Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, - размышление; второй, самый легкий, - подражание; третий, самый горький, - опыт. (Конфуций)

Снова о гемба

В предыдущей статье я писал о гемба и объяснил золотые правила менеджмента гемба. Гемба означает реальное место в производственном помещении, где выпускается продукция. Первое золотое правило гласит: идите в гемба.

Менеджеры должны постоянно оставаться в контакте с тем, что происходит в гемба, и лучший способ выполнить это – идти в гемба. Однако, большинство менеджеров предпочитает оставаться за своими столами, принимая решения на основании докладов, поступающих из гемба. Эти доклады ложатся на их столы через несколько часов, а иногда и через несколько дней после появления проблем, и ко времени принятия решений менеджерами время уже бывает упущено. С другой стороны, если бы менеджеры отправились в гемба в момент появления проблем, решение могло бы быть принято немедленно. Представим случай возникновения отказа какой-то машины. Если бы менеджер отправился к ней немедленно и взглянул на происшедшее, большинство условий, которые привели к отказу, еще были бы видны, такие как условия работы, использованная машина и произошедший отказ. Менеджер мог бы спросить оператора, каким образом произошел отказ и видел ли оператор что-нибудь ненормальное. Есть шансы, что вы могли бы установить коренные причины проблемы на месте.

Это приводит нас ко второму золотому правилу управления гемба, «проверь гембутсу» (“gembutsu"). Гембутсу изображается китайским иероглифом следующим образом: i i. Это означает реально существующие вещи или значимые предметы, либо нечто, что можно потрогать или почувствовать.

Если отказ имеет материальную форму, такую как изделие, не отвечающее спецификациям, это гембутсу. Если машина сломалась, эта машина - гембутсу. Если дефектная продукция поставлена клиенту, то это – гембутсу и сам клиент тоже гембутсу.

Если вы отправить в гемба немедленно после появления проблемы, вы сможете увидеть условия такими, как они есть. Вам не надо никакого доклада или каких-либо данных, потому что то, что вы увидели, есть РЕАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ. Гемба – это место, где возникла проблема, а гембутсу – это РЕАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ в гемба. Когда вы видите гембутсу в гемба, вы можете быть ближе всего к проблеме.

Например, машина остановилась в гемба, и, если вы немедленно отправитесь в гемба и посмотрите на гембутсу (машину) и увидите, что машина остановилась из-за избыточной вибрации, которая прекратилась из-за ослабления болтов и гаек (также гембутсу), товы сможете решить проблему путем затяжки болтов и гаек.

В первые дни, когда цветные телевизоры были впервые выведены на рынок, некий европейский производитель телевизоров заказал в одной японской компании 100 комплектов специальных электрических трубок для установки в его цветных телевизорах. Когда этот европейский производитель проинформировал японского поставщика, что четыре трубки неисправны, они были удивлены, услышав, что поставщик направит двух инженеров для расследования этой проблемы, поскольку они ожидали получить самолетом 4 новых трубки, что было бы достаточно. Направление двух инженеров в Европу должно было стоить японской компании намного больше, чем направить самолетом 4 новых трубки.

Когда инженеры приехали, они сказали, что эти неработающие трубки были для них самым важным гембутсу, они задавали подробные вопросы, чтобы узнать, как и где произошел отказ, была ли природа отказа химической, электрической или механической. Они сказали, что это новая продукция со многими возможностями для цветных телевизоров и поэтому такая информация будет иметь решающее значение для конструирования новой продукции. Они упаковали их так, как будто бы это были очень хрупкие и ценные вещи, и увезли их домой.

Таки образом, гембутсу, с которым вы сталкиваетесь в гемба, всегда несет в себе ценную информацию. С другой стороны, отправляясь в гемба, я часто вижу, как отказавшие детали выбрасываются в мусор как нечто ненужное и нежелательное, а люди, кажется, не понимают, как много ценной информации они могут получить, если потрудиться внимательно взглянуть на гембутсу.

В Кайзен гемба часто начинается с осмотра деталей, выброшенных в мусорные корзины. Качество часто рассматривается как дело персонала, отвечающего за качество, и когда возникают проблемы качества, приходят люди, занимающиеся вопросами качества, чтобы решить проблему. В гемба, тем не менее, рабочие и руководители имеют более важную задачу по обеспечению качества. Если бы они следовали принципу гемба-гембутсу, они увидели бы, что большинство проблем, связанных с качеством, могли быть решены.

Утренний рынок (Асахи - Asaichi)

Утренний рынок (асахи) является деятельностью, к которой частот прибегают японские компании как часть их ежедневной активности с целью сокращения отказов в гемба силами руководителей и операторов на линии.

Названия «утренний рынок» происходит от рынков, куда крестьяне приносят свою ежедневную продукцию для продажи. Японское слово асахи также означает “первое дело утром». Утренний рынок гемба показывает отказы первым делом утром дня, следующего за днем, когда они произошли, таким образом, контрмеры могут быть приняты на месте как можно быстрее на основе принципов гемба-гембутсу.

Все участники встают. Утренний рынок четко отличается от других типов действий по решению проблем качества с участием персонала. Суть заключается в том, что руководители операторы должны играть ведущую роль с намерением никогда не оставлять одну и ту же проблему на завтра.

Никто в гемба не воспроизводит отказы вне желания так поступить. Тем не менее, они продолжают случаться. Причин много, включая следующее:

1) Неожиданная поломка оборудования.

2) Вынужденное ухудшение состояния ниже установленных допустимых пределов.

3) Несоблюдение стандартов.

4) Несоответствие спецификациям со стороны материалов и компонентов.

5) Несоблюдение 5S.

6) Ошибки по небрежности и рассеянности.

Если руководство не установит коренные причины этих проблем одна за другой, гемба вскоре наполнится кипой отказов.

Утренний рынок в гемба состоит из следующих шагов:

1) Оператор помечает все отказы в определенном технологическом процессе, помещает их в красную коробку и перечисляет отказы в своем утреннем докладе по рынку качества.

2) Следующим утром ответственные руководители выносят как доклады, так и гембутсу на угол утреннего рынка и демонстрируют отказы на столе.

3) Руководитель совместно с оператором изучает отказы и обсуждает контрмеры.

4) Отказы классифицируются на три категории (тип A, B и C), а контрмеры принимаются как можно раньше.

Важно, чтобы как руководитель, так и работники сами соприкасались с гембутсу (в данном случае это отказы). Они должны их видеть, чувствовать из запах, попробовать их на вкус (если необходимо) и обсудить, как они появились на конкретном рабочем месте (гемба), а также какое оборудование (также гембутсу) было использовано. В типе A причины ясны и контрмеры могут быть приняты немедленно (такие причины, как оператор не следовал стандартам). К типу B относятся отказы, причины которых известны, но контрмеры по ним не могут быть приняты. К типу C относятся отказы по неизвестной причине.

После разрешения проблем типа A необходимо принять контрмеры для предупреждения повторения таких проблем. Что касается проблем типа B и C, руководитель должен доложить о них менеджеру отдела, который позднее соберет совещание для выработки решений, а результаты будут представлены менеджеру предприятия.

Когда какая-то компания проводит свой первый утренний рынок, участники могут обнаружить, что отказов слишком много, чтобы разместить их все на одном столе. Однако, если утренний рынок будет продолжаться в течение трех месяцев, отказы, так же как и время на проведение утренних совещаний значительно сократятся. В то же самое время производительность и прибыльность предприятия также улучшатся.

Менеджер предприятия должен ежедневно посещать утренние рынки на различных рабочих местах предприятия для того, чтобы быть в курсе всех проблем, возникающих на каждом месте.





Также на сайте:
Золотые правила менеджмента гемба
Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте