Качество продукции - основное поле сражений на мировых рынках... и цена проигрыша в этой борьбе - экономическая катастрофа. (Д. Харрингтон)

О стратегии внедрения стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 г.

В современных рыночных отношениях международным стандартам на системы менеджмента качества ИСО серии 9000 принадлежит особая роль. За время, прошедшее с момента публикации первых версий этих стандартов в 1987 г., они стали признанными эталонами организации работы по качеству на предприятиях разных отраслей, средством укрепления доверия со стороны партнеров и повышения конкурентоспособности. В мире насчитывается более 400 тыс. организаций, сертифицировавших свои системы качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000.

В нашей стране уже в 1988 г. на основе стандартов ИСО серии 9000 были приняты национальные стандарты (ГОСТ 40.9001-3), и началось формирование национальной системы сертификации систем качества. В 1994 г. международные стандарты были пересмотрены, и в 1996 г. в России на их основе выпущены ГОСТ Р ИСО 9001-3.

Для организации работ по сертификации систем качества в стране был принят комплекс государственных стандартов, регламентирующих основные положения, порядок и процедуры сертификации систем качества, гармонизированный с международными нормами и правилами, в том числе Руководством ИСО/МЭК-62 <Общие требования к органам, осуществляющим оценку и сертификацию/регистрацию систем качества>.

Одной из важнейших задач Госстандарта России всегда было содействие внедрению этих стандартов на предприятиях. В его системе сформирована сеть консультационных пунктов по оказанию организациям методической помощи по внедрению стандартов ИСО серии 9000. Аккредитовано 94 органа по сертификации систем качества, которыми на 15.02.2002 г. выданы 873 сертификата на системы качества и 564 сертификата на производства.

В настоящее время резко увеличилось число организаций, желающих сертифицировать системы качества. Это обстоятельство - несомненный признак того, что руководство российских предприятий и организаций осознало, что сертификация систем качества необходима в целях:

  • повышения имиджа организаций и доверия к их работе;
  • повышения конкурентоспособности продукции и услуг;
  • повышения степени удовлетворенности потребителей;
  • расширения сети потребителей на отечественном и международном рынках;
  • повышения четкости процедур;
  • уменьшения ошибок и др.

Выход стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 года и соответствующих российских стандартов, построенных на современной философии Всеобщего управления качеством (TQM) и отражающих происходящие на мировом рынке изменения, создает реальную возможность для российских организаций внедрить в практику своей работы эффективные инструменты улучшения качества и повышения конкурентоспособности. В этой связи для подготовки предприятий к внедрению новой версии международными организациями установлен переходный период до 15 декабря 2003 г., в течение которого действуют стандарты версий и 1994, и 2000 г. Правила перехода определены Госстандартом России в начале 2001 г. В сентябре 2001 г. опубликованы российские стандарты серии ГОСТ Р ИСО 9000 версии 2001 года.

Одна из тенденций в развитии менеджмента качества связана с созданием стандартов на системы менеджмента качества для различных отраслей: автомобильной, медицинской, аэрокосмической, пищевой, телекоммуникаций. В России ведется работа по внедрению этих стандартов в промышленность. Так, принят государственный стандарт ГОСТ Р ИСО 16949 для автомобильной отрасли, в стадии формирования находится система сертификации на соответствие этому стандарту.

Применительно к пищевой отрасли в России принят государственных стандарт ГОСТ Р 51705.1-2001 на основе международной признанной системы ХАССП (Анализ рисков и критические контрольные точки). Зарегистрирована система добровольной сертификации, и начата практическая работа по сертификации. Это направление вызвало большой интерес предприятий пищевой отрасли.

Однако, переход на стандарты ИСО серии 9000 версии 2000 г. требует выработки стратегии введения их в действие. Это связано с тем, что, во-первых, идеология построения систем качества по стандартам новой версии существенно отличается от идеологии версии 1994 г. Во-вторых, практика внедрения систем качества и, в частности, стандартов ИСО 9000 предыдущих версий выявляет ряд существенных проблем, которые необходимо преодолеть для эффективного внедрения систем качества. Среди этих проблем:

  • формализм при внедрении стандартов, вытекающий зачастую из недопонимания руководителями предприятий роли качества в обеспечении конкурентоспособности продукции и возможностей систем качества;
  • отсутствие базовых знаний по методам менеджмента качества у работников предприятий;
  • недостаток квалифицированных консультантов и имеющее место предложение неквалифицированных услуг;
  • сложность применения этих стандартов на предприятиях малого бизнеса.

Внедрение стандартов новой версии требует развития методической базы. Необходимо устранить недостатки в организации сертификации систем качества и адаптации этой деятельности к новым стандартам. Важными вопросами становятся обеспечение признания отечественной сертификации за рубежом, активизация внедрения в России отраслевых стандартов по менеджменту качества.

Решение указанных и других вопросов не только зависит от предприятий, но и требует координации усилий различных министерств, ведомств, общественных организаций, администраций регионов, что возможно осуществить лишь в рамках общенациональной политики России в области качества.

Прежде всего, следует разработать комплекс методических материалов по менеджменту качества на основе стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 г., подготовить и актуализировать пакет документов по сертификации систем качества и производств. Для повышения авторитета российских сертификатов целесообразно аккредитовать отечественные органы по сертификации в авторитетных зарубежных аккредитующих органах. Финансирование таких работ может быть осуществлено за счет федеральной целевой программы <Национальная технологическая база>.

Необходимо активизировать пропаганду систем менеджмента качества как эффективного инструмента управления предприятием, сделав акцент на приоритетном применении ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Чтобы повысить уровень методической помощи организациям во внедрении эффективных систем менеджмента качества, следует создать систему подготовки, оценки и регистрации консультантов в соответствии с международными требованиями. Особые меры поддержки, предусмотренные для малых и средних организаций, должны быть отражены в специальном постановлении Правительства РФ.

Реализация комплекса названных мер будет способствовать широкомасштабному внедрению стандартов ИСО серии 9000 на российских предприятиях и повышению их конкурентоспособности.

Глобализация российского рынка, намерения России вступить в ВТО предъявляют более жесткие требования к качеству продукции, предлагаемой потребителям.

Учитывая важность для народного хозяйства страны применения стандартов ИСО серии 9000 и рассмотрев стратегию перехода на версию 2000 г. в свете формируемой Концепции национальной политики России в области качества, коллегия Госстандарта России постановила принять меры, направленные на:

  • оказание помощи предприятиям малого бизнеса во внедрении систем менеджмента качества (подготовка методических материалов и их апробация на пилотных предприятиях, содействие распространению опыта пилотных предприятий, государственная поддержка предприятий малого бизнеса, внедряющих системы менеджмента качества);
  • организацию пилотных проектов по применению на предприятиях систем управления качеством на основе ИСО/ТУ 16949 <Системы менеджмента качества. Поставщики изделий для автомобильной промышленности. Отраслевые требования по применению стандарта ИСО 9001:2000> и принципов ХАССП (Анализ рисков и критические контрольные точки);
  • создание системы подготовки, оценки и регистрации консультантов в соответствии с критериями ИСО/ТУ 21095 <Руководство по выбору консультантов по системам менеджмента качества и использования их услуг>;
  • регулярное участие России в ИСО/ТК 176 <Менеджмент качества и обеспечение качества>;
  • аккредитацию российских органов по сертификации систем качества по ИСО серии 9000 в авторитетных зарубежных аккредитующих органах;
  • разработку и актуализацию комплекса документов по сертификации систем качества и сертификации производств в системе ГОСТ Р в связи с переходом на стандарты ИСО серии 9000 версии 2000 г. и ИСО 19011:2002;
  • разработку методических рекомендаций по организации метрологического обеспечения в рамках системы менеджмента качества;
  • формирование системы сертификации систем менеджмента качества в автомобильной отрасли на соответствие ИСО/ТУ 16949 и вхождение в международную систему сертификации ИАТФ (Международной автомобильной целевой группы).

Кроме того, Госстандартом России было предложено обратиться:

  • в Российский союз промышленников и предпринимателей с предложением провести совместно серию семинаров для первых руководителей предприятий с целью ознакомления их с системами менеджмента качества как эффективным инструментом управления предприятием;
  • к консалтинговым фирмам и руководителям предприятий, индивидуальным консультантам, специализирующимся на вопросах менеджмента качества и рекомендовать им приоритетное применение ГОСТ Р ИСО 9004-2001 для повышения эффективности деятельности предприятия и получения сертификата по ИСО 9001:2000.

Опубликовано в https://www.farial.ru/





Также на сайте:
ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СТАНДАРТА ИСО 9001:2000 Г. НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
О попытках персональной интерпретации стандартов ИСО серии 9000

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте