Известны пять типов компаний: те, которые влияют на события; те, которые думают, что они влияют на события; те, которые наблюдают за развитием событий; те, которые удивлены развитием событий; и те, кто ничего не замечает. (Неизвестный автор)

Регулирование безопасности продуктов питания в Венгрии в соответствии с подходом и требованиями ЕС



Габор Варкони
Д-р Имола Палло-Кисерди
Д-р Пал Молнар
Венгерский Национальный Комитет ЕОК,
Венгрия

Безопасность и качество продуктов питания является неотъемлемой составляющей существования, благополучия и качества жизни, включенной в непрерывное развитие и уделяющей особое внимание защите природы и окружающей среды, а также региональным демографическим и экономическим условиям. Как недавно отметил Дэвид Берн, специальный Комиссар Европы по вопросам защиты здоровья и потребителей: "БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ и ЗДРАВООХРАНЕНИЕ – это две тесно взаимосвязанные между собой области жизни. Потребители в Европейском Союзе обоснованно ожидают от правительств своих стран, Венгрии и других государств-членов, что они полностью отвечают всем условиям безопасности продуктов питания. Несомненно, что у потребителей есть право ожидать, что, как минимум, продукты питания безопасны. Европейский Союз ставит перед собой цель обеспечить поставки самых безопасных продуктов питания в мире, и он должен разработать системы, с помощью которых он достигнет этой цели."

В связи с постоянным изменением и развитием мирового рынка и технологических условий производства продуктов питания (появление новых продуктов питания, диетических составляющих и добавок, скапливание пестицидов и остатков ветеринарных препаратов, генетически модифицированные технологии и пр.), а также в связи с различными частично не раскрытыми причинами, сейчас однако, можно наблюдать иную тенденцию, одновременно развивающуюся во всем мире: многочисленный рост различных проблем безопасности продуктов питания (аллергия на продукты, чувствительность к продуктам, заболевания пищевого происхождения, интоксикации) и ухудшение последствий. Вслед за последними продуктовыми скандалами, вызвавшими сильную и широкую реакцию прессы (диоксин, грипп авиан, BSE, ящур и другие зоонозы), резко возрастают ожидания и условия безопасности продуктов питания. В настоящий момент, следовательно, нам необходимо внести четкие различия между определениями гигиены питания, безопасности продуктов питания и качества продуктов питания:

Гигиена питания – это меры, требуемые для обеспечения безопасного и здорового происхождения продуктов питания. Согласно цепному подходу эти меры распространяются на основные сферы сельского хозяйства, т.е. производство сырья (выращивание растений, уборку урожая, выведение животных, дойку, убой и первичную обработку скота) и т.д., а также на все следующие операции: подготовку, технологическую обработку, производство, упаковку, хранение (в том числе ответственное складское хранение), транспортирование, извлечение коммерческой выгоды, погрузку-выгрузку и обработку, условия потребления (продолжительность хранения, предохранения от порчи, хранение и приготовление в домашних условиях). Этот подход изложен в Директиве ЕЕС № 93/43.

Безопасность продуктов питания должна быть гарантирована любыми средствами, обеспечивающими, чтобы продукты питания во время их приготовления, обработки и потребления соответствующим установленным способом (Кодекс Алиментариус ФАО/ВОЗ и проект нового Постановления ЕС о Гигиене продуктов питания) не нанесли вред здоровью потребителей. Концепция безопасности продуктов питания была недавно расширена, и в нее также включены вопросы окружающей среды и защиты животных.

Из приведенных выше определений видно, что БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ – это первоочередная цель, в то время, как ГИГИЕНА ПИТАНИЯ включает в себя наиболее важные меры и инструменты ее достижения!

Качество продуктов питания в отличие от гигиены и безопасности продуктов питания - абсолютно рыночная категория, включающая в себя все атрибуты и характерные черты продовольственных продуктов, как товара, делающая их соответствующими для удовлетворения конкретных потребностей человека. В то время, как гигиена продуктов питания и безопасность продуктов питания являются строго объективными (подлежащими измерению и количественному подсчету), четко регулируемыми и выполняемыми категориями, качество продуктов питания – категория достаточно субъективная, зависящая от индивидуальных предпочтений самих потребителей.

Цепной подход. Сегодня потребители уже признают концепцию здорового питания и безопасности продуктов питания, так как они становятся все более и более сознательными, в том числе и с той точки зрения, что безопасность продуктов питания следует трактовать одновременно с позиций нескольких соответствующих законов ЕС о продуктах питания: "Цепь безопасных продуктов питания от фермы до вилки или от хлева до стола, правильно регулируемая и результативно контролируемая, прокладывает путь к построению доверия к поставкам продуктов питания в Европе".

Цепной подход к продуктам питания, гарантирующий прозрачность и прослеживаемость по всей линии производства просто иллюстрируется на приведенном ниже рисунке.

img

12 января 2000 г. Европейской Комиссией был опубликован Белый Доклад 2000 о Безопасности Продуктов Питания (White Paper on Food Safety, 2000), в котором, подтверждая направления развития в предыдущие годы и рассматривая обоснованные заботы потребителя, вводится обязательный цепной подход. К «Белому Докладу» прилагается также амбициозный план действий с целью регулирования мер по безопасности продуктов питания по всей продуктовой цепи. В результате сегодня в Европейском Союзе поставки самых хороших и безопасных продуктов питания во всем мире, которые ассоциируются с высокоэффективной системой управления продуктами питания. Конечно, мы всегда должны помнить, что нельзя никогда полностью добиться нулевого риска, но с развитием науки и технологий мы должны подходить к нему все ближе.

Гармонизация законодательства и современное производственное регулирование в Венгрии. После изменения режима в стране, т.е. с 1990 г., Венгрия сразу стала кандидатом в члены ЕС. Одним из наиболее важных условий принятия в ЕС стала полная гармонизация законодательства, что означало трудный семилетний процесс приведения фактического правового регулирования Венгрии в соответствие с законодательством сообщества в каждой области деятельности. Основополагающей целью гармонизации было обеспечение самого высокого уровня защиты здравоохранения и охраны окружающей среды, а также свободного движения товаров по всему Европейскому Сообществу. Будапешт сыграл выдающуюся роль в области продовольственного регулирования, как части общего процесса гармонизации законодательства под эгидой Министерства сельского хозяйства и регионального развития, Венгерского национального комитета ЕОК и Центрального научно-исследовательского пищевого института. К 2000 г. практически все материалы ЕС по продовольственному регулированию (Директивы, Решения, технические регламенты, рекомендации и т.д.) были адаптированы в Венгрии через включение их в соответствующие положения в Венгерских законах. Общий объем гармонизованных технических регламентов по продовольствию составил не менее 80 тысяч страниц! Однако, следует отметить, что процесс гармонизации не закончится никогда, т.к. бесконечно возникают новые проблемы и появляются новые результаты научных исследований, что требует постоянного улучшения в области регулирования.

Ниже представлена пирамида, демонстрирующая иерархию Венгерского законодательства по продовольствию.

img

Как показано на рисунке, в Венгрии существует обязательное и необязательное законодательство. Технические регламенты ЕС должны прямо применяться в Венгрии, ставшей государством ЕС 1 мая 2004 г. Что касается директив и решений, их принимают косвенно через национальные законы и технические регламенты (они также являются обязательными). В области продовольственного регулирования наиболее важной правовой нормой является Продовольственный Закон (Закон №. LXXXII/2003 о продуктах питания) вместе со связанными с ним Постановлениями, изданными соответствующими Министерствами. В Законе о продовольствии представлен исчерпывающий Европейский подход, а также общие принципы продовольственного регулирования, в то время как в соответствующих постановлениях дано подробное регулирование в конкретной области. В первый том Справочника о Венгерском продовольствии включены технические регламенты, которые следует применять обязательно, например, система ХАССП (HACCP), использование сахарина, упаковочные материалы, соприкасающиеся с продуктами питания, критерии чистоты пищевых добавок, условия хранения и транспортирования продуктов питания, и т.д. Эти обязательные технические условия введены в действие со дня вступления страны в ЕС. Также обязательному применению подлежит установленная практика гигиены (GHP) в производстве и технологической обработке продуктов питания, согласно совместному Декрету № 90/2003 (VII.30.), изданному Министерством сельского хозяйства и регионального развития, а также Министерством по делам здравоохранения, социальной защиты и вопросам семьи (этот Декрет издан на основе Директивы № 93/43 о гигиене продовольственных продуктов).

Остальная часть Венгерского Законодательства по продовольствию (том 2 и том 3 Венгерского справочника о продовольствии, а также стандарты Кодекса Алиментариуса ФАО/ВОЗ, кодекс установившейся практики, профессиональные руководящие указания и стандарты) не являются юридически обязательными, но их «настоятельно рекомендуют» применять, если кто-то хочет, чтобы все требования были удовлетворены, и, как окончательная цель, была достигнута удовлетворенность потребителя.

Новый Венгерский Закон о продовольствии Акт №. LXXXII/2003 о продовольственных товарах вступил в силу со дня принятия Венгрии в Европейский Союз, т.е. с 1 мая 2004 г. Создание этого акта – результат длительной (около 15 лет) работы по гармонизации законодательства. Венгерский Акт о продуктах питания абсолютно соответствует общим принципам и процедурам по техническому регулированию в области продовольствия, заложенным в Белом Докладе и в постановлении No. 178/2002:

  • Существенно важной является охрана здоровья населения и безопасности потребителя на самом высоком уровне;
  • По всем странам Сообщества должно быть гарантировано свободное обращение товаров;
  • Следует способствовать конкурентоспособности Европейской промышленности и расширять возможности экспорта;
  • Техническое регулирование продовольствия должно быть основано на результатах научных работ и анализе рисков;
  • В первую очередь ответственность за производство безопасных продуктов питания несут промышленность, производители сельскохозяйственной продукции и поставщики сырья. По этой причине они обязаны применять анализ рисков, а также систему анализа рисков и критические точки управления (ХАССП), в которой также принимаются во внимание заявления об эффективном официальном управлении;
  • Техническое регулирование в области продовольствия должно иметь всеобъемлющий характер,быть рациональным и, конечно же, ориентированным на потребителя (интегрированный подход). Очень важно обеспечить прозрачность и прослеживаемость, чтобы в экстренных случаях немедленно осуществить менеджмент по изъятию продукции.

В соответствии с вышеизложенными основополагающими принципами и философией, основной задачей Венгерского Акта о продовольствии является охрана здоровья потребителей, а также других интересов (например, предоставление информации), защита ясности и честности рыночной конкуренции, а также содействие свободному движению и международной торговле продуктами питания. Этот Акт распространяется на производство и получение прибыли продуктов питания в пределах республики Венгрия, но не охватывает приготовление продуктов питания в частных жилищах для собственного потребления. Заложенные в Акте о продовольствии общие требования подробно сформулированы в прилагаемых Указах (в заключительных положениях компетентным Министерствам даны полномочия осуществлять регулирование специфических аспектов производства и коммерциализации продовольствия, в том числе, этикетирование продовольствия, официальное управление, розлив питьевых и минеральных вод в бутылки, гигиенические условия производства продуктов питания, сертификация происхождения и конкретных свойств, рекламации по питательному составу, применение технических средств, добавки, в том числе и диетические добавки).

Структура Венгерского Акта о продовольствии:

  • Преамбула
  • Общие положения
  • Условия создания и работы продовольственных предприятий
  • Упаковка и информация для потребителей
  • Официальное управление продовольствием
  • Регулирование продуктов питания
  • Заключительные положения

Управление по безопасности продуктов питания в Венгрии: Постановлением Парламента и Совета Европы (EC) № 178/2002 от 28 января 2002 г., в котором заложены основные требования и принципы продовольственного закона , а также процедуры по вопросам безопасности продуктов питания, создан также Европейский орган по безопасности продуктов питания (EFSA), который «должен предоставлять научные рекомендации и обеспечивать научную и техническую поддержку законодательству сообщества и его политике во всех областях деятельности, имеющих прямое или косвенное влияние на безопасность продуктов питания и кормов. Он должен предоставлять независимую информацию по всем вопросам в рамках этих областей деятельности и обмениваться информацией по рискам. Этот орган должен вносить свой вклад в достижение высокого уровня защиты жизни и здоровья людей, и в этой связи принимать во внимание здоровье и состояние животных, растений в контексте функционирования внутреннего рынка. Помимо этого, EFSA должен собирать и анализировать данные, позволяющие давать характеристику и осуществлять мониторинг рисков, имеющих прямое или косвенное влияние на безопасность продуктов питания и кормов.

Являясь государством членом ЕС, Венгрия также должна была создать национальный орган по безопасности продуктов питания (MEBiH), чтобы решать аналогичные проблемы. Правительственным Постановлением № 66/2003. (V.15.) предусмотрено создание MEBiH, перед которым поставлены следующие задачи: подготовка к принятию решений по вопросам, касающимся безопасности продуктов питания, предоставление научных и технических консультаций и советов, предоставление мнений научных кругов по вопросам безопасности продуктов питания и кормов, здоровья и состояния животных, а также растений. MEBiH должен вести базу данных для предоставления информации всем заинтересованным сторонам и общественности (распространение информации о рисках). И, наконец, эта организация отвечает за сотрудничество с соответствующими органами и платформами, поддерживающими и развивающими прямые отношения с ними. MEBiH является центральной организацией, финансируется из государственного бюджета, и надзор за его деятельностью осуществляет Министерство сельского хозяйства и регионального развития (FVM) в сотрудничестве с Министерством здравоохранения, социального обеспечения и вопросов семьи (ESZCSM). Исполнительный директор назначается министром сельского хозяйства и регионального развития. Помимо вышеуказанных двух министерств на заседаниях Совета по менеджменту присутствуют представители Министерства экономики и транспорта (GKM) с правом консультации.

Обычно совместно с MEBiH работают следующие комиссии научных экспертов:

  • Пищевые добавки, специи и приправы, вспомогательные вещества для обработки и материалы, соприкасающиеся с продуктами питания;
  • Пищевые добавки, продукты и вещества, используемые для кормов животных;
  • Продукция для защиты растений и ее остатки;
  • Диетические продукты питания, пищевая ценность и аллергия;
  • Биологические риски;
  • Генетические модифицированные организмы (GMOs);
  • Заражение в продовольственной цепи;
  • Здоровье и благополучие животных;
  • Система ХАССП и гигиена продуктов питания;

  • Питьевая вода.

    Конечно, в случае необходимости могут и в дальнейшем быть созданы группы научных экспертов для обсуждения важных возникающих вопросов.

    img





    Также на сайте:
    Бизнес-процессы для топ-менеджеров
    Консалтинг в области качества (TQM в век информации)

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте