Андрей Горбунов писал(а): Тот же Деминг доводил идею выбора "наших" до логического конца: работаем с одним и тем же проверенным поставщиком. Понятно, что весь вопрос в критериях выбора.
Но я с определенным скепсисом отношусь к тендерным механизмам, которые, по сути, заставляют подгонять критерии выбора так, чтобы попали те, кто уже проверен и точно сможет сделать, как надо, а не какая-то шарашкина контора.
В прошлом году я участвовал в проекте улучшения системы госзакупок в Сербии. С одной стороны, я узнал, как это сложно, организовать честную и справедливую систему. С другой стороны, я никогда не встречался с таким количеством совершенно неспособных чиновников. Как мне было приятно находиться на производственных предприятиях военной промышленности и как мне сейчас приятно находиться среди медперсонала. Все они свою работу знают, общение быстрое и по делу. А чиновники.... да что там говорить, и так все понятно.
Я знал фабрику, у которой несколько человек занимались отбором поставщиков, чтобы потом с ними строить взаимовыгодные отношения. То, что писали Деминг и Джуран они применяли полностью. Было трудно стать их поставщиком, зато потом было достаточно сказать чей ты поставщик и двери сразу открывались.
А потом появился закон о госзакупках. Он нужен, не вопрос, но нужна и система управления поставщиками, которая этим законом разрушена полностью. Сейчас единственный критерий закупок - самая низкая цена и Россия единственная страна, где поставщик на аукционе может указывать минусовую цену. Т.е. выходит, что по результатам аукциона он должен платит закупщику, чтобы тот взял его товар. Занести поставщика в список недобросовестных тоже очень трудно.
Выходит, что все те механизмы обеспечения качества на входе в процесс, которыми я обучался и про которые говорил Джуран, уничтожены пером чиновников. Специфически это относиться к типизации и унификации. Сейчас во всех медицинских организациях медицинская и прочая аппаратура закупается на тендерах, и если у вас раньше была возможность покупать только оборудование Сименса, сейчас у вас может быть пять и больше поставщиков одного и того же прибора. Что это значит в смысле эксплуатации и ремонтов, не надо комментировать. Сэкономили на входе, потеряли на выходе, называется рационализация.
Если я вам скажу, что есть постановление, которое подписал Медведев, о том, что при закупке лекарственных препаратов вы не имеете права указать температуру хранения как параметр качества, вы вероятно не поверите, как я не поверил и провизору пришлось мне это показывать на бумаге. Почему это проблема? А потому, что есть такое лекарство, адреналин, которое - в зависимости от производителя - может храниться или только в холодильнике, или при комнатной температуре. Адреналин обязательно должен находиться в укладке для оказания неотложной помощи, но если он должен храниться в холодильнике, то вам нужен холодильник, термометр, журнал температуры и еще вам нужно не забыть взять эту ампулу, когда вы бежите оказывать помощь (у вас две минуть, чтобы начать реанимацию, если опоздали, пациент умирает, зато вы сэкономили ампулу).
Стоимость холодильников, которых в среднестатистической организации не менее 50, стоимость работ по ведению журналов и все прочие расходы, это цена того, чтобы тендер выиграли "наши", у которых может не оказаться "правильного" адреналина. Ничего страшного, заставим медорганизации покупать "неправильный".