Если Вы недовольны тем местом, которое занимаете - смените его! Вы же не дерево! (Джим Рон)

Нужна ли вашей компании сертификация по качеству? Нужен ли вам сертификат?


В последнее время проблема внедрения системы менеджмента качества стоит перед многими компаниями в самых разных отраслях. Сами стандарты могут быть разными: ISO, SW-CMM, ITIL и пр.

Но первый вопрос, который стоит перед руководством компании таков: "А нужно ли нам вообще сертифицировать свою систему качества?"

Внедрять или не внедрять систему качества - такой вопрос в большинстве компаний уже не стоит. И это правильно.

Когда компания дорастает до определенного уровня, система качества (не обязательно сертифицированная по какому-либо стандарту) становится просто жизненной необходимостью. Формальное описание правил работы, отделение знаний и технологий от сотрудников, формализованные требования по качеству выполняемых работ - вот те плюсы, которые получает компания.

Минусов тоже можно получить немало, особенно если мы будем стараться строго следовать букве какого-либо стандарта или требованиям сертифицирующего органа. Основные минусы - это необходимость ведения кучи ненужной, как считает компания, документации; повышение издержек на поддержание системы качества, затраты на оплату внешних консультантов... Я уже не говорю про чисто психологические аспекты проблемы, когда возникает сопротивление сотрудников при столкновении с необходимостью делать больше работы за ту же оплату.

Проблемы, в основном, возникают из-за того, что часто стандарт является как бы вещью в себе. Даже если эффективность внедрения определенных положений стандарта вызывает большие сомнения (или, по крайней мере, не дает такого же экономического эффекта как другие его части), но мы страстно желаем получить тот самый сертификат, то деваться нам вроде как некуда... И тогда внедрение происходит в приказном порядке и компании приходится "ломать" себя в соответствии с требованиями внешних аудиторов.

Теоретически, этого не должно происходить. Все рекомендации о внедрении того или иного стандарта предполагают какой-то уровень гибкости. Но на практике это получается именно так, и это оправдано тем, что сама система стандартизации предполагает некую гарантию того, что все компании, получившие такой сертификат работают неким стандартным образом.

Если компания просто желает поднять эффективность своей работы, и получение сертификата не даст в ближайшей перспективе сильного прироста продаж, то руководству компании стоит задуматься о том в какой форме следует производить внедрение. Возможно, наиболее хорошим решением будет просто изучить литературу по системам управления качеством, внимательно прочитать тексты стандартов и взять оттуда ряд интересных идей. И на этом остановиться. До тех пор, пока новые проблемы не проявят себя. И необходимость внедрения каких-либо отдельных элементов будет решать руководство самой компании, а не "дядя" со стороны, который более обеспокоен сохранением чистоты стандарта, а не его экономическим эффектом.

Насколько все-таки необходимо получение сертификата качества? Можно ли эффективно конкурировать и без него?

Все зависит от поведения вашей компании на рынке. Если вы работаете в индустрии или территориальном, где вы никому пока не известны, рекомендации у вас отсутствуют и требования к участию в тендерах включают в себя обязательное наличие какого-либо сертификата, то получить его вам все-таки нужно. В таком случае, сертификация и поддержка системы качества становятся необходимыми затратами, которые по идее предполагается покрыть за счет роста продаж.

Но если взглянуть внимательно на рынок, мы увидим удивительную вещь - ряд успешных компаний не только не собирается сертифицировать свою систему качества, но и предлагают другим подстраиваться под себя! Что же это за компании? Это компании-лидеры в своей отрасли, компании, которые нашли свою дорогу к росту не за счет участия в тендерах в условиях конкуренции, а за счет своего оригинального подхода к работе. Есть ли желающие потребовать сертификат ISO 9001:2000 или SW-CMM Level 5, скажем у компании Microsoft? Заметьте, отсутствие этого сертификата и даже наличие больших проблем в коде продуктов компании никого в принципе не останавливает от покупки их продуктов. Также вряд ли мы будем требовать наличие такого сертификата у популярной компании по дизайну, компании известной производством какого-либо оригинального продукта. Скорее, к таким компаниям заказчики будут обращаться САМИ, и отсутствие каких-либо документов их не остановит.

Это и неудивительно - ведь те компании, которые УЖЕ известны, давно сделали свою домашнюю работу. Им не надо уже ничего доказывать, не надо стараться выделиться хоть чем-то среди длинного однотипного ряда других, практически неразличимых друг от друга исполнителей. И конкуренции в этом случае практически нет!

Так что, выбор остается за вами. Или вы действуете как один из длинного ряда себе подобных, которые могут выделиться или только за счет принятия затрат на получение сертификата или установления тесных неформальных отношений с теми, кто ответственен за принятие решения по выбору компании-подрядчика. Или вы идёте другим путем. Своим, оригинальным путём. Вы делаете себе имя, становитесь настолько яркой звездой, что вопроса выбора просто не будет - вы будете УНИКАЛЬНЫ.

Какой быть вашей компании - решать вам.

К вопросу о необходимости сертификации системы менеджмента качества компании следует подходить очень осторожно. Если вы примете неверное решение, потеря денег будет для вас очень ощутима. Возможно, это будет потеря денег на внедрение системы качества, которая не будет давать экономического эффекта, но будет требовать постоянных затрат. А возможно, и вся работа вашей компании окажется под угрозой, так как сопротивление сотрудников будет слишком сильно.

Для одних компаний получение сертификата - это насущная необходимость. Для других наличие или отсутствие оного никак не влияет на экономические показатели. Но в любом случае, ознакомиться с предложениями, описанными в стандартах, несомненно стоит.

c В. Рябикин, 2004





Также на сайте:
Новая методология аудита, добавляющего ценность
Ссылки

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте