Люди, если вы им позволите, утопят вас в идеях. (Из записок менеджеров)
Что такое ISO 9000?
Ядро стандартов систем качества ISO 9000 состоит из четырех международных стандартов, предоставляющих руководство по разработке и внедрению эффективной системы управления качеством. Независимо от специфики выпускаемой продукции эти стандарты применимы как к сфере производства, так и к сфере услуг.
Основные стандарты ISO 9000
· ISO 9000:2000 устанавливает принципы и основные понятия управления качеством, описывает содержание серии стандартов и даёт перечень терминов и их определений для использования в любой организации,
· ISO 9001:2000 определяет требования к: системам управления качеством, если организации надо продемонстрировать способность удовлетворить требования потребителей и органов власти,
· ISO 9004:2000 описывает руководящие положения для создания системы управления качеством, которая превышает требования ISO 9001 с целью эффективного удовлетворения и превышения ожиданий потребителей.
· ISO 19011 обеспечивает руководство по планированию и проведению аудитов качества.
Почему мы внедряем стандарты ISO 9000
Организации внедряют стандарты ISO 9000 по разным причинам. Решение по внедрению ISO 9000 может основываться на таких факторах:
· удовлетворение запросов потребителей, требующих ISO 9000
· выход на рынки Европейского Союза (ЕС)
· конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках
· совершенствование системы качества
· минимизация повторяющихся аудитов, выполняемых различными потребителями
· улучшение работы поставщиков
Упрощенная последовательность на пути к регистрации такова:
· переработайте содержание ISO 9001
· определите наилучший способ работы
· скажите, что вы делаете
· делайте то, о чем сказали
· подтвердите это
· совершенствуйте это!
Система не должна быть чем-то неподвижным. Она должна развиваться, а главное - продукция и процессы должны совершенствоваться. Эффективным подходом здесь может быть использование цикла: Планируй - Делай- Проверяй - Совершенствуй.
Инструментом такого совершенствования могут стать цели в области качества.
·Установить и документировать цели в области качества для соответствующих функций и уровней
·Цели должны быть измеримыми и следовать Политике в области качества
·Цели могут быть отдельным документом, могут быть в виде бизнес-плана компании или частью протокола совещания по анализу СМК со стороны руководства.
·Цели должны быть сформулированы на всех уровнях предприятия (концерн, завод, отдел)
·Цели могут быть включены в планы цехов, отделов и служб
Распределите на предприятии ответственность и полномочия.
Типовая схема Руководства по качеству - это:
· Политика в области качества
· Организационная структура
· Описание системы управления качеством
· Установление распределения ответственности и полномочий
· Список рассылки учтенных экземпляров
· Система качества, разделы 4-8
· Перечень процедур
· Указатель форм (включенный в текст или в приложение)
Роль консультанта
Многие организации получают регистрацию по ISO 9000 без привлечения внешних консультантов, однако использование внешнего консультанта может быть хорошим решением. Консультанты со знаниями и опытом в вашей сфере промышленности и пониманием стандартов ISO 9000 могут быть ценным ресурсом. Они часто помогают правильно планировать внедрение, проводить обучение, а также содействуют в подготовке к аудиту. Кроме того, они не боятся процесса аудита по ISO 9000, так как это - их повседневная работа.
Работая с консультантом
· Просите помощи в понимании того, как внедрять ISO 9000; не просите консультанта делать вашу работу.
· Задавайте вопросы для выяснения любого непонятного для вас момента в стандартах ISO 9000.
· Просите разъяснений по поводу написания ваших рабочих инструкций или документирования ваших процессов.
· Спрашивайте совета о том, как вести себя во время аудита.
Перед аудитом
· Заранее представьте на рассмотрение Руководство по качеству.
· Учтите любые замечания, сделанные регистратором
· Рассмотрите возможность визита аудитора для предварительной оценки. Это не консультационный визит, а определение того, готовы ли вы к регистрационному аудиту. Кроме того, вы сможете получить предложения по укреплению вашей системы.
· Проведите генеральную репетицию. Просмотрите все элементы регистрационного аудита, для того чтобы удостовериться, что требования ISO 9001 выполняются.
· Подготовьте всех сотрудников организации к тому, как отвечать на вопросы аудиторов.
Надзорные аудиты
Системы, зарегистрированные по ISO 9000, требуют периодического надзора для гарантии того, что они продолжают правильно работать. Основная цель регистратора в ходе надзорных аудитов - проверка соответствия стандарту ISO 9001. Аудиторы ищут подтверждение тому, что целостность системы качества поддерживается, совершенствуется, и по мере необходимости корректируется.
Разработано и опубликовано в ТЮФ Норд Украина
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"