Парадигма "плоской" организации, сформированной самомотивирующимися людьми в атмосфере командной работы, всеобщей вовлечённости и самоконтроля, не имеет несколько важнейших компонентов - централизованного принятия решений, контроля трудовой дисциплины. С трудом представляется, что в организации все люди настолько верят в миссию компании, разделяют её ценности, принимают за свои цели, установленные владельцами фирмы, и являются настолько профессиональными работниками, что способны сами регулировать свою деятельность. Даже при наличии идеальных людей - роботов по сути - "плоская" система срабатывает только в том случае, если производство (создание ценности) отработано до мельчайших деталей, внешняя среда (контекст) абсолютно статична и не требуется принимать каких-либо серьёзных решений. Из-за банальных проблем с коммуникацией и вследствие разных целей у разных людей, собравшихся с целью только заработать денег, любое изменение во внешней среде может спровоцировать гибель этой нежизнеспособной конструкции. Глобальные изменения, которые требуется ввести во всей организации, в подобной структуре проводить будет некому и оно не будет полноценно внедрено. Цели и задачи в "плоской" системе должны быть безупречно сформулированы, что сделать практически невозможно. В качестве примера можно привести законы, которые при всей сложности формулировок, привлечении профессионалов, всё же требуют впоследствии отдельных толкований, но юристы способны даже в этом случае извратить первоначальный смысл закона, формально не изменяя формулировки этого закона. Для вовлечения сотрудников, приобщения к общим целям и идеалам требуется активная пропаганда, но и в этом случае часть несогласных дисидентов будет присутствовать и выступать против этой идеи. Люди (внутренний поставщик) в последовательной цепи передела могут просто чего-то не сделать ("...забить, уволиться, надоело...") по русской традиции и оперативные задачи останутся невыполненными. Надо будет моментально увольнять сотрудников, не выполнивших задачу, и на их место ставить других людей, способных сразу вникнуть в суть деятельности без получения новых навыков (люди-роботы взаимозаменяемые). Компании, которые не относятся к мелким или ИП, не могут длительно существовать в рамках "плоской" организационной системы, ибо теряют гибкость вследствие потери способности рождать качественные решения, причём иерархия позднее всё равно появится, но стихийная и неуправляемая, либо анархия.
Командно-административная система (патернализм) тоже не соответствует времени. Общество в развитых странах сейчас более образовано по сравнению с предыдущими поколениями. Если ранее знаниями обладала небольшое по численности сообщество в окружении монарха и духовенство, то сейчас слой образованных людей стал значительно шире. Представьте только! Высшее образование уже вообще обыденное дело! Когда на протяжении истории России такое было возможно? Рынки были незаполненными - спрос был выше предложения, вследствие чего задача состояла в простом увеличении количества произведённой продукции необразованными людьми. Однако у командно-административной системы есть негативное свойство, убивающее эффективность, - в сотрудниках, находящихся на уровне непосредственного исполнения, с настойчивостью, достойной лучшего применения, старательно изживается способность самостоятельно думать и принимать осознанные волевые решения. Инициатива наказывается, гласно или негласно, но советы и упрёки в адрес менеджмента наказываются на уровне системы. К браздам правления пробиваются те, кто полностью уверен в собственной правоте, не склонны к анализу причин и последствий. Как показали Д. Даннинг и Д. Крюгер, этим набором характеристик обладают не самые умные представители рода человеческого: чем тупее, тем уверенней в себе. В результате, опасаясь репрессии за невыполнение работы средний и нижний менеджмент выполняют работу вместо своих забитых сотрудников, а это ещё в большей степени способствует дальнейшей деградации исполнителей в деле принятия самостоятельных решений. Либо превращают подчинённых в рабов, лишённых права голоса, создавая гнетущую атмосферу в сообществе. В обоих случаях думать подчинённым не положено, кроме, пожалуй, своих самых простых операций! Какой кайдзен в таких условиях? Командно-административная система распространяет действие на всю человеческую жизнь, создавая полярную систему "работа - полноценная жизнь". Работа - это зло. Соблюдение правил, законов, инструкций - зло. Всё, что связано с работой, - зло. Потребитель - враг. Полноценная жизнь - это развлечения, прогулки, отпуск. Общение в врагом только шаблонными фразами, не задумываясь над их содержанием (вспомните операторов коллцентров). Здесь и приходит мысль заменить живых людей на роботов - цифровая экономика. Ведь для работы патерналистской системы России с выстроенной вертикалью власти мышление исполнителей надо отключить! Последствия наблюдаются во всех проявлениях в обществе. Тогда ответным действием от людей, не имеющих возможности участвовать в принятии решений, проявлять инициативу, трезво оценивать результаты своих действий и принятых решений, является детская позиция - "ДАЙ", "ХОЧУ"! Люди привыкают требовать, не имея обратной связи с результатами своего труда. Я работал как мне сказали, участвовал в процессе, затратил усилия, устал - значит корми меня, независимо от обстоятельств и результатов! От труда, особенно несправедливо малооплачиваемого, выгодно отлынивать, скидывать на кого-то, даже бравада на этой почве возникает - "на хорошее место устроился..." В командно-административной системе люди требуют, но не готовы и не умеют что-либо предлагать взамен, ибо сама система их к этому побуждает. Зачем напрягаться и делать лучше и быстрее, если вся прибыль осядет в карманах собственников организации? Если редкий линейный руководитель хочет изменить что-то и взаимодействовать с подчинёнными на равных, по-человечески, прикрывая их от вышестоящей части командно-административной системы, то он серьёзно рискует своим здоровьем и благополучием. Образованные молодые люди, попадая из ВУЗа в организацию, поначалу могут и хотят развиваться, творить, думать над решением порученной проблемы наиболее эффективными способами, хотя их чувство профессионализма и компетентности в самом начале пути чаще всего бывает ложным, пока не получат наказание за свою инициативу, после чего все таланты гасятся и потенциал оказывается неиспользованным. Дабы не быть всегда в дураках, мало кто стремится оставаться инженером - хотят стать чиновниками, "эффективными менеджерами", ставя во главу угла собственные, личные интересы, а не интересы и цели сообщества.
Вот теперь вопрос - как перейти от второй системы устройства к первой (процессной), не изменяя менталитет людей в организации?