Сегодня, чтобы оставаться на месте, необходимо бежать все быстрее. (Котлер)

Наиболее часто задаваемые вопросы об ISO 9000: 2000

С 1947 года Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization IOS) разрабатывает добровольные технические стандарты практически по всем направлениям бизнеса, отраслям промышленности и технологиям. Эти стандарты известны под общим названием ISO (от греческого слова isos - "равный").

В течение 40 лет Организацией было разработано огромное количество специальных стандартов, но только появление в 1987 году ISO 9000 привлекло всеобщее внимание к ее деятельности.

В 1994 году появляется вторая версия ISO 9000, действующая в настоящее время.

В конце 2000 года была опубликована новая редакция под общим обозначением ISO 9000: 2000, переход на которую должен состояться до 15 декабря 2003 года.

Серии стандартов 9000 принципиально отличаются от всех остальных, ранее разработанных. Ибо впервые появились универсальные стандарты, позволяющие обеспечивать управление качеством во всех отраслях экономики.

ISO 9000 представляет собой обобщенный стандарт систем управления качеством.

Обобщенность здесь предполагает, что одни и те же стандарты могут быть применимы к любой организации, крупной или малой, вне зависимости от характера выпускаемой продукции (в данном случае под "продуктом" понимается также и услуга). Кроме того, стандарты ISO 9000 одинаково применимы для любых форм бизнеса, государственных административных органов и их департаментов, а также общественных организаций.

Регистратор - организация, которая проводит аудит третьей стороны, инспектирование и регистрацию. Регистратора, в свою очередь, проверяет национально признанная организация - аккредитующий орган. В нашей стране такую функцию выполняет Госстандарт России. Именно регистратор проверяет вашу компанию и сертифицирует ее в случае удовлетворения требованиям ISO 9000.

Аудитор - специалист, выполняющий аудиторскую проверку в клиентской компании. Аудитору необходимо пройти курс и сдать сертификационный экзамен на тему, как проводить проверки ISO 9000 . Любой может называть себя аудитором, но только сертифицированные аудиторы являются легитимными. Аудиторы обычно нанимаются регистратором.

Технический специалист заполняет недостающий пробел знаний в команде аудиторов в специфической области. Например, для проверки химической компании может потребоваться химик в команде аудиторов для того, чтобы ее члены были компетентными в наборе обычно выполняемых процедур, применяемых для контроля качества продукции на химическом производстве.

Поставщик - в терминологии стандарта ISO 9000 слово "поставщик" означает вашу компанию - претендент на получение регистрации.

Покупатель - в стандарте ISO 9000 это еще один термин для вашего потребителя.

Аудит первой, второй и третьей стороны. Когда проводится внутренняя проверка, это называется аудитом первой стороны, или первого лица (first-party). Когда потребитель проверяет вашу систему качества, это называется аудитом второй стороны (second-party). Когда независимая организация (такая как регистратор) проверяет вашу компанию, это называется аудитом третьей стороны (third- party).

Регистрация - цель аудита третьего лица. Регистрация означает, что третья сторона (регистратор) сертифицировал вашу компанию как удовлетворяющую требованиям ISO 9000.

Инспектирование. Сертифицированная или зарегистрированная компания должна проходить инспекцию у регистратора на предмет поддержания соответствия требованиям ISO 9000 один-два раза в год,. Раз в три года проводится ресертификация.

Консультант - стороннее лицо, которое выбирается вашей компанией в качестве помощника для получения регистрации ISO 9000.

Документы I, II и III уровня. ISO 9000 использует следующую схему обозначения документов: основные положения - "документ уровня I". Стандартно выполняемые процедуры - "документ уровня II". Рабочие инструкции и регистрация данных по качеству рассматриваются как "документ уровня III".

В малых организациях может и не существовать система управления - работает понятие "наши собственные методы ведения бизнеса". И, скорее всего, в данном случае "методы" не записаны, а находятся в голове управляющего. Чем больше организация и чем больше в ней занято людей, тем больше вероятность наличия в этой организации каких-либо задокументированных процедур, инструкций, форм и отчетов. Это позволяет обеспечить минимальный порядок ведения бизнеса, при котором все не просто "занимаются своим делом", а правильно используют время, деньги и другие ресурсы организации.

Чтобы быть действительно эффективной и результативной, организации следует контролировать ход выполнения своих действий путем их систематизации. Это позволяет обеспечить порядок, при котором никакая существенная деталь не осталась без внимания и каждый четко осознает, кто отвечает за выполнение такого-то задания, в такой-то срок, таким-то образом, по такой-то причине и на таком-то участке.

Стандарты систем управления помогают организации создать модель для дальнейшего формирования и обеспечения работоспособности системы управления. Эта модель объединяет в себе черты абсолютного совершенства. Система управления, которая появляется вслед за моделью или "соответствует стандарту", базируется на прочном фундаменте лучших методов организации работ.

Крупные организации, или организации со сложными процессами, не способны нормально функционировать без систем управления, хотя последние могут именоваться у них совсем иначе. Компании, занятые в таких отраслях, как авиакосмическая, автомобильная, оборонная или фармацевтическая, используют системы управления уже многие и многие годы.

Благодаря стандартам все эти успешные методы управления стали доступны организациям любого типа.

ISO 9000 связан с "управлением качеством". Качество, как и любое другое понятие, может трактоваться по-разному. Стандартное определение "качества" по ISO 9000 опирается на все те свойства продукта (услуги), которые необходимо обеспечить заказчику.

"Управление качеством" состоит из мероприятий, направленных на обеспечение соответствия выпускаемого продукта требованиям заказчика.

Разработанный в конце 90-х годов стандарт ISO 14000 касается "управления окружающей средой" или "экологического управления". Проще говоря, соответствие данному стандарту должно продемонстрировать, что делает организация для минимизации своего вредного воздействия на окружающую среду.

ISO 9000 и ISO 14000 направлены на методы организации работ в компании, а не на результаты ее деятельности напрямую. То есть оба этих стандарта затрагивают процессы, а не продукты. Тем не менее, очевидно: то, как организация подойдет к управлению своими процессами, окажет влияние на конечный продукт. Что касается ISO 9000, это влияние оказывается вне зависимости от того, все ли было сделано для обеспечения его соответствия требованиям заказчика. Примерно также обстоит дело и с ISO 14000 - здесь также сохраняется влияние на конечный продукт независимо от того, все ли делается для уменьшения его вредного воздействия на окружающую среду во время производства или при его утилизации, либо как результат потерь в естественных ресурсах.

Таким образом, не важно, что из себя представляет организация, и чем она занимается. Если ей требуется внедрить систему качества или систему управления окружающей средой, то любая из них располагает рядом базовых черт, прописанных в ISO 9000 и ISO 14000.

Почему были пересмотрены стандарты 1994 года?

Основные причины пересмотра существовавших стандартов следующие:
акцент на учете требований потребителей к качеству продукции;
создание более дружественных для пользователя документов;
продвижение в организациях обобщенных принципов управления качеством и обеспечение их совместимости с ISO 14000;
процедурные требования (директивы ISO/IEC) периодического обновления стандартов для отражения текущих тенденций развития делового сообщества.

Нужно ли моей организации менять свою систему качества? И если нужно, то когда?

Вам необязательно менять всю структуру вашей системы или переписывать все ваши процедуры. Однако обновленные стандарты включают в себя несколько новых требований. Поэтому при первой возможности вам следует заняться внесением соответствующих дополнений в систему.

Базовые стандарты ISO 9000

ISO 9001 - Модель контроля качества в Проектировании, Разработке, Производстве, Монтаже и Обслуживании

ISO 9002 - Модель контроля качества в области Производства, Монтажа и Обслуживания

ISO 9003 - Модель для обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции

ISO 9000-1 - Общие руководства по Выбору и Использованию

ISO 9004-2 - Управление качеством и элементы Системы качества - Указания

Объединенная группа Международного аккредитационного форума ISO/TC 176 и ISO/CASCO пришла к соглашению, что необходимо ввести трехгодовой переходный период, в течение которого сертификации по стандартам версий 1994 и 2000 года могут вестись одновременно. Закончиться он должен 15 декабря 2003 года. К этому моменту всем организациям, желающим сохранить сертифицированный статус, надлежит привести свою систему управления качеством в соответствие с ISO 9000: 2000.

Понадобится ли моей организации переписывать всю документацию?

Нет. Если существующая система управления качеством отвечает потребностям и целям вашей организации, отражает все особенности построения работы в ней и соответствует всем новым требованиям, то необходимости что-то переписывать нет. Однако, если не все новые требования отражены в системе документации, то возможно потребуется дополнительная документация. Международный стандарт ISO 9001: 2000 разъясняет необходимость такой документации. Для администрирования системы стандарты предусматривают всего шесть документируемых процедур. В то же время, возможно, понадобится описать другие процессы, которые являются определяющими для функционирования системы управления качеством. Это будет четко определяться размерами организации, ее деятельностью и комплексностью этой деятельности.

Каковы основные принципы обновленных стандартов по управлению качеством?

Это:
приоритет интересов потребителей (так называемый client focus);
поощрение к стремлению быть лидером в своей работе и призывать коллег добиваться того же самого;
участие всего коллектива;
системный подход к управлению;
постоянное совершенствование;
принятие решений на основе имеющихся фактов;
взаимовыгодные отношения между поставщиками и потребителями.

Затрагивают ли обновленные стандарты финансовые аспекты?

В ISO 9001: 2000 нет ссылок на финансовые аспекты. Стандарт-руководство ISO 9004: 2000 лишь описывает финансовые ресурсы, необходимые для реализации обновленной системы управления качеством.

Элементы ISO 9001 (1994)

1. Ответственность руководства (** для ISO 9003)
2. Система Качества (** для ISO 9003)
3. Анализ контракта
4. Управление проектированием (* для ISO 9002 и ISO 9003)
5. Управление документацией
6. Закупки продукции (* для ISO 9003)
7. Продукция, поставляемая потребителем
8. Идентификация продукции и прослеживаемость (** для ISO 9003)
9. Управление процессами (* для ISO 9003)
10. Контроль и проведение испытаний
11. Контрольное, измерительное и испытательное оборудование
12. Статус контроля и испытаний
13. Управление несоответствующей продукцией (** для ISO 9003)
14. Корректирующие и предупреждающие действия (** для ISO 9003)
15. Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка и поставка
16. Регистрация данных о качестве (** для ISO 9003)
17. Внутренние проверки качества
18. Подготовка кадров (** для ISO 9003)
19. Техническое обслуживание (* для ISO 9003)
20. Статистические методы (** для ISO 9003)
* не является требованием стандарта
** уменьшено в объеме, заимствовано из ISO 9001 со сниженными требованиями

Какова польза от обновленных стандартов?

Обновленные стандарты способны привнести много позитивных моментов. Если обобщенно, то это:
применимость к любым категориям продукта (включая услуги), в любых секторах экономики и для любых предприятий;
простота реализации, доступность языка, легкость интерпретации и пояснения;
существенное уменьшение необходимой документации;
жесткая связь организационных процессов с системами обеспечения качества;
придание импульса к организационному развитию;
большая направленность на постоянное развитие и выполнение запросов потребителей;
совместимость с другими системами управления (например, с ISO 14000);
предоставление реальной основы для отражения интересов организаций с более специфическим направлением деятельности (например, медицина, телекоммуникации, автомобильная промышленность и т. д.);
внедрение концепции цельной пары: ISO 9001 отражает требования, а ISO 9004 предопределяет расширение рамок требований для достижения больших результатов в работе организации;
учет требований и согласование интересов различных сторон.

В чем заключаются основные отличия обновленных стандартов?

В цельную пару стандартов систем управления качеством (ISO 9001 и ISO 9004: 2000) были внесены следующие изменения:
новая процессно-ориентированная структура и более логичное построение содержания;
использование процесса постоянного совершенствования как основополагающего принципа развития системы управления качеством;
возросшая роль руководства, что подразумевает его приверженность развитию и совершенствованию системы управления качеством, учет местных законодательных и регулирующих требований, постановка реальных целей на соответствующих уровнях и в функциональных сегментах;
возможность соответствия широкому спектру моделей организаций и их деятельности;
потребность отслеживать информацию от потребителей для оценки результатов функционирования системы;
существенное снижение объема необходимой документации;
упрощение терминологии;
большая совместимость со стандартами экологического управления ISO 14001;
особый упор на принципы управления качеством;
введение принципа организационной самооценки как движущей силы процесса совершенствования (ISO 9004: 2000)
возросшая роль оптимального распределения ресурсов;
введение формулировок эффективности программ обучения;
развитие системы оценок, распространяющейся на систему, процессы и продукт в целом;
ведение обработки данных по показателям эффективности реализации процессов системы управления качеством.

При подготовке материалов использованы данные сайта https://www.iso.ch





Также на сайте:
Российские компании включились в борьбу за качество
Стандарты управления качеством: что нужно знать предпринимателю.

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте