Всякая монополия и всякая погоня за наживой - зло. (Г. Форд)

О Деминге

Краткая биография 

 

  Эдвард Деминг - всемирно известный ученый, автор многочисленных работ в области управления качеством, в том числе знаменитой книги "Выход из кризиса", глава независимой консультативной фирмы, основанной в 1946 г.

  Получив высшее образование в университете штата Вайоминг, Э.Деминг в 28 лет стал доктором физико-математических наук, окончив аспирантуру в Йельском университете. Впоследствии он прослушал курс лекций по теории математической статистики в Лондонском университете, который читал известный ученый Р.Фишер.

  В 30-е годы, работая в научно-исследовательской лаборатории министерства сельского хозяйства США, Э.Деминг стал активным разработчиком методов статистического контроля качества. Развивая подход, предложенный известным американским статистиком У.Шухартом для регулирования процессов производства, Деминг распространил применение этих методов на сферу обслуживания, деятельность административных органов. Работу в государственных учреждениях Э.Деминг совмещал с активной педагогической деятельностью, возглавляя кафедру математической статистики в Институте при министерстве сельского хозяйства США с 1933 по 1953 гг., читая лекции в других высших учебных заведениях.

  При непосредственном содействии доктора Э.Деминга в годы второй мировой войны министерство образования США организовало во многих университетах США 8-дневные курсы интенсивного обучения методам статистического контроля сотрудников компаний-подрядчиков министерства обороны США.

  Доктор Э.Деминг является одним из основателей Американского Общества по Контролю Качества, созданного в 1946 г., ему присуждена одна из самых престижных наград, учрежденных этим Обществом - медаль им. У.Шухарта.

  Доктора Э.Деминга заслуженно считают одним из создателей Японского "чуда", основоположником процесса возрождения японской экономики в послевоенные годы, с его именем связано явление, которое другой известный американский ученый, также немало способствовавший этому процессу, доктор Дж.Джуран назвал "революцией в качестве".

  Посетив впервые Японию в 1946 г. по заданию научно-экономического отдела министерства обороны США, Э.Деминг при содействии Японского Союза Ученых и Инженеров - ЯСУИ (основан в 1946 г. группой из 7 человек). Японской Ассоциации Высших Управляющих фирм выступил с циклом лекций по методам статистического контроля качества сначала перед группой специалистов, а затем перед аудиторией из 45 человек -высших руководителей японских компаний. Их заслуга состоит в том, что необходимость изучения и внедрения методов статистического контроля была моментально осознана. В Японии был организован процесс массированного обучения управляющих всех уровней, научно-технического персонала, рядовых рабочих и служащих компаний этим методам, что явилось исходным моментом "революции в качестве". С тех пор Э.Деминга регулярно приглашали для чтения лекций и консультаций, а широкое внедрение методов статистического контроля в практику деятельности фирм принесло плоды в виде существенного повышения качества продукции, эффективности производства, что и обусловило лидерство Японии в области конкурентоспособности на мировых рынках.

  В знак признания заслуг Э.Деминг в 1951 г. в Японии была учреждена весьма престижная награда его имени, присуждаемая с тех пор ежегодно компаниям за выдающиеся успехи в деле повышения качества и отдельным лицам за существенный вклад в теорию и практику управления качеством. Награда выдается в виде диплома и серебряной медали с профилем доктора Э.Деминга. Торжественная церемония вручения награды транслируется по национальному телевидению. .

  Доктор Э.Деминг является консультантом крупнейших компаний в США и Японии, среди которых корпорации "Дженерал Моторс", "Форд", "Нашуа" и другие, добившиеся существенных результатов в повышении качества продукции и эффективности производства.

  Доктор Э.Деминг является обладателем многочисленных почетных званий, ему присуждена национальная медаль США в области технологии, его имя высечено в "Зале славы" за достижения в области науки и техники. В. 1960 г. доктор Э.Деминг награжден орденом Благодатного Сокровища 2-й степени. Это один из высших орденов Японии, вручаемый от имени императора.

  Он является почетным профессором Нью-Йоркского университета, где читает лекции на протяжении 30 лет, ежегодно проводит более двадцати 4-дневных семинаров на темы: "Качество, Эффективность и Конкурентоспособность", "Методы управления, нацеленные на повышение качества и эффективности".

  Доктор Э.Деминг является автором своего варианта теории управления качеством, в которой статистические методы - лишь инструмент, а главное - философия нравственности, основанная на уважении к работнику как к личности, вовлеченность в процесс решения текущих проблем всех сотрудников компании, создание психологической атмосферы, искореняющей страх и создающей почву для раскрытия творческого потенциала человека.

Предисловие к русскому изданию книги "Пространство доктора Деминга"

 

  Россия переживает сложный драматический период в своей истории. В обстановке острых экономических, социальных и политических противоречий огромное количество людей одновременно ищут новую колею, пути выживания для себя, своих детей, своих близких. В этой ситуации необычайно высокой оказывается роль лидеров, руководителей, принявших на себя ответственность за судьбы страны, за судьбы больших и малых организаций.

  Для руководителей всех уровней одним из наиболее важных вопросов является поиск и выбор эффективных методов управления как экономикой в целом, так и отдельными организациями. В какой мере свободный рынок и конкуренция могут выполнять роль регулятора в Российских условиях? Как сформулировать эффективную стратегию организации? Как оптимизировать ее структуру? В чем заключаются главные резервы повышения уровня эффективности организации? Как привести их в действие? Как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы организации, в том числе ее самый главный ресурс -людей? В чем, в конце концов, состоит роль руководителя? Кто он: босс - хозяин, лидер команды, партнер, "отец, благодетель"? Эти и целый ряд других ключевых вопросов каждодневно встают перед каждым руководителем, при этом для многих из них в драматическом Гамлетовском контексте "Быть или не быть?" Естественно, что в процессе этих поисков руководители обращаются к накопленному мировому опыту.

  Разумно было бы ожидать, что предметом изучения и подражания в первую очередь станут страны, имеющие недавний опыт успешного выхода из кризиса. Казалось, было бы только естественно, если бы самому пристальному изучению в нашей стране подвергся феномен послевоенного расцвета японской экономики, объективные истоки ее возрождения. Однако, как мы все хорошо понимаем, сейчас в качестве исходной, при формировании облика Российской экономики, принята "Западная" модель, которую лишь слегка пытаются задрапировать в Российский национальный наряд. Опыт же и уроки Японии, других новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии осознаны и используются в явно недостаточной степени.

  Очевидно, что помимо культурно-исторических традиций и геополитической конъюнктуры, плохую шутку с нами сыграл распространенный предрассудок, что основные истоки этих успехов коренятся в особенностях восточной психологии и, соответственно, возможных только в этих методах управления, специфических условиях.

  Как показывает данная книга, ирония ситуации заключается в том, что на самом Западе традиционная "Западная" модель развития экономики, столь старательно копируемая нами, подвергается сейчас резкой и обоснованной критике. Именно следование этой, сконцентрированной на финансовой стороне бизнеса, модели объясняют неспособность Запада разрешить целый ряд противоречий своего развития и, прежде всего, главное, ключевое - с максимальной эффективностью использовать человеческие и материальные ресурсы в конкурентной борьбе на мировом рынке. Те "капитаны" американского и европейского бизнеса, которые успели избавиться от комплекса "национальной специфики", и сумели разглядеть за причудливостью восточных форм - неумолимую логику принципов новой экономики, давно убедились, что нет никаких препятствий, кроме собственной ограниченности, для их успешного освоения.

  Еще большая ирония, для ревнителей национальной исключительности, идет ли речь о США, Западной Европе или России, заключается в том обстоятельстве, что в основе японской модели управления лежат базирующиеся на достижениях естественных наук принципы производительности, разработанные и апробированные в Соединенных Штатах. Японские специалисты, стоявшие у истоков распространения этих методов, сумели облечь их в формы, органично совместимые с культурой и характером своей страны, что, безусловно, в сильной степени способствовало успеху их массового распространения. Но их ядро, суть, безусловно, совершенно не имеют никакой национальной окраски, они - это просто отражение некоторых фундаментальных, универсальных свойств, законов мира и сути человеческой природы.

  Люди никогда не знают истинных законов природы и пользуются замещающими их суррогатами - теориями. Самый эффективный путь познания законов природы, доступный человечеству, - находить пределы применимости существующих теорий. У России, очевидно, как ни у одной другой страны мира, накоплен исторический опыт попыток противодействия, бунта духа против кажущейся неизбежности бесстрастной логики жизни - закона исторического развития. Природа никому не дает скидок за благородство намерений - за каждую такую попытку была заплачена полная цена. Очевидно, что каждая страна может в свой срок выступить в роли исследователя, проверяющего универсальность, общность предпосылок общепринятой теории и апробировать новую. Тот, кто не рискует - не знает истинного успеха. Но для успеха не менее важно, сознавая ограниченность любой теории, уметь применять те из них, эффективность которых уже проверена другими. "Все теории неверны - но некоторые полезны!" Весь секрет знать, какие именно.

  Более сорока пяти лет назад руководители японской промышленности рискнули, массово использовав новейшую, широко до тех пор не апробированную управленческую теорию, - систему методов экономически эффективного обеспечения наивысшего качества. Они обнаружили ее безусловную полезность! Их риск помог им достичь настоящего успеха - далеко опередить другие страны и совершить прорыв в будущее. Они проложили путь, но теперь и все другие могут воспользоваться полезной теорией -использовать свой шанс. Есть такой шанс и у России. Но им надо суметь воспользоваться. Очевидно, что ни одна страна не сможет использовать этот шанс, копируя лежащие на поверхности методы и приемы успешной, но чужой практики. Очевидна необходимость поиска форм реализации совместимых с конкретной средой и конкретными обстоятельствами подходов. Но в основе этих поисков должно лежать отчетливое понимание научных закономерностей, положенных в основу нового поколения теории управления. Цель данной книги - по возможности помочь россиянам разобраться в этих закономерностях, увидеть скрытую от поверхностного взгляда логику обеспечения наивысшей производительности и качества и, возможно, сделать первый шаг в их практическом применении.

                   А.Н. Тихонов

 

Предисловие к изданию "Вирусная теория менеджмента"

 

  История полна примеров несбывшихся прогнозов и пророчеств. Куда более редкими являются примеры свершившихся предсказаний. Еще более редки пророки - указавшие путь и методы успешного продвижения в будущее.

  Доктор Уильям Эдварде Деминг вошел в историю как человек не только предсказавший грандиозный успех будущего Японской экономики, но и научивший японцев, как достичь этого будущего.

  Россия стоит перед необходимостью глубоких преобразований. Нет недостатка в предсказаниях великого будущего страны. Нет недостатка в примерах и образцах для подражания. Однако есть понимание и того, что нельзя скопировать ни сами образцы, ни сами пути к процветанию.

  Значение учения Деминга, как для России с ее уникальным прошлым и настоящим, так и для других стран со своими неповторимыми особенностями, заключается в том, что он не дает готовых рецептов, взятых из успешного, но чужого опыта, а предлагает основу теории успешного управления, базирующейся на системе фундаментальных научных принципов.

  Большая часть концепций и методов, составляющих эту теорию (я дающих, как правило, наиболее быстрый и наглядный результат при их практической апробации), сосредоточивается на методах достижения высочайшего качества и производительности при производстве товаров и услуг.

  Однако учение Деминга не сводится лишь к техническим прикладным аспектам управления. Характерной его чертой является понимание важности учета социального и человеческого фактора для выживания как отдельных предприятий, так и значительно более крупных социально-экономических организмов. В концепциях Деминга о всеобъемлющей важности потребителя, роли факторов сотрудничества, командной работы, радости внутренне мотивированного труда и уничтожения страхов практически заложена основа философии менеджмента, дающая ответ на такой мучительный для современной России вопрос о совместимости рыночной экономики с ее исконными духовными ценностями.


Подготовлено по материалам Russian Deming Association





Также на сайте:
Cтруктурная диаграмма системы 20 ключей
Эволюция организационных структур

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте