Если в задаче меньше трех переменных, это не задача; если больше восьми - она неразрешима. (Принцип размерности)

"Старые" проблемы на новом витке отечественной истории: группы качества


Нина МИХАЙЛОВА, Людмила ФЕДОРОВА


Плодотворно лишь сотрудничество всех благодаря каждому.

Любой неудачный шаг помогает удачному, а удача ведет

к цели и того, кто промахнулся, они идут к ней рука об руку.

Антуан де Сент-Экзюпери. Цитадель

Реорганизация экономики в России привела к трансформации системы привычных производственных отношений и схем управления. В сложившейся ситуации первоочередная задача любого предприятия (организации) и его руководства - адекватно вписаться в новый, еще нестабильный миропорядок, понять законы рынка, занять в нем устойчивые позиции.



Самой важной задачей для руководителей становится выбор эффективных методов управления. Естественно, идет процесс осмысления накопленного мирового опыта: ИСО серий 9000 и 14000, ИСО 17799/BS 7799, OHSAS серии 18000, SA 8000, TQM, отдельные методы менеджмента. И это положительный процесс. Но, на наш взгляд, интервенция международных стандартов в Россию должна осуществляться с учетом позитивного отечественного опыта, менталитета, национальных традиций и сложившихся условий. Простое копирование не годится, ведь копия всегда хуже оригинала.

Особенно это важно для работы с персоналом, который представляет собой самый важный ресурс и ценность организации и в то же время является носителем этих традиций и менталитета. Поэтому современный лидер должен уделять особое внимание работающему человеку, оценивая его с точки зрения компетентности, персональной ответственности, вовлеченности в процесс, коммуникабельности, а также умения работать в команде, развивать эти качества, заботиться о повышении квалификации и профессиональном росте.

В [1, с. 4] отмечается: "...в нашей стране, по сравнению с ведущими странами мира, труд любого работника практически во всех сферах и на любом уровне гораздо хуже организован и мотивирован...Часто не учитывается (а многие наши менеджеры и предприниматели, вероятно, и не знают), что мощные мотиваторы лежат в организационной и социально-психологической сферах, к ним относятся: характер и содержание труда, уровень самоуправления, трудовая мораль и морально-психологический климат, неформальные отношения, стиль управления".

Между тем перечисленные "мотиваторы" с успехом реализуются в такой давно известной форме самоорганизации коллективов, как кружки (или группы) качества. Эффективность таких кружков доказана и проверена многолетним опытом Японии и других стран.

В нашей стране в эпоху плановой экономики также делалась попытка использовать потенциал кружков качества, причем решение об этом было принято на уровне ЦК КПСС и Совета Министров СССР. (12 мая 1986 г. было принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 540 "О мерах по коренному повышению качества продукции", где предусматривались мероприятия, направленные на повышение качества и конкурентоспособности отечественной продукции, в том числе обязательное внедрение групп качества. Программа была достаточно перспективной, но не учитывался важнейший фактор, а именно: насколько наша промышленность подготовлена к реализации этих мероприятий в установленные сроки.) Однако реализация этой идеи требовала времени. К сожалению, присущий той эпохе командно-административный стиль управления привел к проведению очередной формальной кампании с писанием многочисленных отчетов, и идея была дискредитирована. Хотя опыт ряда предприятий, где рискнули допустить некоторые "вольности", доказал ее плодотворность на отечественной почве (это два украинских предприятия: НПО "Терминал" (г. Винница) и завод "Точприбор" (г. Киев), а также ряд предприятий Северо-Запада России). Сработал "закон искажения великодушных идей" - роковой феномен России, о котором писал Ф.М. Достоевский.

Мы убеждены: если бы тогда состоялась организация неформальных групп качества, сегодня ситуация с внедрением стандартов ИСО серии 9000 и других международных стандартов была бы более благополучной.

Для анализа факторов успешного опыта использования групп качества и разработки своей стратегии и тактики обратимся к историческим фактам.

Краткая ретроспектива "японского чуда"

По словам японского экономиста Х. Хадзама, в 30-е годы прошлого века японские промышленники пытались укрепить свои экспортные позиции, следуя правилу "производить низкокачественную, но дешевую продукцию" [2], и потерпели неудачу. Отставание японской промышленности более усилилось в предвоенный период и в годы второй мировой войны, которая для Японии закончилась крахом национальной экономики. В тяжелые послевоенные годы Япония знакомится с западным подходом к качеству и методами его обеспечения [3]. А далее события развивались так.

1945 г. Создается Японская ассоциация стандартов, которая занялась изучением и популяризацией американских методов стандартизации и обеспечения качества.

1946 г. Создается Японский союз ученых и инженеров, основной задачей которого стало содействие развитию науки и техники в стране. Подчеркнем, что в создании названных организаций большое участие приняло правительство, оказав им, особенно впервые годы существования, большую материальную и организационную поддержку.

1949 г. Принят закон о промышленной стандартизации, которым вводится единая для всей страны система государственных стандартов на промышленную продукцию. При разработке системы были использованы американские военные стандарты. В соответствии с законом учрежден государственный комитет промышленных стандартов. В его задачу входит организация и координация единой метрологической службы, разработка и пересмотр стандартов. Одновременно вступила в действие система аттестации изделий и присвоения знака качества.

Конец 40-х - начало 50-х годов. Появляются первые образовательные программы по обучению современным методам контроля качества. Ведущую роль в популяризации этих методов играют Японский союз ученых и инженеров и Японская ассоциация стандартов. Обучение начинается с изучения американских методов и опыта. Основное бремя по финансированию многочисленных образовательных программ несло государство, так как частным фирмам в то время эти затраты были не по силам [3, с. 152]. В 1949 г. Японский союз ученых и инженеров организовал первые одногодичные курсы по изучению методов статистического контроля качества. До этого методы выборочного контроля с применением математической статистики в Японии не применялись. Начало самой широкой пропаганде статистических методов было положено циклом лекций, прочитанных Э. Демингом в 1950 г.

Обучение контролю качества приобретало все более широкий размах: семинары, курсы, лекции, дискуссии. Только в 1951-1954 гг. были обучены 18 тыс. человек [3, с. 152]. С 1949 г. обучение методам управления качеством было введено в средних и высших учебных заведениях. Уже к концу 50-х годов статистические методы контроля и шесть классических методов анализа (сейчас, как известно, их семь; схема Исикавы появилась позже) получили широкое распространение в компаниях Японии.

На всех фирмах проводилось обязательное обучение статистическому контролю и методам анализа. В то же время при Японском союзе ученых и инженеров и при Японской ассоциации стандартов работают курсы, готовящие специалистов по управлению качеством. Программа была рассчитана на 200 часов.

1949-1973 гг. Приняты и реализованы три долгосрочных государственных плана развития стандартизации и контроля качества, и под руководством государственного комитета промышленных стандартов разработано около 8 тыс. групп различных национальных стандартов, свыше тысячи видов продукции получили знак качества [4].

Начиная с 1957 г. и в 60-е годы обучению методам контроля помогают радио и телевидение. Японский союз ученых и инженеров организовал передачу популярного курса управления качеством по каналу японской радиовещательной корпорации Эн-эйч-кей, а затем цикл лекций регулярно передавался по телевидению. Эти образовательные программы были рассчитаны на самый широкий круг рабочих, бригадиров и мастеров. В результате к 1965-1968 гг. статистические методы стали применяться сотрудниками разных рангов. К 1969 г. появляются статьи, в которых констатируется: "Нет такой области в деятельности фирмы, где бы ни применялись статистические методы" [5, 6]. Одновременно начинают широко применяться методы планирования эксперимента, ортогональные планы, дисперсионный и корреляционный анализы. В 1962 г. профессор Токийского университета К. Исикава выступил с предложением организовать новую форму деятельности рабочих по обеспечению качества по аналогии с группами "ноль дефектов" (вспомним нашу Саратовскую систему). Эта инициатива, по мнению К. Исикавы, была своевременна, так как уровень профессионализма работающего персонала в области методологии обеспечения качества был уже очень высок. В результате спонтанно сформировались новые, своеобразные, неформальные коллективы, которые получили название "кружки контроля качества" (от англ. quality control circle) [5, с. 169]. Руководители предприятий сразу оценили преимущество новой формы, и движение по созданию кружков приняло необычайный размах. В 1963 г. было 40 кружков, в 1968 г. - 800, в 1969 г. - 26 тыс., в 1972 г. - 400 тыс. Они объединяли 5 млн рабочих. В некоторых компаниях охват рабочих участием в кружках составлял более 90% их общей численности. С тех пор кружки качества являются обычной формой самоорганизации рабочих на японских фирмах.

Классический кружок - это добровольное объединение рабочих, во главе которого стоит руководитель. Число участников - от 3 до 20 человек (чаще 5-10). Кружок считается официально созданным после его регистрации в Японском союзе ученых и инженеров и включения в список кружков, который регулярно публикует журнал "Мастер и контроль качества". Этот журнал облегчает обмен опытом между членами кружков различных компаний. Одна из основных задач кружков - изучение передовых методов обеспечения качества. Обучение занимает 60-70% времени работы кружков. Обилие книг по вопросам качества, публикаций в периодике, теле- и радиопередач облегчает процесс обучения.

В 1966 г. Японский союз ученых и инженеров выпустил фундаментальный труд - серию книг по контролю качества для мастера (13 томов), в которых, по мнению лучших зарубежных специалистов, широта охватываемых проблем, тщательность их разработки сочетаются с простотой и доступностью изложения. Это настоящая энциклопедия управления качеством. (Из неофициальных источников известно, что Япония не дает разрешения на публикацию этого труда в других странах, считая его национальным достоянием.)

По подсчетам Дж. Джурана, в Японии за 1962-1978 гг. вопросам качества было обучено 7 млн рабочих [6]. Дж. Джуран считает, что именно обучение и кружки качества стали источником японского ренессанса.

Учеба в кружках (программы обучения самостоятельно выбираются членами кружков) совмещается с решением конкретных производственных проблем фирмы. План работы утверждается на год. Задачи ставятся конкретные, консультации специалистов обеспечиваются по первому требованию кружковцев. Каждый член кружка отчитывается перед партнерами по кружку о проделанной работе. Проводятся также совместные заседания всех кружков цеха, отделения, завода, организации. Большой акцент делается на привнесение элемента творчества в работу, что значительно снижает монотонность труда.

Обычно раз в полгода в Японии проводятся съезды кружков контроля качества компании, а в масштабе всей страны - региональные и общенациональные съезды, которые собирают десятки тысяч людей.

Приведенные сведения объясняют, почему именно в Токио в 1969 г. состоялась первая всемирная конференция по качеству. Научно-методический потенциал этой конференции, ее своевременность, актуальность и позитивное влияние на мировое сообщество были беспрецедентными.

В контексте этой информации, прежде чем перейти к нашим гипотетическим перспективам, обращаем внимание читателя на следующий факт. С 1945 по 1962 гг. в Японии на государственном уровне интенсивно проводились продуманная техническая политика с акцентом на качество и тотальное обучение управлению качеством. Семнадцать трудных лет выполнялась работа, приведшая к созданию той почвы, на которой можно было взращивать новую культуру труда.

В документе Японского союза ученых и инженеров "Основные принципы кружков качества" сформулированы следующие цели внедрения кружков:

- содействовать вкладу в рост и развитие компании;

- создать атмосферу, в которой проявляется уважение  к каждому члену трудового коллектива и работа становится осмысленной;

- активизировать использование человеческого фактора [7].

Л.А. Конарева [7] справедливо отмечает: "Судя по этим формулировкам, основной упор сделан на развитие персонала и создание благоприятного климата в компании, но главная цель - повышение прибылей, т.е. как раз то, для чего нужно управляющим развивать персонал, - при этом закамуфлирована". Однако в большинстве публикаций по кружкам качества приводятся данные об их экономической эффективности, а следовательно, их привлекательности для руководителей компаний.

В настоящее время группы качества (благодаря их экономической эффективности) функционируют во многих странах и зарекомендовали себя как эффективная форма организации труда персонала. В то же время отмечается необходимость фундаментальных программ обучения при обязательном условии доступности изложения, а также обсуждается вопрос учета национальных особенностей и традиций при организации групп качества [8-10].

Чего мы ждем от групп качества сегодня и завтра

Сегодня Россия представляет собой мало изученную и плохо понимаемую соотечественниками формацию, в которой появилась масса проблем для населения, особенно для тех, кто находится в самом продуктивном "рабочем" возрасте. Мы живем не только в трудных экономических условиях, но и в ситуации затянувшегося стресса, что негативно сказывается на состоянии и здоровье людей [11], и обязаны учитывать неординарность данной ситуации. Необходимо использовать все способы, чтобы облегчить социальную напряженность, а именно принять меры для наращивания интеллектуальных ресурсов предприятий, повышения творческой активности персонала и заинтересованности в конечном результате, а также создать условия для безусловной "выживаемости" предприятий в конкурентной среде, особенно учитывая перспективу вступления в ВТО. В конце концов, надо помочь людям выстоять в этой непредсказуемой, сложной и зачастую враждебной среде. Каждый руководитель должен нести свою долю социальной ответственности [12-14]. Среди средств, облегчающих эту тяжелую ношу, - кружки (группы) качества, которые:

- облегчают вхождение в среду современных  методов  менеджмента,   поскольку лучшая практика и международные   стандарты   ориентируют  на вовлеченность персонала, компетентность, творчество и работу в команде;

- востребованны с социальной точки зрения, так как помогают существенно компенсировать или  полностью
снять многие трудные состояния;

- нужны с точки зрения формирования интеллектуальных   ресурсов   предприятий, новаций и инноваций, поскольку являются неиссякаемым источником продуктивных идей и открытий;

- положительно   влияют   на   культуру производства и этику делового общения;

- способствуют развитию предприятий и росту рентабельности.

И наконец, учитывая добровольность выбора и вхождения в группы, их организация не связана с излишней формализацией и отчетностью.

На основании изложенного предлагаем следующее.

1. Всероссийской организации качества (ВОК) выступить с инициативой   организации   групп   качества   в России на новом витке нашей истории. Группы качества нужны во всех сферах: в промышленности, медицине, торговле, сервисном обслуживании и т.д. Есть позитивный опыт организации  групп  качества  в  научных, конструкторских   и   технологических
подразделениях предприятий в СССР и за рубежом.

  1. Обсудить этот вопрос в печати - в журнале "Стандарты и качество" или "Методы менеджмента качества", сопровождая материал результатами анализа   отечественного   и   зарубежного опыта.

  2. Включить в программу подготовки менеджеров и экспертов по системам менеджмента качества тему "Группы качества" (2-3 акад. часа).

  3. Провести разъяснительную работу среди руководителей высшего звена по организации  групп  качества:  кратко срочные     семинары,     конференции, "круглые столы" и т.д.

  4. Подготовить для предприятий кураторов групп качества.

  5. Создать на предприятиях реестры кураторов групп качества.

  6. Издать необходимые пособия для обучения кружковцев.

  7. Создать при ВОК реестр групп качества России.

  8. Использовать опыт лучших специалистов в области изучения и организации групп качества, в том числе д-ра эконом.   наук,   проф.  А.Н.   Курицына, канд. эконом. наук Л.А. Конаревой, которые давно и успешно занимаются изучением теории и практики организации групп качества.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Курицын А.Н. Секреты эффективной работы: опыт США и Японии для предпринимателей и менеджеров. - М.: Издательство стандартов, 1994.

  2. Developing Economies. - 1977. - Т. 15. -  № 4. - С. 415.

  3. Курицын А.Н. Управление в Японии. Организация и методы. - М.: Наука, 1981.

  4. JEI. - 1974. - № 10. - С. 80.

  5. Some features of quality control in Japan. In: Intern. conf. qual. contr., Tokyo, 1969. - Р. 16-18.

  6. Reports of Statistical Application  Research. - 1979. - V. 5. - № 3. - Р. 102.

  7. Конарева Л.А.  Кружки качества на предприятиях США и Японии. - М.: Изд. Института США и Канады АН СССР, 1986.

  8. Гореликов Н.И., Демьянченко А.Г., Михайлова Н.В. О зарубежном опыте по повышению квалификации специалистов в области контроля качества // Надежность и контроль качества. - 1985. - № 1. - С. 54-60.

  9. Гореликов Н.И., Демьянченко А.Г., Михайлова Н.В. Проблема качества и роль системы повышения квалификации // Приборы  и системы управления.  - 1985. - № 9. - С. 42 - 44.

  10. Михайлова Н.В. К вопросу об организации групп качества. Методические указания по курсу "Обеспечение качества продукции в процессе производства". - М.: Изд. Министерства приборостроения, средств     автоматизации     и     систем управления СССР, 1989.

11. Михайлова Н., Федорова Л., Олейников В. и др. К медицине со знаком качества // Стандарты и качество. - 2002. -  № 11.

  1. Михайлова Н.В. Стандарт SA 8000 - "Социальная ответственность". Некоторые комментарии к стандарту // Стандарты и качество. - 1999. - № 5. - С. 31-34.

  2. Михайлова Н., Федорова Л. Основной фактор улучшения качества жизни // Стандарты и качество. - 2004. - № 10.

  3. Михайлова Н.В., Федорова Л.А. Социальная ответственность как основной фактор повышения качества жизни // Научные труды  Вольного  экономического общества России. Т. 49 (в совместном из дании с Международным Союзом экономистов. - Т. 14). - М. - СПб., 2004.



Опубликовано в журнале "Стандарты и качество"





Также на сайте:
Снова об эффективности СМК
Постановка систем менеджмента качества - новые возможности для предприятий

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте