Цели любой коммерческой организации - получение (а лучше - постоянное и многократное увеличение) прибыли.
Увеличение прибыли достигается за счет: а) расширения рынка сбыта (в том числе, удержание клиентов, создание нового рынка сбыта и проч.); б) за счет снижения издержек (в том числе систематических).
Системные проблемы в управлении (производстве и проч.) составляют значительный набор внутренних издержек, которые следует минимизировать. Стандартизация процессов (в том числе на уровне НД организации) призвана минимизировать издержки путем регламентирования процессов и поддержания их в управляемом
(статистически) состоянии. Контроль (проверка, аудит) призван: а) подтвердить, что процесс находится в управляемом состоянии
(это для того, чтобы можно было оценивать его стабильность и управлять им по мере необходимости); б) поиск возможностей к улучшению процесса
(увеличению его положительного влияния на прибыль организации). Каждый управляемый процесс - часть системы. Улучшая одно, улучшаем все (не всегда, правда, но не суть).
Это была "идеология".
На практике все выглядит немного прозаичнее. Часто ставят следующие цели: "Соответствует ли процесс требованиям внутренней и внешней документации". Если так ставить вопрос, то вопрос "а зачем мне вообще сдались эти аудиты", задают не только проверяемые подразделения, но и сами аудиторы. Это происходит просто потому, что результатом аудита является "соответствует" или "не соответствует", откуда напрашивается следующий вопрос: "И ЧЁ ДАЛЬШЕ?!". В худшем случае, аудит скатывается к "поиску несоответствий", как предлагает сударь
Сергей Прохоров в
сообщении. В этом случае, аудиторов начинают тихо (а иногда и громко) ненавидеть.
В общем, на тему "Цели аудита первой (второй, третьей) стороной" разговоров много. Некоторые личности сомневаются в праве на существование то одного, то второго, то третьего, ибо "всё тлен". Однако, хотелось бы напомнить, что это разговоры уже об объектах высокой степени абстракции (то есть, более философские рассуждения).
Екатерина же, я так понимаю, всё-таки желает получить некоторые действенные советы о практике организации и проведения внутреннего аудита.
Все же наиболее действенные, на мой взгляд, советы были даны:
СПЛАНИРОВАТЬ:
- почитать литературу (книги, стандарты)
( 1 ) ( 2 ) ( 3 );
- найти пример (кстати, этого не было озвучено);
- кое-как написать, чтобы с чего-то начать
( 1 ) ( 2 ).
СДЕЛАТЬ:
- провести пробный аудит на каком-то подразделении;
ПРОВЕРИТЬ:
- посмотреть, что получилось, что не получилось;
- проанализировать, что было хорошо, а что стоит исправить;
РАБОТАТЬ ДАЛЬШЕ:
- поправить, что решили исправить, а что было хорошо - сохранить;
- ну, и начинай с начала цикла (Спланировать-сделать-проверить-работать).
Дорогу осилит идущий. =)