То, что важно для качества - это не методы, а знания. Методы и оборудование могут быть внедрены, знание и понимание - нет.

Система качества по ИСО серии 9000. Взаимовыгодные отношения с поставщиком.

   "Не из каждой тростинки можно сделать свирель"
   / Т. Фуллер /
   "Что дёшево обходится, мало ценится"
   / М. Сервантес /


   Рыночная экономика преподнесла нашим снабженцам сюрприз - необходимость выбирать поставщиков сырья, материалов, запасных частей и т.д. Раньше надо было доставать, пробивать, ставить магарыч, преподносить презенты, а теперь оценивать и выбирать. Выбрал - получи презент. Но во что обходится предприятию выбор поставщика с презентом? Например, завезли некачественное сырьё - простои вагонов, рассортировка сырья, тяжба с поставщиками. Всё это влечёт задержку пуска сырья в производство и, как следствие, угрозу срыва сроков поставки продукции потребителям. Срыв сроков поставки - это штрафные санкции. Решили запустить не качественное сырьё в производство - это удлинение технологического цикла, увеличенные расходные коэффициенты, повышенная отбраковка. А учитывая, что контроль продукции носит выборочный характер, - повышенный риск отгрузки дефектной продукции. И снова расходы, расходы, расходы. Сначала на командировку к потребителю, потом на снижение сортности или переадресовку груза другому заказчику, на производство и догрузку продукции для восполнения забракованной части, и опять штрафы.

   В странах, где предприятия уже давно работают в рыночных условиях, заменили поставщика с презентом на поставщика с оценкой. Выбрал с оценкой 12 баллов по школьной системе и никаких забот. - Сырье придет во время и по качеству в полном соответствии с требованиями технологии. Но для того, чтобы оценить каждого поставщика, необходимо разработать метод оценки, как в школе, - нет ошибок, получай наивысший балл, не тянешь ни по одному предмету - исключаешься из списка поставщиков. Если середнячёк - работай с ним, чтобы подтянуть до более высокого уровня. Он потом тебе будет благодарен.

   Так вот, разработка и применение такой системы оценок, мягко говоря, не воспринимается работниками отделов снабжения. А стандарт говорит о том, что в условиях рыночной экономики это надо делать обязательно. Иначе прогоришь. Кстати говоря, не редки случаи, когда зарубежные бизнесмены прежде чем вступить в деловые отношения с партнёром в Украине, спрашивают: "А кто Ваши поставщики?" И на этот вопрос надо не просто назвать поставщика, а дать его оценку. И это понятно. Ведь поставщик влияет на качество и сроки поставки заказаной продукции.

   На рынке много поставщиков. Среди них старые партнёры, новые изготовители, посредники, ООО, частные предприниматели. Первое, что надо сделать - дифференцировать поставщиков по группам - традиционные поставщики, новые поставщики - изготовители, посредники. Давних партнеров необходимо оценить как минимум по трем параметрам - качество, соблюдение сроков поставки, цена. Данные о качестве есть в службе входного контроля, а остальное есть у снабженцев. Далее проанализировать данные и выставить оценки. С кем были проблемы - информировать их, возможно, разработать программу совместных действий. Иными словами, понудить их к улучшению качества работы. Тех, у кого всё в порядке, информировать об этом, уменьшить или полностью исключить входной контроль и за счет сокращения расходов, частично поднять цену, т.е стимулировать поставщика.

   Новых изготовителей - поставщиков необходимо изучить более основательно. Выехать на место, ознакомиться с технологией, с системой качества, работой ОТК. Собрать отзывы других заказчиков. Не грех поинтересоваться формой собственности, экономическим состоянием. Если ООО, то каков уставной фонд? Если он намного меньше стоимости закупаемых материалов, то ни в коем случае не производить предоплату в сумме, превышающей уставной фонд. Ведь ответственность ООО несет в пределах только уставного фонда. Можно увеличить объем входного контроля и т.д. Одним словом, предусмотреть в методике оценки всё, что максимально уменьшает риск своего предприятия.

   Но если Вы выбрали поставщика, то это не означает, что работа с ним ограничивается оценкой. Рынок всегда полон неожиданностей. Для Вашей продукции может сложиться неблагоприятная коньюктура цен . Чтобы сбыть продукцию, необходимо снизить цену, но не себе же во вред. Надо смотреть, где же резерв снижения затрат. Он может быть в стоимости закупаемой продукции. Так что, обращаться к тому, кто продает дёшево, но плохого качества? Это вызовет новые проблемы, о которых говорили раньше. Нет, надо работать с хорошим поставщиком. Совместно искать пути оптимизации затрат, ресурсов и, следовательно, цен поставщика. Необходима совместная работа с поставщиком по поиску возможных решений, выгодных для обеих сторон. Требуется взаимное понимание проблем и поиска выхода из них на основе ясного и открытого диалога, объединения знаний и ресурсов для разработки совместных действий по улучшению и выходу из ценового тупика.

   Основной принцип работы с поставщиками, сформулированной в стандартах ISO серии 9000 говорит о том, что работа с ними должна строится на партнерских взаимовыгодных отношениях. Предприятие и его поставщик должны жить как муж и жена - в полном согласии и мире.

Разработано и опубликовано в ТЮФ Норд Украина





Также на сайте:
Система качества по ИСО серии 9000. Что значит ориентация на потребителя?
Изменение корпоративной культуры: доверить консультантам или возможно провести самим

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте