Сложное сделать простым, простое сделать привычным, привычное сделать приятным. (К. Станиславский)

СМК проектно-изыскательской организации: перспективы улучшения и сложности



Игорь ГОЛЬДФЕЛЬД, Анна ХИЖНЯKОВА

Улучшению деятельности проектно- изыскательских организаций способствуют так называемые расширительные процедуры действующей системы менеджмента качества (СМK). Они облегчают допуск к федеральным торгам, помогают в получении грантов, заключении контрактов с серьезными заказчиками и зарубежными партнерами, повышают конкурентоспособность производства и финансовую устойчивость предприятия. Рассмотрим одну из расширительных процедур - управление страхованием - как пример поддержания деятельности предприятия.

В условиях рынка конкурентоспособность предприятия определяется четырьмя показателями: качеством товаров и услуг, стоимостью их производства и реализации, скоростью выполнения договорных обязательств и гарантированной ответственностью, которая до сих пор подтверждалась лицензированием.

Отменяемое с января 2007 г. лицензирование проектной, изыскательской и строительной деятельности ставит перед проектно-изыскательскими организациями, в том числе ФГУП "Фундаментпроект" (ФП), задачу сохранить достигнутый потенциал и наработанную многолетней практикой репутацию. Этого требуют свободный, но непредсказуемый рынок, чутко реагирующий на влияние мировой социально-экономической глобализации, и непрерывный информационно-технический прогресс.

Качественное выполнение ФП проектно-изыскательских работ (ПИР) подтверждено сертификацией СМК по стандарту ИСО 9001:2000, готовность квалифицированно выполнять строительно-монтажные работы (СМР) в нефтегазовой отрасли - сертификатом квалификации производителя (Manufacturer's Capability certificate (МСС)), наконец, качество собственных новых изделий и оборудования - введением их паспортизации.

Kаждая из используемых моделей обеспечения качества и подтверждения соответствия имеет в институте свою структуру, и вместе они образуют комплексную службу качества (схема), гарантирующую высокий уровень обслуживания, надежность возведенных объектов и поддержание репутации, приобретенной за 55 лет деятельности ФП.

Схема

Основой СМK ФП является модель ИСО 9001:2000, сменившая доперестроечную комплексную систему управления качеством продукции (KС УKП). Используя традиции, организационную структуру и рабочие процессы KС УKП, коллектив ФП за два года напряженной работы освоил требования новой системы. В результате аудита, проведенного независимым уполномоченным органом TUV Rheinland InterCert Kft, СМK организации была признана отвечающей требованиям международного стандарта, что было подтверждено сертификатом соответствия (N 75.100.70017 от 13.04.2004), выданным Европейским центром аккредитации в Брюсселе (Бельгия).

Деятельность любой сертифицированной организации направлена на дальнейшее совершенствование и постоянное улучшение. Служба качества ФП сконцентрировала свои усилия на развитии тех направлений работы института, которые на практике повышают конкурентоспособность, стабильность и репутацию, помогают привлечь новых заказчиков и повысить объемы производства.

Признаком эффективности действующей СМK и улучшения вследствие этого функционирования института является расширение сферы действия системы путем реализации новых перспективных направлений, поддерживаемых руководством. Процедуры расширения включают отработку механизмов участия в тендерах и конкурсах, статистических и экологических исследованиях для включения в разделы ПИР, защиту интеллектуальной собственности в продукции института, использование выставок для налаживания связей, формирование перечней заказчиков и рекомендуемых для партнерства субподрядчиков и поставщиков. Наличие и состав новых процедур определяет сама организация, исходя из интересов производства.

СТРАХОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РИСКОВ - ИНСТРУМЕНТ СТАБИЛЬНОСТИ БИЗНЕСА

Одна из новых процедур, освоенных в рамках расширения функций СМK, - процесс страхования производственных рисков. Для строительно-монтажных работ это имеет особое значение.

Kаждое действующее предприятие подвергается многочисленным рискам, которые могут существенно повлиять на его финансовую устойчивость и доверие заказчиков. В современных условиях конкурентного рынка и сложности технического регулирования страхование служит надежным финансовым инструментом, способным восполнить внеплановые убытки от рисковых случаев без отвлечения оборотных средств и опасного ухудшения бизнеса. Привлечение страхового капитала является разумной мерой поддержания устойчивости и финансового положения предприятия, особенно сейчас, в свете участившихся аварий из-за небрежности эксплуатации, пожаров и террористических актов.

В ФП разработан особый "расширительный" документ СМK "Страхование производственной деятельности института". Это рекомендации по оценке подверженности организации рискам и сокращению опасности этих рисков путем минимизации затрат, выявление возможных последствий рисков и соответствующих страдающих активов, которые должны быть защищены, определение фирмы, на которую эти риски могут быть переведены. Документ также содержит порядок ведения процесса страхования - от выбора страховой компании до получения страхового возмещения при наступлении страхового случая (таблица).

Процедуры страховой деятельности
N п.п. Процедуры и их последовательность Участники процесса страхования
1 Предложение по страхованию Главный инженер проекта (ГИП), начальники подразделений
2 Определение критериев выбора рисков ГИП, главный бухгалтер, начальник ведущего подразделения
3 Анализ необходимости Договора страхования Руководство института, главный бухгалтер, юрист
4 Выбор источника финансового покрытия и экономически обоснованных ставок Руководство института, ГИП, главный бухгалтер
5 Распределение ответственности должностных лиц Главный инженер института, ГИП
6 Выбор страховщика Главный инженер института, ГИП, главный бухгалтер, юрист, ОСК
7 Согласование условий Договора страхования ГИП, главный бухгалтер, юрист, ОСК
8 Подписание Договора страхования Директор, главный бухгалтер
9 Контроль выполнения Договора ГИП, главный бухгалтер, начальник ведущего подразделения
10 Ликвидация (минимизация) убытков ГИП, начальник ведущего подразделения

Действие этого документа можно проиллюстрировать следующим примером. В конце 2005 г. институт получил заказ на проектирование и строительство на Kрайнем Севере уникального нефтеналивного терминала с четырьмя резервуарами, емкостью 50 тыс. м3 каждый. Помимо больших размеров, резервуар имеет температуру технологического хранения нефтепродукта 20-50°С, а его мерзлое грунтовое основание не должно "растепляться" в течение 30 лет. Договор на строительство нефтеналивного терминала предусматривал доставку дорогого оборудования и особых материалов к месту строительства.

Для гарантии надежности поставки институт принял решение застраховать грузовые перевозки оборудования по Северному морскому пути. Первостепенное значение для института как страхователя имел выбор страховщика - страховой компании высокой надежности с доступной стоимостью страховки.

Существует ряд критериев оценки степени устойчивости и платежеспособности страховой компании: наличие лицензии на осуществление требуемых видов страховой деятельности, достаточный объем страховых операций и развитой практики перестрахования, обеспечение сбалансированности страхового портфеля, рациональное размещение страховых резервов и разумная тарифная политика. K важным критериям оценки страховщика относят его репутацию, прибыльность деятельности и выполнение обязательств перед клиентами.
После принятия руководством решения о страховании, выборе страховщика и виде страхования с выбранной компанией был заключен договор страхования груза "с ответственностью за все риски". При гибели (повреждении) застрахованного объекта от непредвиденных и внезапных воздействий договор обеспечивал покрытие всех рисков при грузоперевозке и защиту имущественных интересов ФП. Официальный перевод всех рисков института на страховую компанию гарантировался полученным Генеральным (страховым) полисом.

Уже в начале действия страхового полиса в результате ДТП с автомашиной (так называемого страхового случая) грузу был причинен ущерб на сумму 750 тыс. р. Ситуация соответствовала оговоренным Генеральным полисом условиям страхового покрытия. Поэтому страховое возмещение в размере причиненного застрахованному грузу ущерба должно было быть выплачено на основании заявления страхователя и страхового акта. Действия страхователя после этого события осуществлялись по Инструкции на случай наступления ущерба или возникновения убытков, приложенной к страховому полису.

При требовании страхового возмещения страхователь был обязан документально доказать свой интерес в застрахованном имуществе, наличие страхового случая и размер претензий по убытку.

Все документы, необходимые страхователю для предъявления с целью возмещения убытков, были по описи переданы в адрес страховщика. В результате рассмотрения документов страховая компания в течение двух месяцев после страхового случая полностью возместила ФП ущерб, полученный в результате ДТП.

ВОПРОСЫ ОСТАЮТСЯ...

В последнее время организациям - обладателям международного сертификата соответствия ИСО 9001:2000 (как правило, контактирующим с зарубежными партнерами) от органов системы добровольной сертификации (СДС) стали поступать предложения повторно сертифицировать СМ K на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Центры СДС оправдывают необходимость такой "добровольной" сертификации узкой специализацией объекта (принадлежностью к особой отрасли народного хозяйства, конкретному виду производства). Иногда такие предложения предваряются официальными письмами организаций-подрядчиков, с которыми эти центры административно связаны. В письмах сообщается, что наличие сертификата от СДС является обязательным условием для получения субподряда, а его отсутствие создаст сложности в договорной и финансовой сферах. Фактически получается, что наличие сертификата соответствия ИСО 9001:2000 не служит для органов СДС свидетельством функционирования на предприятии СМК.

Такая ситуация с повторной сертификацией организации лишена логики. Если сертификат соответствия ИСО 9001:2000 отличается от сертификата ГОСТ Р ИСО 9001 -2001, нечего объявлять текст российского стандарта аутентичным тексту международного (п. 3 Предисловия к ГОСТ Р ИСО 9001-2001). В то же время требования ИСО 9001:2000 (а значит, и ГОСТ Р ИСО 9001-2001) предназначены для всех организаций независимо от вида, размера и поставляемой продукции (п. 1.2 ГОСТ Р ИСО 9001-2001).

Руководящими указаниями по аудитам систем качества (стандарт ИСО 10011 -1) признаются возможность и правомерность проверок подрядчиком как второй стороной своего субподрядчика, но только в виде инспекционных (проверочных) аудитов. В этом случае подрядчик, сомневающийся в уровне квалификации исполнителя, может инициировать проведение инспекционного аудита собственными силами или нанять независимую организацию (например, центр СДС). Выступая в роли заказчика аудита, подрядчик оплачивает аудит, получает отчет и анализирует результаты проверки.

Повторные сертификационные аудиты центров СДС снижают авторитет служб качества предприятий, нервируют их руководство и отвлекают коллективы от производственной деятельности. Кроме того, они подрывают репутацию предшествующей организации-аудитора, а зачастую и собственную, нарушая корпоративную этику.
Обсуждаемые в статье вопросы - страхования как альтернативного средства поддержания производства и бизнеса, а также сертификации как добровольного способа демонстрации возможностей и качества предприятия - в какой-то мере, по нашему мнению, отражают начальный опыт их потенциальных решений.


Опубликовано в Стандарты и качество





Также на сайте:
Проекция принципов менеджмента Деминга на российскую практику
ВТО и качество

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте