Радченко Наталья писал(а):Уважаемые коллеги, доброго времени суток.
..."Аудитор имеет право прекращать аудиторскую проверку в случае оказания на него давления или противодействия персонала". Поясните, пожалуйста, это право есть у любого члена аудиторской группы? Каким образом возможно разрешить конфликт между руководителем подразделения и всеми внутренними аудиторами организации?
Надеюсь, нет нужды описывать, что аудитор должен приложить все усилия, чтобы избежать любого конфликта в течение аудита. Но, если очевидно нет смысла продолжать аудит (по любой причине), то
у каждого аудитора есть право прекратить проверку (детали должны быть описаны в процедуре по ВА). Это можно сделать совсем цивилизовано: "Мне кажется что у нас возникли разногласия по этому вопросу. Прежде чем продолжать с аудитом, я должен информировать моего руководителя команды. Вам спасибо за сотрудничество, как только придем к решению, мы вас поставим в известность". Или что-то подобное, вежливый вариант "господа, я не позволю вам хамить и не стану с вами больше разговаривать".
Руководитель команды аудиторов должен попытаться разобраться в причинах, из-за которых аудит прекращен, но я бы не советовал чтобы он занимался улаживанием конфликта - это задача ПРК. Прежде всего, руководитель команды аудиторов должен проверить, вышел ли аудитор за рамки плана аудита, соблюдены ли все положения об аудите (разговор с аудитором и рассмотрения записей). После того, он может узнать точку зрения руководителя подразделения. Всю информацию надо передать ПРК, а через него - директору.
Здесь я принимаю за аксиому что речь идет о компетентном аудиторе, который в своих суждениях не ошибается. Очень часто случается, что аудитор действительно не прав и тогда будут возражения со стороны руководителя подразделений, которые могут быть истолкованы как давление. В таком случае, руководитель команды аудиторов должен извиниться перед руководителем подразделения и объяснить ситуацию.
Радченко Наталья писал(а):Каким образом внутренним аудиторам повышать свою квалификацию, если нет возможности посещать специализированные курсы (отсутствие финансовых ресурсов)? И какой оптимальный период повышения квалификацию внутренних аудиторов? Зависит ли это от частоты проведения аудитов? Нужно ли аудитору обязательно получать документ о повышении квалификации?
Я не совсем понимаю, о каком повышении квалификации идет речь. Специализированные курсы являются только одним источником информации, главное - хорошо понимать как должна работать собственная организация. Другое что важно, это обмен опытом, а на курсах такое происходит очень редко. В рамках своей организации, аудитор должен понимать логику процессов создания ценности и логику процессов поддержки. На пример, вы не можете аудитировать производство резиновых изделий не зная, что такое вулканизация. Конечно, опыт нужен, поэтому если аудитор не участвует в аудите как минимум два раза в год, его квалификация является сомнительной (посмотрите IRCA критерии компетентности аудиторов, хотя мне кажется что они довольно мягкие, поэтому я ужесточил требования).
Говоря о курсах для аудиторов (были недавно такие вопросы на форуме), я бы сказал, что не надо строить себе кумира - это заблуждение, что вы не можете обучиться сами. Если кто-то утверждает обратное, спросите его а кто обучил первого аудитора на свете? Если тот мог обучиться сам, почему не можете вы?