Акцент на краткосрочные прибыли разрушает постоянство цели и перспективный рост. (Уильям Эдвардс Деминг)

Революция качества и принцип 80/20

R.Koch

 

1951: правило Юрана «о немногом, действительно важном, и экономический подъем в Японии»

Первопроходцем практического применения Принципа 80/20 был родившийся в 1904 году в Румынии американский инженер Иосиф Мозес Юран, великий гуру качества; этот человек стоял у истоков революции качества 1950-1990 годов. Юран сделал принцип Парето (или, как он иногда его называл, «принцип немногого, имеющего решающее значение») синонимом изыскания путей повышения качества продукции.

В 1924 году Юран поступил в качестве инженера по организации производства на работу в компанию «Вестерн электрик», производственное подразделение корпорации «Белл телефон систем». Впоследствии он стал одним из первых в мире консультантов по качеству.

Ему пришла в голову великолепная идея использовать Принцип 80/20, наряду с другими статистическими методами, для того чтобы искоренить выпуск бракованной продукции, повысить надежность и полезность промышленных и потребительских товаров. В книге «Руководство по контролю за качеством», первое издание которой вышло в 1951 году, Юран щедро превозносил достоинства Принципа 80/20:

Экономист Парето обнаружил, что материальные ценности имеют неоднородное распределение [такое же наблюдал Юран в отношении бракованной продукции]. Мы можем обратиться к ряду других областей - распределению преступлений среди преступников, распределению аварий по технологическим процессам, имеющим повышенную опасность, и т.д. Принцип неравномерного распределения Парето применим к распределению материальных ценностей и распределению потерь качества.

Крупные японские промышленники не заинтересовались теориями Юрана. В 1953 году его пригласили с лекциями в Японию, и здесь он нашел аудиторию, готовую воспринимать новые идеи. Юран остался в Японии и начал работать с несколькими японскими корпорациями, занимаясь вопросами повышения качества потребительских товаров, их ценности для покупателя. И лишь после 1970 года, когда японская угроза американской промышленности стала совершенно очевидной, Запад стал воспринимать Юрана всерьез, и тот вернулся в США, для того чтобы сделать для американской промышленности ; то, что он сделал для японской. Фундаментом этой глобальной революции качества был Принцип 80/20.

Первая волна распространения Принципа 80/20: революция качества

Революция качества, происходившая в 1950-1990-х годах, преобразила потребительскую ценность и качество как потребительских товаров известных марок, так и другой промышленной продукции. Движение за качество имело своей целью достижение неизменно высокого качества за счет наименьших затрат - посредством применения статистических и поведенческих технологий. В идеале, который сейчас почти достигнут в производстве многих изделий, уровень брака продукции должен быть равным нулю. Нет никаких сомнений в том, что движение за качество с 1950 года стало самым значительным генератором высоких жизненных стандартов по всему миру.

У движения за качество интригующая история. Два его великих пророка, Йозеф Юран (родился в 1904 году) и В. Эдварде Деминг (родился в 1900 году), были американцами (хотя Юран родился в Румынии). Первый был специалистом по электротехнике, второй - по статистике. Они разрабатывали свои методики независимо друг от друга в период после второй мировой войны, но оба так и не смогли заинтересовать ни одну крупную американскую корпорацию своим устремлением к экстраординарному качеству. В 1951 году Юран опубликовал свою библию движения за качество - книгу «Руководство по контролю за качеством», которая была встречена очень прохладно. По-настоящему проблемы качества заинтересовали только японцев, и в начале 1950-х годов как Юран, так и Деминг переехали в Японию. Их работа превратила японскую экономику, знаменитую в то время производством дешевых имитаций европейских и американских товаров, в эталон высокого качества и продуктивности.

И лишь когда японские товары, например мотоциклы и фотокопировальная техника, начали завоевывать американский рынок, большинство американских и европейских корпораций стали всерьез воспринимать движение за качество. Начиная с 1970 и особенно после 1980 года Юран, Деминг и их ученики занялись трансформацией западных стандартов качества, что привело к значительному повышению уровня и стабильности качества, снижению брака и сильному падению производственных затрат.

Принцип 80/20 был одним из ключевых принципов движения за качество. Йозеф Юран называл его «принципом Парето» или «правилом немного действительно важного» и проповедовал его с большим энтузиазмом. В первом издании «Справочника по контролю за качеством» Юран высказал мнение, что «потери» (то есть произведенная продукция, которую забраковали из-за низкого качества) возникают не из-за многих причин:

Наоборот, потери всегда, распределяются таким неблагоприятным образом, что небольшой процент качественных характеристик всегда дает большой процент брака.

В примечании Юран прокомментировал это так:

Экономист Парето обнаружил, что материальные ценности имеют неоднородное распределение. Мы можем обратиться к ряду других областей - распределению преступлений среди преступников, распределению аварий по технологическим процессам, имеющим повышенную опасность, и т, д. Принцип неравномерного распределения Парето применим к распределению материальных ценностей и распределению потерь качества.

Юран стал применять Принцип 80/20 в выборочном статистическом контроле качества. Идея была такой - определить проблемы, вызывающие ухудшение качества, и выделить среди них наиболее важные - те 20% дефектов, которые вызывают 80% проблем с качеством. И Юран, и Деминг, поощряя диагностику немногих дефектов, являющихся причинами большинства проблем, часто пользовались выражением «80/20».

Как только «немногие действительно важные» причины несоответствия продукции стандартам качества выявлены, все усилия должны быть направлены на устранение именно этих причин, без попыток решать одновременно весь спектр проблем, связанных с качеством.

В своем развитии движение за качество сместило акцент с «контроля» качества на осознание всеми производителями того, что качество должно закладываться в продукцию уже на стадии разработки. По мере превращения контроля за качеством во всеохватывающую систему управления качеством на всех этапах производственного цикла, а также по мере внедрения все усложняющегося компьютерного контроля, роль методик, основанных на Принципе 80/20, все более возрастала, поэтому сегодня практически все специалисты по контролю за качеством хорошо знакомы с Принципом 80/20. Последние работы многих авторов помогут мне показать, где и как Принцип 80/20 используется сегодня.

В недавней статье, появившейся в «Нешнл продактивити ревью», Рональд Дж. Рикардо спрашивает:

С какими недостатками вашей продукции не могут смириться наиболее важные для вас клиенты? Как и в отношении других проблем, стоящих перед контролем за качеством, здесь справедлив закон Парето: если вы исправите 20% критически, важных с точки зрения клиента проблем качества продукции, вы реабилитируете 80% ваших поступлений с продаж.

Другой автор пишет по поводу производственного цикла корпорации:

О каждой стадии вашего бизнес-цикла вы должны знать, увеличивает ли она ценность конечного продукта и необходима ли она для поддержки других стадий цикла. Если ни то, ни другое - это убытки. Откажитесь от этой стадии. Перефразируем правило 80/20: вы можете избавиться от 80% убытков, потратив на это лишь 20% тех средств, которые вы затратили бы, чтобы избавиться от 100% потерь. Пользуйтесь этой быстрой выгодой прямо сейчас.

«Форд электронике» использовала Принцип 80/20 в своей программе повышения качества, которая была удостоена премии Шинго:

В непрерывном синхронном производственном цикле стали использовать правило 80/20 (80% ценности содержится в 20% объема), постоянно проводился анализ рентабельности. Трудоемкий и избыточный цикл был заменен «анализом времени производственного цикла» по каждой группе наименований продукции, что позволило сократить время, затрачиваемое на цикл производства продукта на 95%.

Новое программное обеспечение утилизирует Принцип 80/20 с целью улучшения качества:

С помощью АВС DataAnalyzer данные вводятся в электронную таблицу, где вы выбираете нужный показатель и затем можете увидеть его представленным в виде диаграмм шести типов: гистограмм, контрольных карт, схем прогона, диаграмм разброса, круговых диаграмм и диаграмм Парето.

Диаграммы Парето основываются на правиле 80/20, и с их помощью можно наглядно увидеть, например, что из 1000 нареканий, поступающих от клиентуры, примерно 800 можно исправить, устранив всего 20% вызывающих их причин.

Принцип 80/20 все чаще используется в разработке и усовершенствовании продукции. Например, обзор использования Пентагоном тотального контроля качества показывает, что:

Решения, принятые на ранних стадиях разработки, помогают избавиться от большинства последующих эксплуатационных затрат. Это описывается правилом 80/20 - 80% затрат за срок службы оборудования обычно проистекают из примерно 20% времени разработки.

О влиянии революции качества на удовлетворение запросов покупателя и ценность выпускаемой продукции, а также на конкурентоспособность отдельных фирм и вообще на весь мир вспоминают редко, но оно воистину громадно. Принцип 80/20, без всяких сомнений, был одним из «немногих действительно важных» составляющих революции качества. Однако скрытое влияние Принципа 80/20 не закончилось революцией качества. Он также играл ключевую роль во второй волне революции, которая вместе с первой сформировала сегодняшнее мировое потребительское сообщество.





Также на сайте:
Развитие методологии создания системы менеджмента качества вуза
Шаг 5. Развитие системы

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте