Если в задаче меньше трех переменных, это не задача; если больше восьми - она неразрешима. (Принцип размерности)
Нина МИХАЙЛОВА, Людмила ФЕДОРОВА
Плодотворно лишь сотрудничество всех благодаря каждому.
Любой неудачный шаг помогает удачному, а удача ведет
к цели и того, кто промахнулся, они идут к ней рука об руку.
Антуан де Сент-Экзюпери. Цитадель
Реорганизация экономики в России привела к трансформации системы привычных производственных отношений и схем управления. В сложившейся ситуации первоочередная задача любого предприятия (организации) и его руководства - адекватно вписаться в новый, еще нестабильный миропорядок, понять законы рынка, занять в нем устойчивые позиции.
Самой важной задачей для руководителей становится выбор эффективных методов управления. Естественно, идет процесс осмысления накопленного мирового опыта: ИСО серий 9000 и 14000, ИСО 17799/BS 7799, OHSAS серии 18000, SA 8000, TQM, отдельные методы менеджмента. И это положительный процесс. Но, на наш взгляд, интервенция международных стандартов в Россию должна осуществляться с учетом позитивного отечественного опыта, менталитета, национальных традиций и сложившихся условий. Простое копирование не годится, ведь копия всегда хуже оригинала.
Особенно это важно для работы с персоналом, который представляет собой самый важный ресурс и ценность организации и в то же время является носителем этих традиций и менталитета. Поэтому современный лидер должен уделять особое внимание работающему человеку, оценивая его с точки зрения компетентности, персональной ответственности, вовлеченности в процесс, коммуникабельности, а также умения работать в команде, развивать эти качества, заботиться о повышении квалификации и профессиональном росте.
В [1, с. 4] отмечается: "...в нашей стране, по сравнению с ведущими странами мира, труд любого работника практически во всех сферах и на любом уровне гораздо хуже организован и мотивирован...Часто не учитывается (а многие наши менеджеры и предприниматели, вероятно, и не знают), что мощные мотиваторы лежат в организационной и социально-психологической сферах, к ним относятся: характер и содержание труда, уровень самоуправления, трудовая мораль и морально-психологический климат, неформальные отношения, стиль управления".
Между тем перечисленные "мотиваторы" с успехом реализуются в такой давно известной форме самоорганизации коллективов, как кружки (или группы) качества. Эффективность таких кружков доказана и проверена многолетним опытом Японии и других стран.
В нашей стране в эпоху плановой экономики также делалась попытка использовать потенциал кружков качества, причем решение об этом было принято на уровне ЦК КПСС и Совета Министров СССР. (12 мая 1986 г. было принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 540 "О мерах по коренному повышению качества продукции", где предусматривались мероприятия, направленные на повышение качества и конкурентоспособности отечественной продукции, в том числе обязательное внедрение групп качества. Программа была достаточно перспективной, но не учитывался важнейший фактор, а именно: насколько наша промышленность подготовлена к реализации этих мероприятий в установленные сроки.) Однако реализация этой идеи требовала времени. К сожалению, присущий той эпохе командно-административный стиль управления привел к проведению очередной формальной кампании с писанием многочисленных отчетов, и идея была дискредитирована. Хотя опыт ряда предприятий, где рискнули допустить некоторые "вольности", доказал ее плодотворность на отечественной почве (это два украинских предприятия: НПО "Терминал" (г. Винница) и завод "Точприбор" (г. Киев), а также ряд предприятий Северо-Запада России). Сработал "закон искажения великодушных идей" - роковой феномен России, о котором писал Ф.М. Достоевский.
Мы убеждены: если бы тогда состоялась организация неформальных групп качества, сегодня ситуация с внедрением стандартов ИСО серии 9000 и других международных стандартов была бы более благополучной.
Для анализа факторов успешного опыта использования групп качества и разработки своей стратегии и тактики обратимся к историческим фактам.
Краткая ретроспектива "японского чуда"
По словам японского экономиста Х. Хадзама, в 30-е годы прошлого века японские промышленники пытались укрепить свои экспортные позиции, следуя правилу "производить низкокачественную, но дешевую продукцию" [2], и потерпели неудачу. Отставание японской промышленности более усилилось в предвоенный период и в годы второй мировой войны, которая для Японии закончилась крахом национальной экономики. В тяжелые послевоенные годы Япония знакомится с западным подходом к качеству и методами его обеспечения [3]. А далее события развивались так.
1945 г. Создается Японская ассоциация стандартов, которая занялась изучением и популяризацией американских методов стандартизации и обеспечения качества.
1946 г. Создается Японский союз ученых и инженеров, основной задачей которого стало содействие развитию науки и техники в стране. Подчеркнем, что в создании названных организаций большое участие приняло правительство, оказав им, особенно впервые годы существования, большую материальную и организационную поддержку.
1949 г. Принят закон о промышленной стандартизации, которым вводится единая для всей страны система государственных стандартов на промышленную продукцию. При разработке системы были использованы американские военные стандарты. В соответствии с законом учрежден государственный комитет промышленных стандартов. В его задачу входит организация и координация единой метрологической службы, разработка и пересмотр стандартов. Одновременно вступила в действие система аттестации изделий и присвоения знака качества.
Конец 40-х - начало 50-х годов. Появляются первые образовательные программы по обучению современным методам контроля качества. Ведущую роль в популяризации этих методов играют Японский союз ученых и инженеров и Японская ассоциация стандартов. Обучение начинается с изучения американских методов и опыта. Основное бремя по финансированию многочисленных образовательных программ несло государство, так как частным фирмам в то время эти затраты были не по силам [3, с. 152]. В 1949 г. Японский союз ученых и инженеров организовал первые одногодичные курсы по изучению методов статистического контроля качества. До этого методы выборочного контроля с применением математической статистики в Японии не применялись. Начало самой широкой пропаганде статистических методов было положено циклом лекций, прочитанных Э. Демингом в 1950 г.
Обучение контролю качества приобретало все более широкий размах: семинары, курсы, лекции, дискуссии. Только в 1951-1954 гг. были обучены 18 тыс. человек [3, с. 152]. С 1949 г. обучение методам управления качеством было введено в средних и высших учебных заведениях. Уже к концу 50-х годов статистические методы контроля и шесть классических методов анализа (сейчас, как известно, их семь; схема Исикавы появилась позже) получили широкое распространение в компаниях Японии.
На всех фирмах проводилось обязательное обучение статистическому контролю и методам анализа. В то же время при Японском союзе ученых и инженеров и при Японской ассоциации стандартов работают курсы, готовящие специалистов по управлению качеством. Программа была рассчитана на 200 часов.
1949-1973 гг. Приняты и реализованы три долгосрочных государственных плана развития стандартизации и контроля качества, и под руководством государственного комитета промышленных стандартов разработано около 8 тыс. групп различных национальных стандартов, свыше тысячи видов продукции получили знак качества [4].
Начиная с 1957 г. и в 60-е годы обучению методам контроля помогают радио и телевидение. Японский союз ученых и инженеров организовал передачу популярного курса управления качеством по каналу японской радиовещательной корпорации Эн-эйч-кей, а затем цикл лекций регулярно передавался по телевидению. Эти образовательные программы были рассчитаны на самый широкий круг рабочих, бригадиров и мастеров. В результате к 1965-1968 гг. статистические методы стали применяться сотрудниками разных рангов. К 1969 г. появляются статьи, в которых констатируется: "Нет такой области в деятельности фирмы, где бы ни применялись статистические методы" [5, 6]. Одновременно начинают широко применяться методы планирования эксперимента, ортогональные планы, дисперсионный и корреляционный анализы. В 1962 г. профессор Токийского университета К. Исикава выступил с предложением организовать новую форму деятельности рабочих по обеспечению качества по аналогии с группами "ноль дефектов" (вспомним нашу Саратовскую систему). Эта инициатива, по мнению К. Исикавы, была своевременна, так как уровень профессионализма работающего персонала в области методологии обеспечения качества был уже очень высок. В результате спонтанно сформировались новые, своеобразные, неформальные коллективы, которые получили название "кружки контроля качества" (от англ. quality control circle) [5, с. 169]. Руководители предприятий сразу оценили преимущество новой формы, и движение по созданию кружков приняло необычайный размах. В 1963 г. было 40 кружков, в 1968 г. - 800, в 1969 г. - 26 тыс., в 1972 г. - 400 тыс. Они объединяли 5 млн рабочих. В некоторых компаниях охват рабочих участием в кружках составлял более 90% их общей численности. С тех пор кружки качества являются обычной формой самоорганизации рабочих на японских фирмах.
Классический кружок - это добровольное объединение рабочих, во главе которого стоит руководитель. Число участников - от 3 до 20 человек (чаще 5-10). Кружок считается официально созданным после его регистрации в Японском союзе ученых и инженеров и включения в список кружков, который регулярно публикует журнал "Мастер и контроль качества". Этот журнал облегчает обмен опытом между членами кружков различных компаний. Одна из основных задач кружков - изучение передовых методов обеспечения качества. Обучение занимает 60-70% времени работы кружков. Обилие книг по вопросам качества, публикаций в периодике, теле- и радиопередач облегчает процесс обучения.
В 1966 г. Японский союз ученых и инженеров выпустил фундаментальный труд - серию книг по контролю качества для мастера (13 томов), в которых, по мнению лучших зарубежных специалистов, широта охватываемых проблем, тщательность их разработки сочетаются с простотой и доступностью изложения. Это настоящая энциклопедия управления качеством. (Из неофициальных источников известно, что Япония не дает разрешения на публикацию этого труда в других странах, считая его национальным достоянием.)
По подсчетам Дж. Джурана, в Японии за 1962-1978 гг. вопросам качества было обучено 7 млн рабочих [6]. Дж. Джуран считает, что именно обучение и кружки качества стали источником японского ренессанса.
Учеба в кружках (программы обучения самостоятельно выбираются членами кружков) совмещается с решением конкретных производственных проблем фирмы. План работы утверждается на год. Задачи ставятся конкретные, консультации специалистов обеспечиваются по первому требованию кружковцев. Каждый член кружка отчитывается перед партнерами по кружку о проделанной работе. Проводятся также совместные заседания всех кружков цеха, отделения, завода, организации. Большой акцент делается на привнесение элемента творчества в работу, что значительно снижает монотонность труда.
Обычно раз в полгода в Японии проводятся съезды кружков контроля качества компании, а в масштабе всей страны - региональные и общенациональные съезды, которые собирают десятки тысяч людей.
Приведенные сведения объясняют, почему именно в Токио в 1969 г. состоялась первая всемирная конференция по качеству. Научно-методический потенциал этой конференции, ее своевременность, актуальность и позитивное влияние на мировое сообщество были беспрецедентными.
В контексте этой информации, прежде чем перейти к нашим гипотетическим перспективам, обращаем внимание читателя на следующий факт. С 1945 по 1962 гг. в Японии на государственном уровне интенсивно проводились продуманная техническая политика с акцентом на качество и тотальное обучение управлению качеством. Семнадцать трудных лет выполнялась работа, приведшая к созданию той почвы, на которой можно было взращивать новую культуру труда.
В документе Японского союза ученых и инженеров "Основные принципы кружков качества" сформулированы следующие цели внедрения кружков:
- содействовать вкладу в рост и развитие компании;
- создать атмосферу, в которой проявляется уважение к каждому члену трудового коллектива и работа становится осмысленной;
- активизировать использование человеческого фактора [7].
Л.А. Конарева [7] справедливо отмечает: "Судя по этим формулировкам, основной упор сделан на развитие персонала и создание благоприятного климата в компании, но главная цель - повышение прибылей, т.е. как раз то, для чего нужно управляющим развивать персонал, - при этом закамуфлирована". Однако в большинстве публикаций по кружкам качества приводятся данные об их экономической эффективности, а следовательно, их привлекательности для руководителей компаний.
В настоящее время группы качества (благодаря их экономической эффективности) функционируют во многих странах и зарекомендовали себя как эффективная форма организации труда персонала. В то же время отмечается необходимость фундаментальных программ обучения при обязательном условии доступности изложения, а также обсуждается вопрос учета национальных особенностей и традиций при организации групп качества [8-10].
Чего мы ждем от групп качества сегодня и завтра
Сегодня Россия представляет собой мало изученную и плохо понимаемую соотечественниками формацию, в которой появилась масса проблем для населения, особенно для тех, кто находится в самом продуктивном "рабочем" возрасте. Мы живем не только в трудных экономических условиях, но и в ситуации затянувшегося стресса, что негативно сказывается на состоянии и здоровье людей [11], и обязаны учитывать неординарность данной ситуации. Необходимо использовать все способы, чтобы облегчить социальную напряженность, а именно принять меры для наращивания интеллектуальных ресурсов предприятий, повышения творческой активности персонала и заинтересованности в конечном результате, а также создать условия для безусловной "выживаемости" предприятий в конкурентной среде, особенно учитывая перспективу вступления в ВТО. В конце концов, надо помочь людям выстоять в этой непредсказуемой, сложной и зачастую враждебной среде. Каждый руководитель должен нести свою долю социальной ответственности [12-14]. Среди средств, облегчающих эту тяжелую ношу, - кружки (группы) качества, которые:
- облегчают вхождение в среду современных методов менеджмента, поскольку лучшая практика и международные стандарты ориентируют на вовлеченность персонала, компетентность, творчество и работу в команде;
- востребованны с социальной точки зрения, так как помогают существенно компенсировать или полностью
снять многие трудные состояния;
- нужны с точки зрения формирования интеллектуальных ресурсов предприятий, новаций и инноваций, поскольку являются неиссякаемым источником продуктивных идей и открытий;
- положительно влияют на культуру производства и этику делового общения;
- способствуют развитию предприятий и росту рентабельности.
И наконец, учитывая добровольность выбора и вхождения в группы, их организация не связана с излишней формализацией и отчетностью.
На основании изложенного предлагаем следующее.
1. Всероссийской организации качества (ВОК) выступить с инициативой организации групп качества в России на новом витке нашей истории. Группы качества нужны во всех сферах: в промышленности, медицине, торговле, сервисном обслуживании и т.д. Есть позитивный опыт организации групп качества в научных, конструкторских и технологических
подразделениях предприятий в СССР и за рубежом.
Обсудить этот вопрос в печати - в журнале "Стандарты и качество" или "Методы менеджмента качества", сопровождая материал результатами анализа отечественного и зарубежного опыта.
Включить в программу подготовки менеджеров и экспертов по системам менеджмента качества тему "Группы качества" (2-3 акад. часа).
Провести разъяснительную работу среди руководителей высшего звена по организации групп качества: кратко срочные семинары, конференции, "круглые столы" и т.д.
Подготовить для предприятий кураторов групп качества.
Создать на предприятиях реестры кураторов групп качества.
Издать необходимые пособия для обучения кружковцев.
Создать при ВОК реестр групп качества России.
Использовать опыт лучших специалистов в области изучения и организации групп качества, в том числе д-ра эконом. наук, проф. А.Н. Курицына, канд. эконом. наук Л.А. Конаревой, которые давно и успешно занимаются изучением теории и практики организации групп качества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Курицын А.Н. Секреты эффективной работы: опыт США и Японии для предпринимателей и менеджеров. - М.: Издательство стандартов, 1994.
Developing Economies. - 1977. - Т. 15. - № 4. - С. 415.
Курицын А.Н. Управление в Японии. Организация и методы. - М.: Наука, 1981.
JEI. - 1974. - № 10. - С. 80.
Some features of quality control in Japan. In: Intern. conf. qual. contr., Tokyo, 1969. - Р. 16-18.
Reports of Statistical Application Research. - 1979. - V. 5. - № 3. - Р. 102.
Конарева Л.А. Кружки качества на предприятиях США и Японии. - М.: Изд. Института США и Канады АН СССР, 1986.
Гореликов Н.И., Демьянченко А.Г., Михайлова Н.В. О зарубежном опыте по повышению квалификации специалистов в области контроля качества // Надежность и контроль качества. - 1985. - № 1. - С. 54-60.
Гореликов Н.И., Демьянченко А.Г., Михайлова Н.В. Проблема качества и роль системы повышения квалификации // Приборы и системы управления. - 1985. - № 9. - С. 42 - 44.
Михайлова Н.В. К вопросу об организации групп качества. Методические указания по курсу "Обеспечение качества продукции в процессе производства". - М.: Изд. Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР, 1989.
11. Михайлова Н., Федорова Л., Олейников В. и др. К медицине со знаком качества // Стандарты и качество. - 2002. - № 11.
Михайлова Н.В. Стандарт SA 8000 - "Социальная ответственность". Некоторые комментарии к стандарту // Стандарты и качество. - 1999. - № 5. - С. 31-34.
Михайлова Н., Федорова Л. Основной фактор улучшения качества жизни // Стандарты и качество. - 2004. - № 10.
Михайлова Н.В., Федорова Л.А. Социальная ответственность как основной фактор повышения качества жизни // Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 49 (в совместном из дании с Международным Союзом экономистов. - Т. 14). - М. - СПб., 2004.
Опубликовано в журнале "Стандарты и качество"
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"