Будьте энергичны сами и возбуждайте энергию в других; сосредоточивайтесь на скорости как на факторе конкурентной борьбы, дающем колоссальное преимущество. (Джек Уэлч)

Без грифа - ничто, а с грифом - нечто


Н.П. Плетнева


Не по хорошу мил, а по милу хорош.
Русская пословица


Мы уже обращались к вопросу о содержании учебников по качеству [1]. За время, прошедшее с момента публикации статьи, появилось много книг отечественных авторов по проблемам менеджмента качества [2, 3]. Издан ряд хороших учебников по качеству для студентов высших учебных заведений [4, 5]. Но, к сожалению, цена таких учебников довольно велика, что препятствует их широкому использованию, особенно в провинциальных учебных заведениях.

Опыт чтения автором курсов "Управление качеством" и "Аудит качества" в высших учебных заведениях позволяет констатировать, что проблемы с содержанием учебников по качеству все еще актуальны. Поясним сказанное на примере двух из них [6, 7], вышедших в свет в 2005 г. Обе книги солидно изданы (твердый переплет, качественная бумага) и снабжены грифами Министерства образования и науки Российской Федерации, рекомендующими их применение в качестве учебников в высших учебных заведениях. Учебник [6] издается в серии "300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга".

Откроем эту книгу и ознакомимся с ее содержанием. Во введении указано, что "собранный материал основан на отечественном и зарубежном опыте специалистов, причем большое внимание уделяется международным стандартам ИСО серии 9000". В то же время на с. 104 приводятся состав и структура стандартов ИСО серии 9000 версии 1994 г., а на с. 106-108 дается подробное описание 20 элементов системы качества, соответствующих требованиям стандарта в редакции 1994 г. Системный и процессный подход к менеджменту качества в учебнике не упоминаются.

В главе 6 (параграф 6.7 "Аудит системы качества") термины, связанные с аудиторской проверкой, даются по тексту стандарта ИСО 8402, давно утратившего силу. Стандарт ИСО 19011:2002 или ГОСТ Р ИСО 19011:2003 в тексте книги не упомянуты ни разу. О третьей, последней на сегодняшний день, редакции стандартов ИСО серии 9000, вышедшей пять (!) лет назад, в тексте книги также нет упоминаний. И все это при том, что перед нами 2-е издание книги, переработанное и дополненное, которое рецензировали два солидных ученых, доктора технических наук!

Откроем второй учебник, сверкающий золотым тиснением [7]. Во введении говорится о готовящемся обновлении стандартов ИСО серии 9000. Подумалось, что имеется в виду грядущее обновление редакции 2000 г. Дальнейшее ознакомление с текстом книги показывает, что это не так.

На с. 146 приведена схема семейства стандартов ИСО серии 9000. К сожалению, мы снова сталкиваемся с описанием редакции 1994 г.

В главе 9 "Стандарты и сертификация товаров и услуг" рассматриваются законы РФ "О стандартизации", "О сертификации", отмененные в связи с вступлением в силу в 2003 г. Федерального закона "О техническом регулировании". О выходе данного закона не сказано ни слова. Закон "Об обеспечении единства измерений" дается в редакции 1993 г.!

Лейтмотивом всего издания вполне могут служить слова, приведенные на с. 196: "Трудно определить, где кончается сертификация производства и начинается сертификация системы качества".

Трудно определить по красивой обложке, солидным грифам, маститым рецензентам, где кончается добротный учебник, столь необходимый в настоящее время, и начинается нечто, с учебником ничего общего не имеющее.

Можно долго перечислять слабые места, обнаруженные в обоих учебниках. Уровень качества предлагаемых учебников наводит на мысль о существовании некой сложившейся "касты" специалистов, имеющих возможность получить необходимый гриф для своих изданий. Точка зрения издательств однозначна: текст без грифа - ничто. Возможно, это правильно. Но, как видно из анализа двух учебников, гриф не спасает от некачественной работы. В данном случае речь идет не только об авторах, но и о рецензентах и издателях.

По-видимому, стоит признать необходимость государственного заказа на подготовку и издание учебников со строгим контролем качества их содержания. Написание учебников следует предлагать известным ученым и практикам. Анализ сложившегося положения дел показывает, что некий элемент "самодеятельности" в практике издания учебников явно не идет на пользу качеству нашего образования.

Автор настоящей статьи надеется, что с помощью журнала состоится дискуссия, затрагивающая вопросы ответственного отношения к изданию учебников для высшей школы, в том числе и учебников по качеству.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белобрагин В.Я., Плетнева Н.П. Учебник - это ответственно! // Методы менеджмента качества. - 2002. - № 6. - С. 51.
2. Шадрин А.Д. Менеджмент качества. От основ к практике. 2-е изд., испр. - М.: ООО "НТК "Трек", 2005. - 360 с.
3. Качалов В.А. ИСО 9001:2000. Практикум для аудиторов. -М.: ИздАТ, 2004, 272 с.
4. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник. - М.: Инфра-М, 2005. - 319 с.
5. Анфилатов В.С., Емельянов А.А., Кукушкин А.А. Системный анализ в управлении: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Емельянова. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 368 с.
6. Биктимиров Р., Гречишников В., Дырин С. и др. Управление качеством, персоналом и логистика в машиностроении: Учебное пособие. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005.- 256 с.
7. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. - М.: Инфра-М, 2005. - 212 с.


Опубликовано в Методы менеджмента качества





Также на сайте:
История качества
Масааки Имаи, интервью

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте