"Шесть Сигм" - это более разумный способ управлять всей компанией или отдельным подразделением. Концепция "Шесть Сигм" ставит на первое место потребителя и помогает находить самые лучшие решения, опираясь на факты и данные. (Пит Панде и Лари Холп)

Внедрение СМК в образовательных учреждениях РФ - принципы построения


М. А. Коджешау

"Адыгейский государственный университет" г. Майкоп


Часто говорят: дайте нам ясное определение понятия "качество образования". Анализ существующей по этой проблеме литературы (Качалов В.А., Колесников А.А., Козин И.Ф., Кожевников С.А, Кадамцев Г.Г., Моисеев А, Нуждин В.Н., Поташник М. и др.) показывает, что однозначного определения этого понятия не существует. Это и понятно, учитывая его многомерность.

Говоря об определениях, нужно иметь в виду, что не все понятия можно определить через другие. Есть группа первичных понятий - их Аристотель назвал категориями, - которые не сводимы к другим понятиям и являются аспектами (основными понятиями), через которые мы и постигаем все остальное сущее. К категориям относятся, например, место (где), время (когда), отношение, положение и т.д. К ним относятся понятия "количество" и "качество". Таким образом, говорить об определении понятия "качество" в обычном смысле нельзя. Можно только описать его употребление. В нашем случае - это качество образования. А полное описание употребления, возможно, и будет представлять полное определение.

Понятие "качество" может употребляться либо дескриптивно, то есть описательно, в смысле свойств какой-либо вещи, либо прескриптивно, то есть нормативно, в смысле "уровня" или "добротности" вещи. В последнем случае в связи с диагностикой качества требуется известный стандарт, называемый критериями, в сравнении с которыми и определяется актуальное качество чего-либо, например урока, преподавания, образования или работы данной школы в целом. Стандарт или критерии качества как совокупность показателей всегда основываются на договоренностях, то есть являются общественными конвенциями, и поэтому принципиально зависимы от определенного ценностного контекста.

На уровне конкретных действий качество можно определить как совокупность показателей, от соотнесения с которыми зависит деятельность и отдельные действия организации, оказывающей какого-либо рода услуги. Эти признаки отвечают на вопросы: чего мы хотим достичь (качество результата)? Что мы должны для этого делать (качество процесса)? Какие средства нужны для этого (структурное качество)? Словом, качество - это то, что в случае какого-либо действия может быть "лучше" или "хуже".

Таким образом, аспект качества какой-либо вещи или процесса труда можно лучше всего схватить, если задаться вопросом: что является сущностным свойством данной вещи (в нашем случае - образования) или действия (совокупности действий), благодаря которому мы надеемся достичь определенной цели, уровня, ценности? Для определения этого мы спрашиваем, что может быть сделано лучше, что сделано хуже, что соразмерно цели, а что не соответствует ей.

Во-первых, в вузе продолжает действовать устаревший принцип управления, когда администрация решает возникающие проблемы, не пытаясь исправлять процессы, порождающие эти проблемы. Это классический прием управления. Можно потратить весь день, прекрасно справляясь с улаживанием проблем и реагируя на кризис, а утром появятся новые проблемы, которые нужно срочно решать. Улаживание проблем никогда не будет улучшать качество чего-либо, потому что обычно этот процесс имеет дело со следствием, а не с причиной.

Стратегическое управление качеством должно изменить ситуацию, ориентируя коллектив вуза на улучшение динамики движения к заданным целям. Концентрируя внимание на процессах, мы можем улучшать качество своих услуг на протяжении длительного времени. Примерами процессов можно считать: переподготовку преподавателей вуза, чтение лекций, подготовку методических пособий и т.д. Необходимо сравнивать показатели качества этих процессов каждый год.

Во-вторых, в университете очень много занимаются подготовкой информационного хлама: список преподаваемых курсов, количество учебных площадей, объем библиотеки, статистические данные для вычисления рейтинга и так далее. Мы тратим очень мало времени на анализ наших процессов. Какой смысл сравнивать по рейтингу Московский технический университет имени Баумана и Ивановский энергетический университет имени Ленина? Это вузы разных весовых категорий. Более продуктивным было бы сравнение вузов по рейтингу одноименных образовательных программ или по интенсивности улучшения показателей качества для одного и второго вуза.

Большая часть сотрудников университета привыкла работать по старому принципу: "Если не сломалось - не трогай". Тогда как следует взять на вооружении другой принцип: "Стоять неподвижно - значит двигаться назад".

В-третьих, в вузе не распространена культура удовлетворения запросов клиентов (студентов, сотрудников, потребителей кадров и др.). Приемная комиссия поставляет "сырье", не задумываясь о дальнейшей судьбе абитуриентов. Преподаватель математики прочитал лекции и забыл о своих студентах. А возможно, знания некоторых разделов математики не удовлетворяют требованиям следующего учебного курса. Отдел кадров распределяет выпускников по предприятиям без последующего сопровождения и анализа результатов трудоустройства. Вывод очевиден. Все подразделения вуза передают "продукт" своей деятельности вместе с его дефектами, многие из которых обнаруживаются слишком поздно.

Идеология удовлетворения запросов потребителей нашей продукции и наших услуг должна пронизывать все сферы деятельности вуза. Вуз должен создать и непрерывно совершенствовать систему стратегического управления качеством образования. В такой соревновательной обстановке "качество" будет являться отличительной характеристикой хорошо работающих подразделений вуза.

Под управлением качеством выпускника будем понимать постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающие формирование будущего специалиста оптимального качества и полноценное использование его знаний, умений и навыков.

При этом можно выделить три ключевых основания, на которые опирается  качество образования:

  1. цели и содержание образования;

  2. уровень профессиональной компетентности преподавательского персонала и организации их деятельности;

  3. состояние материально-технической и научно-информационной базы процесса обучения.

Тем не менее, хотелось бы отметить, что для руководства многих вузов, в том числе государственных и с высоким рейтингом, часто не является очевидным необходимость развертывание работ в области менеджмента качества, тем более что на первых порах этот шаг сулит только затраты. Нет внешних обстоятельств, которые бы побуждали к созданию СМК. Финансирование не зависит от результатов деятельности вузов, отсутствует прямая ответственность за трудоустройство выпускников, нет обратной связи о карьерном росте выпускников и пр.

В современной системе образования России сложилась странная ситуация. Все сотрудники Минобразования, все образовательные учреждения, все педагоги, большая часть учащихся выступают за качество образования. Но у каждой категории - свое понятие качества. В результате мы имеем, по крайней мере, два отрицательных фактора, сдерживающих приближение нашей системы образования к международным стандартам:

  • в деятельности Минобразования России, региональных систем образования и образовательных учреждений отсутствует единый системообразующий фактор, ориентирующий все элементы системы к достижению главной цели - обеспечению качества образования при минимуме непроизводительных затрат;

  • система управления высшим образованием не мотивирует вузы к внедрению принципов достижения и непрерывного улучшения качества своей работы, а многочисленные контрольные мероприятия Минобразования России не оказывают существенного влияния на политику вузов в этом направлении.

Возникает вопрос: Можно ли сегодня утверждать, что что в вузах измеряется качество образования? Ответим достаточно мягко: "Мы делаем вид, что измеряем качество образования в соответствии с международными стандартами". Попробуем обосновать такое суждение, опираясь на мнение ученых и исследователей этой проблемы [5,6,8,10,11]:

  1. лишь незначительная часть вузов при построении систем качества образования ориентирована на стратегический контекст (миссия, видение, стратегические планы вуза, развертывание планов по подразделениям вуза). Этот контекст качества не принято оценивать в процедурах аттестации и аккредитации;

  2. большая часть вузов придерживается традиционной технологии оценки результатов обучения, при которой учитель сам оценивает результаты своего труда, выставляя студентам оценки без четкого доказательства истинного уровня знаний;

  3. большая часть вузов пытается оценивать знания и не обращает должного внимания на оценку уровня компетентности учащихся (умение творчески мыслить, умение учиться, умение вести диалог и т.п.);

  4. в оценках деятельности вуза слишком примитивно отражается степень удовлетворения запросов клиентов высшей школы. Вузы объективно не показывают даже такие элементарные оценки, как уровень трудоустройства выпускников;

  5. в системе высшего образования не принято измерять уровень антикачества вуза, то есть количество дефектов в образовательной, научной и хозяйственной сферах деятельности. Здесь пока полнейшая пустота. Даже понятие "антикачество" не применяется в университетской среде;

  6. в оценках деятельности вуза слишком ограниченно измеряется качество ресурсов вуза. Меньше всего возражений по процедурам измерения качества кадровых ресурсов (неудовлетворительно измеряется только качество процессов в преподавательской деятельности). Что касается качества технического, методического, программного и информационного обеспечения образовательной деятельности, то здесь самым уязвимым местом является поиск эталона для сравнения и алгоритм сравнения качества ресурсов с этим эталоном;

  7. высшая школа практически не измеряет качества процессов учения и обучения;

  8. в вузах не принято использовать методы социологии для оценки эффективности процессов управления качеством образования, точнее, классические социологические опросы слабо ориентированы на выявление конкретных дефектов управления как в конкретных направлениях обеспечения качества, так и в деятельности администрации, конкретных сотрудников и отдельных подразделений вуза;

  9. в вузах только начинается применение методов психологии при оценке качеств личности студентов и преподавателей.

Вывод очевиден - измеряемые сегодня элементы качества образования не соответствуют международным стандартам и не ориентированы на запросы потребителей продукции и услуг высшей школы.

Под системой менеджмента качества вуза понимается система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству, т.е. совокупность организационной структуры вуза, документации (внутренних положений, порядков документированных процедур, методических указаний, рабочих инструкций), процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Говоря о системе менеджмента качества вуза, необходимо, прежде всего, определить модель, в соответствии с которой она будет строиться. При этом под моделью системы менеджмента качества понимается совокупность принципов, методов, показателей и требований к различным аспектам и процессам деятельности организации, критериев, определяющих уровень совершенства этих процессов и способов их оценки, которые в совокупности определяют все процессы деятельности организации, направленные на достижение требуемых результатов по качеству.

Успех в руководстве и функционировании организации может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Управление организацией включает менеджмент качества наряду с другими аспектами менеджмента.

Для создания системы менеджмента качества можно выбирать различные пути, например, использование для создания СМК логико-структурный анализа (ЛСА) [7], который был разработан Агентством международного развития США в конце 60-х годов и с тех пор активно используется при разработке и реализации проектов, в частности, в программе ЕС ТЕМПУС.

ЛСА состоит из аналитической фазы и фазы планирования. Аналитическая фаза представлена тремя этапами.

  • Этап 1. Анализ заинтересованных сторон (идентификация всех заинтересованных сторон, их ключевых проблем, изучение ограничений и возможностей);

  • Этап 2. Анализ проблем (формулирование проблем, построение причинно-следственных связей и дерева проблем);

  • Этап 3. Анализ целей (построение иерархии целей на основе анализа проблем, построение соотношений "средства достижения - конечный результат", определение стратегии проекта).

Фаза планирования представлена еще пятью этапами.

  • Этап 4. Выведение логики реализации (структуризация проекта, формулирование измеримых целей);

  • Этап 5. Указание допущений и факторов риска (выявление условий, могущих оказать отрицательное влияние на реализацию проекта и не поддающихся контролю со стороны менеджмента проекта);

  • Этап 6. Определение показателей (формулирование показателей и определение методов и средств их измерения);

  • Этап 7. Составление графика мероприятий (установление последовательности, длительности мероприятий и распределение ответственности);

  • Этап 8. Составление плана расходов (разработка бюджета и графика расходов).

В Адыгейском государственном университете в целях разработки концепции, модели и критериев эффективности внутривузовской системы менеджмента качества был проведен анализ отечественного и зарубежного опыта в этой области, включая Россию, страны Европы, США и Австралию. В частности, проведен тщательный анализ показателей аттестационной экспертизы и государственной аккредитации и сравнительное исследование около различных моделей систем менеджмента качества в вузах, включая следующие модели:

  • Модель системы менеджмента качества по международному стандарту ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001);

  • Модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) и ее модификации для высшего образования;

  • Модель премии Правительства РФ в области качества;

  • Модель Центра исследований политики в области высшего образования (CHEPS) университета Твенте (Нидерланды);

  • Бельгийско-нидерландская модель (HBO Expert Group);

  • Модель эталонного тестирования для Австралийских университетов и др.

При этом, согласно мнению многих авторов, можно выделить критерии, в каждом из которых реализуется цикл Э. Демпинга (Plan-Do-Check-Act), т. е. процесс постоянного совершенствования.

Критерий 1. "Лидирующая роль руководства"

Критерий "Лидирующая роль руководства" показывает, как руководство на исследуемом уровне организации проявляет личное лидерство в своем поведении, в вопросах качества и принятии решений. Основными его элементами являются личное участие руководства в определении миссии, видения, политики и стратегии вуза, обеспечение разработки и внедрения системы менеджмента качества и др. В зависимости от уровня, на котором применяется рассматриваемый метод, "руководство" можно рассматривать как ректор и проректоры, руководство факультета или заведующий кафедрой. При этом выделены следующие подкритерии:

1.1. Личное участие руководства вуза в формулировке и развитии миссии, видения, основных ценностей, политики, основных целей и задач в области качества.

1.2. Личное участие руководства в обеспечении разработки, внедрения и постоянного совершенствования системы менеджмента качества вуза (СМК).

1.3. Личное участие руководства вуза в работе с внешними заинтересованными сторонами (потребителями, поставщиками, партнерами, представителями общественности и др.).

1.4. Личное участие руководства вуза в обеспечении обратной связи с персоналом для улучшения деятельности.

Критерий "Политика и стратегия" касается целей и стратегических планов вуза, используемых для реализации этих целей. Политика затрагивает различные аспекты деятельности вуза. Этот критерий характеризует, как вуз реализует свое предназначение посредством четко сформулированной, нацеленной на соблюдение всех заинтересованных сторон стратегии, поддерживаемой соответствующими технической политикой, планами, целями, задачами и производственными процессами. При этом выделены следующие подкритерии:

2.1. Разработка и совершенствование политики и стратегии и степень участия в этих процессах заинтересованных сторон (персонала вуза, потребителей, поставщиков, партнеров, представителей общественности и др.).

2.2. Механизмы сбора и учета разносторонней информации о результативности и эффективности функционирования вуза при формировании его политики и стратегии.

2.3. Механизмы проекции и внедрения политики и стратегии на все уровни управления, структурные подразделения и ключевые процессы вуза.

2.4. Механизмы информирования персонала вуза и студентов о проводимой политике и стратегии.

Критерий "Менеджмент персонала" касается как количественного, так и качественного аспекта управления персоналом вуза. Этот критерий характеризует, как организация управляет персоналом, способствует повышению уровня знаний, квалификации и полному раскрытию потенциала своих сотрудников на индивидуальном, групповом и организационном уровнях, как осуществляет планирование своей деятельности в этих областях в интересах поддержания политики и стратегии, эффективного протекания рабочих процессов. Выделены следующие подкритерии:

3.1. Кадровая политика и принципы планирования, управления и развития персонала и степень их интеграции со стратегическими целями вуза.

3.2. Механизмы определения требований к квалификации, совершенствование и поддержания знаний, квалификации и компетентности персонала.

3.3. Механизмы мотивации, вовлечения и поощрения персонала за деятельность по улучшению качества.

3.4. Обеспечение обратной связи и диалога между персоналом, студентами и руководством вуза.

3.5. Улучшение рабочей среды, обеспечение социальной защиты и повышение благосостояния персонала.

Этот критерий характеризует, как вуз планирует отношения с внешними партнерами и управляет внутренними ресурсами в целях поддержания политики и стратегии, а также обеспечения эффективности своих рабочих процессов. Выделены следующие подкритерии:

4.1. Управление финансово-экономической деятельностью и финансовыми ресурсами вуза.

4.2. Управление инфраструктурой, зданиями, оборудованием, техническими средствами и другими материальными ресурсами.

4.3. Управление технологиями обучения.

4.4. Управление информационными ресурсами, знаниями и интеллектуальной собственностью.

4.5. Взаимодействия с внешними партнерами (МО РФ, предприятиями-работодателями, поставщиками, школами и лицеями, другими вузами).

Этот критерий характеризует, как вуз планирует, проектирует и совершенствует свои рабочие процессы и управляет ими с целью реализации политики и стратегии и наиболее полного удовлетворения потребностей всех заинтересованных сторон.

Относительно удовлетворенности потребителей определим подкритерии:

6.1. Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности потребителей.

6.2. Степень удовлетворенности потребителей различными аспектами работы вуза.

6.3. Косвенные показатели степени удовлетворенности потребителей.

Относительно удовлетворенности персонала:

7.1. Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности персонала вуза.

7.2. Степень удовлетворенности персонала вуза различными аспектами работы в вузе.

7.3. Косвенные показатели степени удовлетворенности персонала вуза.

8.1. Механизмы сбора информации о влиянии вуза на общество.

8.2. Уровень восприятия вуза обществом.

8.3. Механизмы сбора информации о результатах работы вуза.

8.4. Финансовые результаты работы вуза.

8.5. Другие нефинансовые результаты работы вуза.

В заключение необходимо сделать ряд важных замечаний, касающихся общей методологии оценки наличия и эффективности внутривузовской системы менеджмента качества:

1. Факт наличия системы менеджмента качества в вузе может быть зафиксирован нахождением интегральной оценки по всем критериям вне некоторой "нулевой" зоны.

2. Аналогично может быть определена зона "эффективности" системы менеджмента качества вуза.

3. Необходима разработка регламентированной процедуры организации самооценки (оценки) системы менеджмента качества вуза на базе принятой модели.

Необходимо всестороннее и широкое обсуждение разработанной модели и критериев эффективности внутривузовской системы менеджмента качества до их внедрения в процедуры самообследования, аттестации и государственной аккредитации.





Также на сайте:
Cистемный подход к обеспечению лояльности потребителей
Система тестирования и повышения эффективности СМК

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте