На мой взгляд, это попытка найти выход из той двусмысленной ситуации, в которой находится Россия с тех пор, как пошла по рыночному пути, но до него так и не дошла. С т.з. госзаказа СМК это некий «внутренний маркетинг», реализующий требования-пожелания заказчика к процессам по выпуску заказываемых им продуктов. Но...
Либеральный постулат об обязательности сильной конкуренции сегодня уже не вызывает такого доверия, как раньше, поскольку нелиберальный Китай, похоже, меньше всех пострадает от кризиса, в отличие от самых открытых экономик. Постулат противоречит государственным интересам многих стран, включая Россию.
В основе любого развития, так или иначе, лежат противоречия (т.е. конкуренция). Если развитие есть, а конкуренции нет, то одно из двух. Вы или не видите конкуренции, или нет развития (конкуренция настолько слаба, что не способна придать необходимый развитию импульс).
Так или иначе, отказ от обязательной сильной конкуренции опасен тем, что лишает промышленность возможности опережающего развития, поскольку направляет менеджмент качества по ложному пути ориентации на низкокачественный (в усреднении) спрос (Китай). Но Китай (в отличие от России) сохранил свой главный (не рыночный) источник развития, а следовательно, он более свободен, т.к. не обязан ориентироваться на совершенный спрос.
Следует отметить, что идея инновационного развития основана на создании эффекта кратковременного монополизма, чтобы потребителю не у кого больше было приобрести товар, что также не вполне соответствует принципу ориентации на потребителя. Кстати, классик менеджмента качества Э.-У. Деминг считал конкуренцию причиной вариабельности, а значит и снижения качества [1].
Основная идея инновационного развития все-таки в достижении конкурентоспособности. Создание эффекта монополизма это механика идеи, и одновременно ее главная «головная боль». Но здесь надо заметить, что Запад (США) успешно решил проблему капитализации коротко живущих инноваций, что в итоге и cделало его мировым лидером.
Нельзя отказываться от рыночных механизмов совершенствования или тестирования СМК (что предполагает их гибкость и множественность). Выгода государства в этом случае заключается в оптимизации затрат и возможности фильтровать результативные СМК используя их в тех процессах, в которых оно является главным или единственным заказчиком (безопасность, демография, уровень жизни и др.). Для получения такой когерентности, государство должно инициировать и поддержать «низовой», рыночный источник совершенствования СМК в лице пока отсутствующего в России (но принятого на Западе) института ключевых субъектов инновационного процесса.