Постоянно совершенствуйте систему производства и обслуживания. (Уильям Эдвардс Деминг)

Опыт применения современных специализированных программных средств на предприятиях Ярославской области

Процесс всеобщей компьютеризации, уже коснувшийся многих сторон нашей жизни и триумфально ворвавшийся в конструкторскую (САПР), технологическую (АСУТП) и производственную (АСУП) сферы промышленного производства, пока обходит своим вниманием столь изменчивую и подверженную влиянию различных методологий область, как системы управления предприятием.

Известно, что признанной платформой построения таких систем управления является семейство стандартов ИСО, ставших, пожалуй, самыми распространенными в мире, но несколько пробуксовывающих в нашей стране.

В чем же причина нашего отставания? Почему среди сотен тысяч отечественных предприятий только порядка нескольких тысяч имеют сертифицированные системы качества?

Их несколько, и они, в основной своей массе, уже учтены, как при разработке новой версии стандартов - благодаря работе российских представителей в комитетах ИСО, так и при коррекции методик внедрения, применяемых отечественными консультантами и менеджерами по качеству.

В данной статье хотелось бы акцентировать внимание на одной из этих причин, весьма важной хотя бы потому, что до сих пор не существует явных, массово применяемых и результативных путей ее разрешения.

Формулировка этой проблемы звучит так: трудоемкость процедур поддержания системы.

Действительно, излишняя формализованность предыдущей версии стандартов уже оказала медвежью услугу отечественным компаниям. Результатом внедрения стандартов 1994 года часто являлось создание совершенных систем управления документацией СК, а не систем управления качеством.

Но самым главным препятствием стало отсутствие инструмента, решающего задачу управления самой системой.

В самом деле, автоматизация СК, поддержание которой во многом действительно является рутинной работой, требующих значительных трудозатрат чрезвычайно важна сама по себе.

Более того, это первый и необходимый шаг к автоматизации всех процессов, идентифицированных на предприятии.

Таким образом, соответствующий программный продукт, должен иметь возможности последующего масштабирования и являться платформой для построения дополнительной функциональности, необходимой для реализации процессного подхода в целом.

Но как автоматизировать процессы управления, какие задачи должны решаться при применении специализированного программного обеспечения?

Безусловно, ответы на такой вопрос могли появиться только в результате последовательной и кропотливой работы с высококвалифицированными специалистами крупного промышленного предприятия, знающими особенности системы качества изнутри и знакомыми с проблемами, возникающими в процессе ее поддержания и улучшения.

Вообще, отечественные промышленные предприятия являются сложнейшим полигоном для испытания новейших разработок в области автоматизации систем управления, а успешное внедрение является, моментом истины для компании разработчика.

Нам было важно понять, что мы хотим от такой корпоративной информационной системы (КИС), для решения каких целей собираемся ее применять и как правильно выбрать программный продукт?

Существующих вариантов немного.

Во-первых, это собственные разработки, чаще всего успешно применяемые для решения конкретных и несложных задач уровня АРМов.

Второй путь, возможно более рискованный, но более многообещающий заключается в использовании программы, разработанной специалистами, знакомыми со стандартами ИСО и имеющими практический опыт по ее адаптации, внедрению и поддержанию.

Сегодняшний рынок программного обеспечения, применяемого для решения спектра задач бизнес-управления предприятием, ограничен, с одной стороны, офисными приложениями и прикладными программами, с другой - громоздкими заморскими системами, такими как системы ERP класса - Enterprise Resource Planning - BAAN, SyteLine, SAP и близкие к ним.

Внедрение больших систем предполагает перестройку структуры предприятия под заложенные в программу алгоритмы управления. Очень часто, особенно в отечественных условиях, такая система является, по сути дела, чрезвычайно дорогостоящим придатком в комплексе задач и проблем, стоящих перед предприятием, питающем иллюзии по поводу возможности решения этих проблем с помощью одной только установки большой системы.

Альтернативой использованию первых двух вариантов является применение программных продуктов, занимающих нишу посередине и способных на достижение целей автоматизации систем управления и представляющих основу для сбора данных, используемых для анализа системы качества.

Совпадение взглядов на пути решения проблемы, равно как и желание вывести аспекты поддержания системы управления на качественно иной уровень, стали залогом сотрудничества между Ярославским ОАО "Русские краски" - одним из крупнейших производителей лакокрасочной продукции и Санкт-Петербургским научно-производственным предприятием "СпецТек". В качестве специализированного программного продукта был выбран комплекс программных средств TRIM, разработанный специалистами НПП "СпецТек".

Причиной такого выбора, помимо наличия опыта успешного внедрения комплекса TRIM на промышленных предприятиях, явилось в том числе и то, что комплекс позволяет автоматизировать многие другие процессы СМК. В их число входят процессы управления персоналом, организация, прослеживание и регулирование элементов жизненного цикла продукции, не связанных с ее производством - логистическая поддержка продукции, бюджетирование. Решение этих задач реализовано в рамках отдельных модулей, способных, в том числе, поддерживать развитые информационные системы в глобальной сети INTERNET.

Начатые ровно год назад работы уже дали ощутимые результаты, которые в свою очередь, привели к тиражируемости решения и заключению новых контрактов в регионе.

Основой для работы явились согласованные Техническое задание и Спецификации на внедрение, в которых были сформулированы шесть конкретных задач автоматизации:

  • измерение и мониторинг процессов;
  • управление документацией - электронный документооборот;
  • планирование, регистрация и управление результатами внутреннего аудита;
  • регистрация несоответствий и претензий, а так же соответствующих корректирующих и предупреждающих действий;
  • организация поддержания инфраструктуры и производственной среды;
  • статистическая обработка полученных данных и их представление в текстовом и графическом виде.

Очевидно, что спектр этих задач полностью востребован и системами экологического менеджмента на основе МС ИСО 14001, который еще больше внимания уделяет вопросам планирования, анализа и оценки достигнутых результатов в природоохранной деятельности.

Задача 1: Измерение и мониторинг процессов.

Измерение и мониторинг процессов осуществляется на основании отслеживания изменения критериев оценки конкретного процесса, установленных документацией СМК. Введение нового значения критерия выполняется уполномоченным оператором - руководителем процесса при отчете по работе "Измерение процесса". Эта работа автоматически запланирована в системе, а история изменения величины критерия представляется в виде графических аналитических отчетов, доступных для анализа руководства.

Задача 2: Управление документацией - электронный документооборот.

Встроенная система документооборота, позволяющая работать как с документами и данными внутри предприятия, так и получать информацию по электронным сетям извне, содержит полный комплект документации СМК и позволяет реализовывать все аспекты управления документацией, требуемые стандартами ИСО. Помимо этого, поддерживается версионность документов, а программа позволяет отслеживать все действия конкретного пользователя с конкретным документом: открытие, редактирование, смена владельца, распечатка и т.д.

Задача 3: Планирование, регистрация и управление результатами внутреннего аудита.

Отработанный механизм регистрации и управления данными внутреннего аудита позволяет практически полностью отдать эти действия на откуп системе. Задачей аудитора, безусловно, останется проведение самой проверки и разовое введение соответствующих данных. Система же сама предложит шаблоны отчетов, будет информировать о невыполнении работ у в установленные сроки, соблюдать необходимую конфиденциальность и предоставлять аналитические данные по проверкам.

Задача 4: Регистрация несоответствий и претензий, а так же соответствующих корректирующих и предупреждающих действий.

Решение этой задачи во многом связано с предыдущей, но, тем не менее, особенности управления выявленными несоответствиями заставили разработчика функционально выделить возможности решения этой задачи. Журнал протоколов о несоответствиях представляет собой оконную форму, специально приспособленную для регистрации данных о несоответствиях, своего рода консоль для их ввода.

Задача 5: Организация поддержания инфраструктуры и производственной среды.

Эффективное решение задачи технического менеджмента может быть особенно востребовано в тех компаниях, процессы производства в которых заключаются в эксплуатации оборудования, техническом обслуживании и ремонте; когда есть экономическая целесообразность автоматизации: на предприятии большая номенклатура оборудования, жестко регламентируется выполнение сложного план-графика обслуживания, когда для обслуживания и снабжения используются большое количество субподрядчиков.

Распределенная система технического обслуживания "TRIM-M" позволяет организовать все виды технического обслуживания - по отказу, по регламенту (календарный и по наработке), по состоянию.

Задача 6: Статистическая обработка полученных данных и их представление в текстовом и графическом виде.

Отчетность и аналитика в комплексе программных средств "TRIM" представлена встроенным генератором отчетов - мощным инструментом, предназначенным для получения регламентированных форм и распечаток, таких как протокол несоответствия, матрица ответственности по процессу и т.д. Он предназначен для получения оперативных отчетов, отражающих текущее состояние: например, количество несоответствий по процессу "Управление персоналом" за последний квартал прошлого года или состояние документации. Пользователи, которым необходима эта информация, получают ее сразу, минуя этап запроса бумажных данных, подготовки и доставки.

Сейчас существует 90 стандартных отчетов, специально для ОАО "Русские краски" было сделано еще восемь отчетов.

Конкретные результаты внедрения системы.

Технические и организационные параметры:

  • распределенная система, количество рабочих мест - 45;
  • количество пользователей - 72 чел. (руководители подразделений, аудиторы, уполномоченные по качеству, высшее руководство);
  • количество запланированных работ в системе - 370 за полгода;
  • количество введенных документов - 1036.

Создание и ведение базы данных (БД).

  • определено и выстроено иерархическое дерево компонент, необходимых для работы;
  • определены и введены в БД выделенные на предприятии бизнес - процессы с соответствующими реквизитами;
  • определены и введены в БД соответствующие критерии для оценки процессов;
  • введены в БД все необходимые документы СК;
  • проработаны и введены в БД диаграммы бизнес-процессов, выполненные в соответствии со стандартом IDEF0;
  • введена организационная структура предприятия;
  • Определен и введен в БД перечень работ, обеспечивающий функционирование СК в следующих направлениях:
    - внутренний аудит;
    - внешний аудит;
    - управление документацией СК;
    - анализ СК со стороны руководства.

Создание аналитических отчетов.

  • журнал корректирующим действиям;
  • журнал предупреждающим действиям;
  • график изменения критериев оценки процессов (Мониторинг процесса);
  • распределение ответственности исполнителей;
  • результаты анализа работы аудиторов;
  • данные об аудиторах;
  • распределение несоответствий по процессам;
  • план внутреннего аудита.

При проведении сертификации Системы Менеджмента Качества ОАО "Русские краски" на соответствие требованиям МС ИСО 9000:2000 эксперты-аудиторы органа по сертификации "Русский регистр" отметили положительные результаты функционирования на предприятии автоматизированной системы менеджмента качества (АСМК) на базе программного комплекса TRIM и рекомендовали расширять сферы использования существующей АСМК и круг решаемых задач. Аудиторы "Русского регистра" выразили свою заинтересованность в распространении опыта внедрения АСМК на базе программного комплекса TRIM на других предприятиях и заверили руководство предприятия в своей поддержке работ в данном направлении.

Важнейшим фактором достижения положительного результата совместной работы является корректная и адаптированная методика внедрения. На основе опыта внедрения АСМК "TRIM" на ОАО "Русские краски" сформировались следующие этапы этого процесса:

  1. Первое знакомство с клиентом, переговоры с топ - менеджером. Должен быть выделен сотрудник, для которого создание и поддержание АСМК будет основной работой.
  2. Вводный курс пользователя "Архитектура и Основные функции комплекса TRIM" для специалистов среднего уровня.
  3. Обследование предприятия, описание бизнес - процессов "как - есть" по методологиям IDEF0 и DFD. Выработка оптимизированной системы управления "как должно быть".
  4. По результатам первых трех этапов разработка спецификаций на базу данных, документацию, аналитические отчеты, внедрение, модернизацию информационной инфраструктуры. Утверждение и подписание спецификаций.
  5. Создание базы данных, документации, отчетов.
  6. Организация постоянно действующего центра обучения на базе тренажера. Обучение пользователей своим функциям в системе;
  7. Внедрение комплекса TRIM, сдача в опытную эксплуатацию;
  8. Анализ опытной эксплуатации, корректировка базы данных, инструкций пользователя. Сдача в промышленную эксплуатацию;
  9. Сервисное обслуживание.

Успешное внедрение, на наш взгляд - это когда пользователи переходят на АСМК "TRIM", а не существуют параллельно со старой системой.

Внедрение должно вестись поэтапно, начиная с основных процессов. По мере работы будут выясняться несоответствия списка компонент, структуры работ. Модель развития системы в компании - это спираль:

  1. В начале каждого этапа ставятся конкретные цели: к определенному сроку ввести определенную информацию, получить на ее основе конкретный отчет, использовать данные в бизнес - процессе для других рабочих мест.
  2. Дорабатываются инструкции для рабочих мест, разрабатывается отчет.
  3. После достижения непротиворечивого ввода и работы в течение оговоренного времени анализируется достижение целей, ставятся новые цели.

Главное, на каждом витке спирали выбрать такие цели, чтобы они были быстро достижимы - не больше 2-4 недель. Пользователи должны постоянно видеть быструю отдачу от системы.

В заключение, мы хотели бы отметить, что реальные перемены к лучшему, связанные с использовании специализированного ПО, как и любого другого, возможны только тогда, когда их действительно кто-то ждет. Только в тесном взаимодействии разработчика и клиента, руководствуясь принципом максимальной вовлеченности сотрудников, через год - полтора такая система может быть успешно внедрена, и стать залогом непрерывного улучшения СМК.

Обзор подготовлен по материалам https://www.trim.ru/





Также на сайте:
ПРИМЕНЕНИЕ CALS-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОПИСАНИЯ СИСТЕМКАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ С УЧЕТОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ TQM
Наш стандарт

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте