Недопустимы на рабочем месте и в деловых отношениях такие пороки, как сквернословие, непристойное поведение в отношении лиц другого пола, рукоприкладство, пьянство, фамильярность. (Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании )

Hовые подходы к управлению качеством

Писарев В.В., к.х.н., МВА
Заместитель генерального директора ФГУП "Государственный Научный Центр по Антибиотикам",
www.GMP.ru


Успех предприятия на рынке во многом зависит от превосходного качества его продуктов или услуг по сравнению с конкурентами. Кроме того, качество производственных процессов приобретает всё большее значение, а постоянно повышающаяся производительность даёт определённые преимущества в производственных затратах в отличие от конкурентов.

Таким образом, качество перестало быть лишь фактором имиджа, а однозначно превратилось в вопрос выживания на рынке.

В связи с переходом от рынков сбыта к рынкам потребления, покупатели сегодняшнего дня в своих желаниях руководствуются различными аспектами качества.

Сегодня, как никогда ранее, предприятия ощущают давление, оказываемое со стороны клиентов относительно соблюдения и выполнения:

  • ожиданий клиентов;
  • условий конкурентной борьбы;
  • промышленных стандартов;
  • государственных предписаний.

При этом нельзя недооценивать факторы риска в глобальной торговле. К ним относятся:

  • неоплата поставленного товара;
  • претензии по причине плохого качества продукта;
  • претензии по причине несвоевременной поставки;
  • претензии из-за повреждений во время транспортировки;
  • порча особо чувствительных продуктов;
  • несоответствие продукта предъявляемым требованиям;
  • невыполнение требований правовых и технических нормативов и предписаний.

Стратегические факторы "качество - расходы - время" можно регулировать лишь тогда, когда на всех уровнях предприятия жива идея качества и ощущается стремление к улучшениям. Преуспевающие предприятия выбирают "качество" своей стратегией и внедряют в производство систему управления качеством (менеджмент качества).
В качестве ремарки, необходимо отметить, что внедрение стандартов ИСО серии 9000 на предприятии является добровольным решением руководства и направлено, прежде всего, на повышение конкурентоспособности предприятия. В отличие от этого, внедрение стандарта GMP в медицинской и фармацевтической промышленности является обязательным.

Принципы TQM (Total Quality Management)

В последнее время в отечественной прессе появился ряд публикаций, представляющих TQM как панацею от всех бед российских предприятий. При этом из поля зрения выпадает тот факт, что TQM - это способ ведения бизнеса, а не одна программа, и ее внедрение требует большой длительной работы при участии всех сотрудников организации.

Сертификация системы качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000 свидетельствует лишь о соответствии минимальным требованиям, на основании которых потребитель оценивает возможность заключения с организацией партнерских отношений, и не более. Практика показывает, что для успешной деятельности одной сертификации системы качества недостаточно, необходимо разрабатывать и развивать эту систему, основываясь на методах и принципах TQM, чтобы достичь долгосрочного успеха. В разработку системы управления в соответствии с принципами TQM вовлекается большинство сотрудников организации, а полное воплощение этой системы должно производиться с применением современных технологий (организационных, управленческих, информационных и др.). Этот процесс требует перестройки всей деятельности организации, согласованной работы всех структурных подразделений, а также длительного периода времени.

Да, собственно, никто сегодня не оспаривает необходимость освоения принципов ТQМ. Никто сегодня не дает руководителям предприятий указаний относительно того, что производить, в каком количестве и как. Никто, кроме рынка. И если на предприятие возвращается заказчик, а не продукция, это означает, что такое предприятие функционирует в согласии с рынком, т.е. работает качественно. Сегодня это понимает любой руководитель.

И вот, наконец, произошло то, чего мы давно ждали: закончена разработка стандартов ИСО серии 9000 версии 2001 года. Почему специалисты в области управления качеством, в основном, с энтузиазмом встречают появление новой редакции стандартов ИСО серии 9000 версии 2001года?

Ответ однозначен: в них, с одной стороны, в значительной степени реализована философия ТQМ, но в тоже время концепции ТQМ в них представлены в виде требований. Это именно то, что нужно производителю - тому производителю, который озабочен повышением своей конкурентоспособности путем непрерывного совершенствования системы менеджмента качества, оптимизацией производственных затрат и повышением доходности. Можно даже говорить, что ИСО, разработав новую версию стандартов, выполнила заказ предприятий, которые в результате получили стандартизованные требования ТQМ.

Тем, кто считает, что подходы ТQM стандартизовать невозможно, можно ответить следующим образом.

Во-первых, определенная формализация подходов ТQМ уже сделана, что нашло свое отражение в моделях делового совершенства, которые широко применяются как критерии при присуждении международных и национальных премий в области качества.

Во-вторых, стандарты ИСО 9000 версии 2001 года дают значительную свободу решений и действий внедряющим эти стандарты предприятиям, дают огромный простор для творчества. Можно не сомневаться, что даже у двух родственных предприятий одной отрасли подходы к определению, пониманию, классификации и интеграции запросов и ожиданий заказчиков, к формированию целей в области качества, к обеспечению непрерывного улучшения, к измерению удовлетворенности заказчика различны, индивидуальны.

В-третьих, если ТQМ в своей эволюции окончательно выйдет за рамки менеджмента качества и станет основой для создания интегрированной системы менеджмента предприятия, стандарты ИСО 9000 тоже могут получить свое развитие. Ведь они, как и все стандарты ИСО, подлежат периодическому пересмотру с целью их актуализации. Уже появились сообщения о планах ИСО в 2005 году выпустить единый стандарт, который заменит ИСО 9000 и ИСО 14000.

Итак, выход в свет новых стандартов ИСО серии 9000, базирующихся на принципах, во многом сходных с принципами ТQМ, будет способствовать практической реализации идеологии ТQМ на российских предприятиях. Это, в свою очередь, повысит их конкурентоспособность. Конкурентоспособность производителей создаст новые рабочие места - как на собственных предприятиях, так и у поставщиков. Чем более массовым будет процесс внедрения стандартов ИСО 9000 версии 2001 года, тем больший это принесет эффект - на отдельном предприятии, в регионе, в стране. Практика показывает, что квалифицированное использование методологии TQM обеспечивает:

1. Увеличение степени удовлетворенности клиентов продуктами и услугами. В условиях TQM обязательным является удовлетворение всех клиентов, а также дополнительные усилия по предупреждению их ожиданий.

2. Улучшение имиджа и репутации фирмы.

3. Повышение производительности труда. Оно наступает автоматически, как только работники становятся партнерами по внедрению TQM.

4. Увеличение прибыли.

5. Повышение качества и конкурентоспособности продукции и услуг.

6. Обеспечение экономической устойчивости предприятия, а также рационального использования всех видов ресурсов.

7. Повышение качества управленческих решений.

8. Внедрение новейших достижений в технике и технологиях.

Подготовлено по материалам Чистые помещения и технологические среды





Также на сайте:
Оценка эффективности функционирования элемента
Oрганизационно-методические подходы к созданию интегрированных систем менеджмента

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте