Недопустимы на рабочем месте и в деловых отношениях такие пороки, как сквернословие, непристойное поведение в отношении лиц другого пола, рукоприкладство, пьянство, фамильярность. (Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании )
Писарев
В.В., к.х.н., МВА
Заместитель генерального директора ФГУП
"Государственный Научный Центр по Антибиотикам",
www.GMP.ru
Успех предприятия на рынке во многом зависит от превосходного качества его продуктов или услуг по сравнению с конкурентами. Кроме того, качество производственных процессов приобретает всё большее значение, а постоянно повышающаяся производительность даёт определённые преимущества в производственных затратах в отличие от конкурентов.
Таким образом, качество перестало быть лишь фактором имиджа, а однозначно превратилось в вопрос выживания на рынке.
В связи с переходом от рынков сбыта к рынкам потребления, покупатели сегодняшнего дня в своих желаниях руководствуются различными аспектами качества.
Сегодня, как никогда ранее, предприятия ощущают давление, оказываемое со стороны клиентов относительно соблюдения и выполнения:
При этом нельзя недооценивать факторы риска в глобальной торговле. К ним относятся:
Стратегические факторы "качество -
расходы - время" можно регулировать лишь тогда, когда на
всех уровнях предприятия жива идея качества и ощущается стремление к
улучшениям. Преуспевающие предприятия выбирают "качество" своей стратегией
и внедряют в производство систему управления качеством (менеджмент
качества).
В качестве ремарки, необходимо отметить, что внедрение
стандартов ИСО серии 9000 на предприятии является добровольным решением
руководства и направлено, прежде всего, на повышение конкурентоспособности
предприятия. В отличие от этого, внедрение стандарта GMP в медицинской и
фармацевтической промышленности является обязательным.
Принципы TQM (Total Quality
Management)
В последнее время в отечественной прессе
появился ряд публикаций, представляющих TQM как панацею от всех бед
российских предприятий. При этом из поля зрения выпадает тот факт, что TQM
- это способ ведения бизнеса, а не одна программа, и ее внедрение требует
большой длительной работы при участии всех сотрудников организации.
Сертификация системы качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000 свидетельствует лишь о соответствии минимальным требованиям, на основании которых потребитель оценивает возможность заключения с организацией партнерских отношений, и не более. Практика показывает, что для успешной деятельности одной сертификации системы качества недостаточно, необходимо разрабатывать и развивать эту систему, основываясь на методах и принципах TQM, чтобы достичь долгосрочного успеха. В разработку системы управления в соответствии с принципами TQM вовлекается большинство сотрудников организации, а полное воплощение этой системы должно производиться с применением современных технологий (организационных, управленческих, информационных и др.). Этот процесс требует перестройки всей деятельности организации, согласованной работы всех структурных подразделений, а также длительного периода времени.
Да, собственно, никто сегодня не оспаривает необходимость освоения принципов ТQМ. Никто сегодня не дает руководителям предприятий указаний относительно того, что производить, в каком количестве и как. Никто, кроме рынка. И если на предприятие возвращается заказчик, а не продукция, это означает, что такое предприятие функционирует в согласии с рынком, т.е. работает качественно. Сегодня это понимает любой руководитель.
И вот, наконец, произошло то, чего мы давно ждали: закончена разработка стандартов ИСО серии 9000 версии 2001 года. Почему специалисты в области управления качеством, в основном, с энтузиазмом встречают появление новой редакции стандартов ИСО серии 9000 версии 2001года?
Ответ однозначен: в них, с одной стороны, в значительной степени реализована философия ТQМ, но в тоже время концепции ТQМ в них представлены в виде требований. Это именно то, что нужно производителю - тому производителю, который озабочен повышением своей конкурентоспособности путем непрерывного совершенствования системы менеджмента качества, оптимизацией производственных затрат и повышением доходности. Можно даже говорить, что ИСО, разработав новую версию стандартов, выполнила заказ предприятий, которые в результате получили стандартизованные требования ТQМ.
Тем, кто считает, что подходы ТQM стандартизовать невозможно, можно ответить следующим образом.
Во-первых, определенная формализация подходов ТQМ уже сделана, что нашло свое отражение в моделях делового совершенства, которые широко применяются как критерии при присуждении международных и национальных премий в области качества.
Во-вторых, стандарты ИСО 9000 версии 2001 года дают значительную свободу решений и действий внедряющим эти стандарты предприятиям, дают огромный простор для творчества. Можно не сомневаться, что даже у двух родственных предприятий одной отрасли подходы к определению, пониманию, классификации и интеграции запросов и ожиданий заказчиков, к формированию целей в области качества, к обеспечению непрерывного улучшения, к измерению удовлетворенности заказчика различны, индивидуальны.
В-третьих, если ТQМ в своей эволюции окончательно выйдет за рамки менеджмента качества и станет основой для создания интегрированной системы менеджмента предприятия, стандарты ИСО 9000 тоже могут получить свое развитие. Ведь они, как и все стандарты ИСО, подлежат периодическому пересмотру с целью их актуализации. Уже появились сообщения о планах ИСО в 2005 году выпустить единый стандарт, который заменит ИСО 9000 и ИСО 14000.
Итак, выход в свет новых стандартов ИСО серии 9000, базирующихся на принципах, во многом сходных с принципами ТQМ, будет способствовать практической реализации идеологии ТQМ на российских предприятиях. Это, в свою очередь, повысит их конкурентоспособность. Конкурентоспособность производителей создаст новые рабочие места - как на собственных предприятиях, так и у поставщиков. Чем более массовым будет процесс внедрения стандартов ИСО 9000 версии 2001 года, тем больший это принесет эффект - на отдельном предприятии, в регионе, в стране. Практика показывает, что квалифицированное использование методологии TQM обеспечивает:
1. Увеличение степени удовлетворенности клиентов продуктами и услугами. В условиях TQM обязательным является удовлетворение всех клиентов, а также дополнительные усилия по предупреждению их ожиданий.
2. Улучшение имиджа и репутации фирмы.
3. Повышение производительности труда. Оно наступает автоматически, как только работники становятся партнерами по внедрению TQM.
4. Увеличение прибыли.
5. Повышение качества и конкурентоспособности продукции и услуг.
6. Обеспечение экономической устойчивости предприятия, а также рационального использования всех видов ресурсов.
7. Повышение качества управленческих решений.
8. Внедрение новейших достижений в технике и
технологиях.
Подготовлено по материалам Чистые помещения и технологические среды
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"