У кого нет идей, тот не видит и фактов. (Из записок менеджеров)

Синергия вовлеченности


Роман Озеранский


Третий принцип менеджмента - "вовлечение сотрудников", как его реализовать в компании? Над решением этого вопроса бьются и "ломают головы" не одно поколение руководителей. Я не ошибся, написав слово "сотрудников", именно сотрудников, а не работников, как предписывает ISO 9000, тем более, наемных, как это предполагает практика российского менеджмента.

В чем разница между наемным работником и сотрудником? Она огромна, и в тоже время мало ощутима. Да и сам вопрос, для человека, работающего в компании: " Кем вы себя ощущаете, работником или сотрудником?" может вызвать определенные затруднения. Между тем, их отличие состоит в том, что сотрудник готов разделить свою судьбу с судьбой организации, в том числе и в самые сложные для этой организации времена. Он и организация - одно целое. С работником все не так, да и качественных решений ожидать от работника не приходится, между ним и компанией существуют только два вида мотивации:

  • принуждение;

  • вознаграждение.

Он не отождествляет (не солидаризует) себя с компанией. Теперь становится понятно, что вовлечь работника невозможно, его можно только привлечь или купить его труд за деньги. Понятно и другое, как только в компании наступят нелегкие времена, работник с легкостью предает ее при первой опасности.

"Отец" современного менеджмента Питер Друкер говорил: "Цель бизнеса - создание потребителей". Это "внешняя" цель, по отношению к окружающему миру, но есть еще и "внутренняя" цель по отношению компании к самой себе, и эта цель - создание СОТРУДНИКОВ. Как же нам в своих компаниях создавать сотрудников?

Как давно вы видели у своих сотрудников сияющие лица? Для того чтобы увидеть эти лица и пройти путь от работника к сотруднику необходимо соблюсти, как минимум три условия.

  1. Творческий труд. Человек должен осознать и поверить, что его труд творческий. Не вы думаете, что дали ему творческую работу, а он сам это осознает, это принципиально разные вещи. Как репродуктивный труд (то же самое забивание гвоздей) сделать творческой работой? Поставьте правильные цели, вместо цели - забить столько-то гвоздей (выполнить план), ставьте цель - повысить мастерство забивания гвоздей (улучшить процесс), и каждый удар по гвоздю, считайте актом доказательства мастерства и совершенствования.

  2. Уважение и самоуважение. Уважение коллектива, человек понимает, что его уважают в той рабочей среде, в которой он работает. На основе такого уважения он и сам начнет себя уважать.

  3. Достойное вознаграждение за проделанную работу. Человек должен знать, что за проделанную работу он получил достойное (в его понимании, а не в понимании его руководителя) вознаграждение.

Совокупность этих условий и создает радость в работе и вовлеченность, о которой говорил Деминг. Как вы думаете, какова основная функция руководителя в своей организации? Если вы скажете - руководить, то сильно ошибетесь, нынешнее поколение сотрудников во многом не нуждается в руководстве, они вполне самодостаточны и далеко "не винтики" от которых ничего не зависит. И нужен им не руководитель, а лидер, т.к. только он может создать условия радостные для работы, создание таких условий и есть основная функция руководителя - лидера. Начальнику эта функция не подвластна.


Опубликовано в QUALITY - Менеджмент качества и ISO 9000





Также на сайте:
Толковый словарь по менеджменту
Работает ли система управления качеством: десять тестов

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте