по сертификации, обучению, а также информационных и консалтинговых услуг, в том числе на русском языке, российскими специалистами, имеющими опыт работы и знающими специфику производства в различных областях российской промышленности, также может оказать существенное влияние на выбор ОССК. Важность данного критерия наглядно проявилась при первом опыте работы с зарубежными ОССК по сертификации СМК.  Если учесть, что стандарты МС ИСО, используемые при этом специфические термины, не всегда однозначно воспринимаются на российских предприятиях, то использование иностранного языка в процедуре сертификации (оформлении документов, выступлениях аудиторов и т.д.) только усугубляет ситуацию.

Необходимо отметить, что у различных ОССК уровень требований и технология аудита несколько отличаются, хотя все они базируются на стандартах ИСО серии 9000, в том числе ИСО 9001, ИСО 19011. Так в принципе и должно быть. Отсюда представляется целесообразным иметь на предприятии специалистов, прошедших подготовку в обучающих центрах, ориентированных (тесно связанных) на интересующие организацию ОССК. Наличие консалтинговых центров, тесно сотрудничающих с интересующим организацию органом, одновременно имеющих опыт работы и знающих специфику производства в различных областях российской промышленности, при отсутствии на предприятии достаточного количества квалифицированных менеджеров по СМК, позволяет организации избежать стратегических ошибок  и  оптимизировать свои затраты на подготовку и проведение сертификации.

Возможность сертификации, обучения, а также представления информационных и консалтинговых услуг, в том числе на русском языке, российскими специалистами, имеющими опыт работы и знающими специфику производства в различных областях российской промышленности обеспечивают дополнительную привлекательность ОССК.

Обозначим возможность получения указанной выше комплексной услуги (наличие консалтингового центра) показателем M5.


1.4 Известность можно определить:

  • продолжительностью работы на рынке;

  • долей на рынке сертификационных услуг.

Большая продолжительность работы на рынке сертификационных услуг свидетельствует о наличии традиций ,стиля и методов успешной работы, пользующейся спросом у потребителя.

Обозначим количество лет работы на рынке (год образования ОССК) показателем И1.

Доля на рынке сертификационных услуг может быть определена как отношение количества сертифицированных ОССК клиентов к общему количеству сертификаций в России, регионе, на мировом рынке. Обозначим данный показатель И2.

Допустима и сравнительная оценка абсолютного количества выданных   сертифицирующими организациями сертификатов.


2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Естественно стремление организации к максимальной эффективности рассматриваемого процесса выбора ОССК, которая в первую очередь будет определяться:

  • экономичностью процесса сертификации;

  • наличием рыночного инструментария и управления.



2.1Экономичность

Как указывалось выше, проведение сертификации СМК на соответствие ИСО 9001 является стратегическим решением организации. И принимая его, организация в значительной мере интересуется, во что ей обойдется услуга сертификации, какие ресурсы необходимо выделить. Затраты на проведение сертификации в первую очередь определяются ценой предлагаемой услуги. При этом необходимо учитывать стоимость не только процедуры непосредственной сертификации, но и последующих надзорных аудитов. Кроме того, необходимо учесть командировочные расходы, включая проезд, проживание, техническое обеспечение аудиторов, необходимый перевод документов и т.д. Кстати, некоторые ОССК предусматривают надзорные аудиты раз в полгода, в то время как  у большинства ОССК проводятся годовые надзорные (инспекционные) аудиты. Как показывает опыт, на целом ряде  российских предприятий отсутствует  достаточное для подготовки к сертификации количество менеджеров по СМК. Это особенно касается средних и малых предприятий. В то же время процедура  сертификации различных ОССК имеет целый ряд своих специфических особенностей и отличается требованиями, учесть которые без соответствующего консалтинга весьма затруднительно. Следовательно, в стоимости сертификации необходимо предусмотреть и стоимость консалтинговых услуг.

Обозначим ценовой параметр как показатель Э1.


2.2 Наличие рыночного инструментария и управления

  • управление и страхование рисков (показатель Э2);

  • кредитование (показатель Э3);

  • конкурсы и тендеры (показатель Э4);

  • реструктуризация (показатель Э5).


2.2.1, 2.2.2 Страхование рисков и кредитование  

Указанные критерии, за исключением может быть "конкурсов и тендеров", в настоящее время не являются, к сожалению, значимыми на российском рынке сертификационных услуг. Российские страховые и кредитные компании пока не проявляют себя достаточно активно в данной сфере бизнеса, и к тому же отсутствует развитая законодательная база, стимулирующая деятельность участников процесса, включая предприятия, в этом направлении. В то же время все крупнейшие кредитные институты  в мире и страховые компании принимают во внимание наличие соответствующих сертификатов, как достоверное подтверждение состоятельности и надежности клиента в области качества, экологии и безопасности и учитывают при определении рисков. А наличие сертификата положительно сказывается для их обладателей, как на условия, так и на стоимость страхования и кредитования.  В РФ данный фактор обычно учитывается, когда проект финансируется зарубежными банковскими структурами (показатели Э2, Э3).

Конкурсы и тендеры - тоже пока не аргумент. Сейчас информация о тендерных закупках в основном доступна в сети интернет. И неесложно убедиться (например, здесь: www.magelan.su), что наличие сертификата соответствия требованиям ИСО 9001 не будет являться сколь-нибудь существенным фактором выбора...

2.2.3 Конкурсы и тендеры в своих положениях, как правило, требуют подтверждения выполнения требований по качеству, безопасности и экологии от их участников. Наличие сертификата, выданного признаваемым ОССК, позволяет избавиться от излишних сложностей при оформлении тендерной документации, связанной с доказательствами существования на предприятии эффективно действующей СМК и обеспечивает определенные преимущества перед остальными участниками. Участие в конкурсах зарубежных компаний, зарубежного капитала или потребителя стимулирует к предъявлению сертификата, признаваемого за рубежом (показатель Э4).

2.2.4 Реструктуризация

Создание систем управления тесно связано с выбором новой более эффективной модели управления предприятием. И в настоящее время фактор реструктуризации предприятия в российских условиях является весьма важным. Для более успешной координации действий в этом направлении образован консорциум российских консультантов в области реструктуризации, под патронажем Академии Проблем Качества России. Возможность проведения консультаций по созданию систем оптимальным образом с учетом процессов реструктуризации и последующая сертификация на соответствие ИСО серии 9000 и 14000 является положительным параметром при оценке ОССК (показатель Э5).


3. Рекомендации

Как отмечалось выше, более трети организаций свой выбор основывают исключительно на рекомендациях "личных" или консультантов.

Обозначим  наличие:

  • рекомендаций консультантов как показатель Р1;

  • личных рекомендаций смежных организаций как показатель Р2.

Таким образом, в приведенных выше материалах рассмотрен и обоснован перечень критериев, которые по мнению авторов отражают типовые требования к услуге сертификации, позволяют наиболее объективно провести оценку и выбрать ОССК с точки зрения наиболее полного удовлетворения потребностей сертифицируемой организации. Все указанные выше критерии представлены в сводной таблице 1.  

Пример расчета фактических значений критериев оценки ОССК

Естественно, что перечисленные  критерии в конкретной ситуации и для конкретной организации при выборе органа будут иметь различное весовое значение (влияние). Поэтому, определившись с номенклатурой критериев, следующим шагом организации будет  ранжирование критериев, исходя из степени их влияния на принятые организацией  цели сертификации. Например, как уже указывалось выше, для предприятий оборонного комплекса очень важен, а иногда является определяющим критерий "Наличие  установленных форм допуска"

На выбор предприятий, принявших решение или уже прошедших сертификацию на соответствие требований стандартов по экологии и/или безопасности, может оказать существенное влияние многофункциональность ОССК в отличие от организаций, которые в ближайшее перспективе этого делать не планируют и т. д.

Ранжирование выбранных критериев (показателей) может осуществляться в виде ограничения максимального значения баллов, которое может быть выставлено конкретному ОССК, по данному показателю.

На рис. 1 приведен пример такого ранжирования, из которого видно, что в данном конкретном случае организация, исходя из целей сертификации, расставила для себя приоритеты следующим образом:

а) знание ОССК отраслевой специфики (максимальное количество баллов, которое можно набрать по данному показателю достигает 42 балла);

б) эффективность процесса сертификации (максимальное количество баллов – 33).

При этом необходимо отметить, что значимость данного показателя в настоящее время определяется в основном стоимостью предлагаемых сертификационных услуг, но имеет существенные перспективы на рост своего влияния и в первую очередь за счет показателей Э2 и Э3 (страхование и кредитование).

в) многофункциональность (максимальное количество баллов– 27);

г) легитимность (аккредитация) (максимальное количество баллов – 24);

д) рекомендации (максимальное количество баллов – 18);

е) известность (максимальное количество баллов – 12).

  Расчет фактических значений критериев оценки ОССК предлагается производить следующим образом:

  • Дискретно по принципу "да" - "нет". Если выполняется установленное требование, то проставляется максимальное значение баллов по данному критерию. Если нет, то оценка будет соответственно равна нулю.

  • Используя линейную зависимость по формуле:

N= k*Ni/Nmax,     где

N - полученная оценка ОССК в баллах по рассматриваемому критерию;

k - максимально допустимое значение рассматриваемого показателя;

Ni - исходное значение рассматриваемого показателя для конкретного ОССК;

Nmax - максимальное значение рассматриваемого показателя среди оцениваемых органов.

В таблице 1 приведен пример оценки 3-х ОССК, условно обозначенных как А, В, С (исходя из конфиденциальности).

В качестве исходных данных использовалась информация, полученная из запросов (при оформлении заявок на проведение сертификации) в соответствующие ОССК, рекламных публикаций, периодической печати и т. д.

Пример такой информации представлен в колонке "Исходные данные" таблицы  1.

Рассмотрим подробнее расчет критериев А1и А2 (аккредитация).

Как видно из таблицы 1 по п.1.1.1 общее количество аккредитаций составило для ОССК А-32, для ОССК В-12, для ОССК С-2. Согласно проведенного ранжирования максимальное значение баллов по критерию А1 может составлять k=12 (см. рис.1).

 Подставляем исходные значения в формулу:

                             A1=k*A1i/A1max , где

k=12 - максимально допустимое значение по критерию А1;

А1i= 32, 12 и 2  (количество аккредитаций ОССК А, В, С соответственно).

А1max=32 (максимальное количество аккредитаций, которое имеет ОССК А).

Согласно проведенного расчета баллы между ОССК распределились следующим образом:

ОССК А = 12;

ОССК В = 4,5;

ОССК С = 0,75.


По критерию А2 "Аккредитация и опыт работы в странах Юго- Восточной Азии".

Согласно полученной организацией информации из рассматриваемых ОССК данному требованию удовлетворяет  только ОССК А. Согласно принятой на предприятии методике (см. табл. 1 п.1.1.2) баллы между ОССК распределились следующим образом:

ОССК А = 12;

ОССК В = 0;

ОССК С = 0.

Аналогичным образом расчеты проводятся и по другим критериям.

Результаты расчета по выбранной номенклатуре критериев представлены в табл. 1 (см. колонку  "результаты расчета")

Графически результаты расчета представлены на рис  2 и 3.

Результаты анализа представленного на рис. 2 графика позволяют наглядно представить  выводы о наиболее сильных и слабых сторонах рассматриваемых ОССК.

Например, главным преимуществом ОССК С является стоимость работ по сертификации Э1. В то же время этот орган имеет практически "нулевые" позиции по критериям показателя многофункциональность (М1-М3) и критериям показателя аккредитация (А1, А2).

Интегральная оценка ОССК по установленным критериям, представленная на рис.3 и позволяет сделать вывод о преимуществе ОССК А в целом.

Результаты расчета , выводы и заключение по выбору ОССК утверждаются на правлении или совете директоров предприятия.



Выводы

  1. Орган по предоставлению услуги  сертификации является поставщиком услуги (продукции) и подлежит оценке и управлению в соответствии с общими требованиями раздела 7.4 "Закупки" ИСО 9001-2000.

  2. В настоящей статье представлен общий перечень показателей и определяющих их критериев, позволяющих организации выделить, исходя из конкретной ситуации,  наиболее для себя значимые и провести оценку ОССК, исходя из поставленных целей в проекте сертификации системы менеджмента качества.

  3. Представлена методика расчета критериев оценки СМК.

  4. Приведен пример ранжирования выбранных критериев оценки показателей СМК, расчет их фактических значений, дифференцированной оценки по отдельным показателями интегральной оценки в целом.

  5. Представленная методика прошла практическую апробацию на нескольких российских предприятиях.



Авторы: Саков Ю.Л. , Конюхов А.Г., Прижимин В.Н.,

Абашев В.М.


Опубликовано в "Методы менеджмента качества"




Также на сайте:
Особенности применения стандарта ISO 9001:2000 в проектных организациях
Роль и ответственность руководящего состава при внедрении системы менеджмента качества на предприятии торговли


О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте